Консультация для педагогов:"Моделирование ППРС в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО"
консультация на тему
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pprs.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для педагогов на тему: «Моделирование предметно-пространственной развивающей среды
дошкольной образовательной организации
в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Дошкольные образовательные организации (или группы для детей старшего дошкольного возраста при других культурно-образовательных учреждениях) располагают разными возможностями для организации предметно-пространственной среды. Это и характер самих помещений (разные типовые здания детских садов или приспособленные помещения), их площадь, комплектующее оборудование, материалы. Группы различаются и по составу детей: их количеству, уровню развития, преобладания мальчиков или девочек, интересы которых должны быть учтены.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.
Нельзя сказать, что требования к предметно-пространственной среде ДОО не разрабатывались ранее. Напротив, эти требования есть, но проблемная ситуация как раз и заключается в том, что они исходят из разных «ведомств» и противоречат друг другу. Эти требования принадлежать разным позиционерам, представления которых о предметно-пространственной среде образовательных организаций значительно расходятся. Адресатом всех этих противоречивых требований являются педагоги-практики.
На сегодняшний день существуют три группы таких требований.
Первая группа – требования управленческих структур к организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Они исходят из сложившейся педагогической традиции, определенной многодесятилетним существованием единой образовательной программы, как для школьной, так и для дошкольной ступени образования. Эти требования зачастую идут вразрез с изменившимися представлениями об оптимальной организации образовательного процесса.
Требования управленцев сводятся, в основном, к художественному оформлению среды (интерьера). Что касается самой организации предметно-пространственной среды, то здесь, по умолчанию, используется традиционное зонирование пространства (класс/кабинеты и рекреации – в школе, уголки или зоны по видам деятельности или обучающих занятий – в детском саду). Множество методических рекомендаций направлено на демонстрацию частных примеров – как оформить ту или иную пространственную зону. Целостная модель образовательного пространства, как правило, не обсуждается (видимо, считается, что она известна и понятна всем).
Вторая группа требований – психологические концептуальные требования ученых-исследователей к организации развивающей предметно-пространственной среды, исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающие современной движение к гуманизации образовательного процесса. Эти требования не соотносятся с наличным «субстратом» образовательных организаций, то есть предполагают материальную базу (здания и оборудование), которая еще не существует в действительности, и в этом смысле являются довольно утопичными (невозможно реализовать их в массовой практике не только сейчас, но и в ближайшие десятилетия).
Требования, идущие от исследователей, обычно имеют вид некоторого свода принципов построения развивающей предметно-пространственной среды, включающего такие принципы, как соответствие возрасту, обеспечение активности субъекта, обеспечение эмоциональной и функциональной комфортности, мобильности, вариативности, зонирования и т.д. Обычно эти принципы построения представлены рядоположно, не иерархизированы.
Работы, в которых выдвигаются такого рода принципиальные принципы, очень абстрактны и не выступают руководством для конкретного проектирования среды (не могут быть переведены в сферу непосредственного применения).
Педагоги-практики обычно ориентируются на устоявшуюся традицию в организации предметно-пространственной среды, которую задают им администраторы и управленцы. Предметно-пространственную среду педагоги воспринимают как готовую, проектированную до них. Работа с пространством представляется как бы вне компетенции воспитателя. Он может позволить себе заниматься лишь мелкими усовершенствованиями и не посягает на большее, или ему не позволяет большего администрация детского сада. Для воспитателей открыт лишь очень узкий аспект изменения предметной среды з- художественно-оформительский. Абстрактные же психологические принципы, предлагаемые теоретиками, никак не связываются в сознании педагогов-практиков с реальным пространством образовательной организации, где царят другие «законы».
Эти «Законы» связаны с третьей группой требований к предметно-пространственной среде. Они представлены в нормативном документе, носящем имя «Санитарные правила и нормы» для дошкольных образовательных учреждений (далее СанПиН), которые во многом противоречат современным теоретическим представлениям о целесообразных формах и содержании образовательного процесса.
Дело в том, что притязания СанПиН выходят далеко за рамки санитарно-гигиенических требований и совершенно необоснованно вторгаются в сферу организации самого образовательного процесса, диктуя, какую подбирать мебель, как ее расставлять, как и какие занятия проводить с детьми и т.п. СанПиН претендует на то, чтобы выступать единым «законным» проектировщиком предметно-пространственной среды, требуя ее жесткой унификации и образовательных организациях в соответствии с нормативами.
Между тем авторы СанПиНа (гигиенисты и физиологи) отстали от реалий педагогической жизни, по крайней мере, лет на двадцать. Их представления об образовательном процессе весьма архаичны: это единая образовательная программа и образовательная среда для всех. Так как вся мировая педагогики (и отечественная в том числе) в последние двадцать лет движется в сторону вариативности форм и содержания образовательного процесса на всех ступенях развития образования.
Архаичный СанПиН является в настоящее время не только барьером к инновациям в образовании, но и резко ограничивает возможности проектирования предметно-пространственной среды в соответствии с формой и содержанием образовательного процесса, реализуемого в конкретной дошкольной образовательной организации.
Эти нормативные барьеры сказываются не только на деятельности педагогов-практиков, которые не могут создать конкретную среду под образовательные задачи, но и на деятельности профессиональных проектировщиков образовательных пространств – архитекторов и дизайнеров.
В результате складывается совершенно неприемлемое положение дел.
Проектировщики-профессионалы (архитекторы и дизайнеры) ориентируются на архаичный СанПиН (как незыблемый «закон»), основывая будущие проекты на устаревших, не соответствующих современному образовательному процессу представлениях о предметно-пространственной среде в образовании.
Педагоги-практики не рискуют «подстраивать» среду под конкретный образовательный процесс, так как не хотят нарушать «закон», выступающий в виде предписаний СанПиНа или «живут двойной жизнью»: организуют среду, исходя из педагогической целесообразности, а к проверке – подстраиваются под СанПиН.
Получается, что в конечном итоге диктуют и устанавливают правила игры как для профессионалов-проектировщиков, так и для педагогов-практиков некомпетентные в современных тенденциях в образовании авторы СанПиНа.
Таким образом, можно зафиксировать два противоречия (разрыва) в положении дел, касающихся проектирования предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.
Первое противоречие – между нормативными требованиями к предметно-пространственной среде дошкольных образовательных организаций в виде устаревшего по сути СанПиНа и педагогической целесообразностью, как она понимается в современной науке.
Второе противоречие – между абстрактными психологическими концепциями развивающей предметно-пространственной среды и реальными возможностями ДОО.
Каким образом можно разрешить эти два противоречия, изменить сложившееся положение дел, мешающее созданию оптимальной современной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации?
Прежде всего надо признать, что принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных организациях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования. Она должна быть поставлена во главу угла – как верховный «закон» для профессионалов-проектировщиков и педагогов-практиков.
Притязания СанПиНа должны быть умерены и введены в рамки «обслуживающих» образовательный процесс рекомендаций (ограничены сферой только санитарно-гигиенических требований).
Исходя из фундаментальных психологических концепций и исследования восприятия предметно-пространственной среды (К.Левин, Дж.Гибсон, Р.Арнхейм, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский и др.) можно выделить несколько принципов конструирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании.
Основным условием или принципом в иерархии требований должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности.
Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.
Принцип полифункциональности среды – предметно-пространственная среды должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип трансформируемости среды связан с ее полифункциональностьюь – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от многофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
Принцип вариативности – сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной развивающей среды как прототип для разнообразных конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
Эстетический аспект среды должен присутствовать не как статичное внешнее оформление (единый стилевой интерьер, а как момент «красоты», открывающийся субъекту, в основном при изменении, трансформации привычной среды или в ансамбле разностильных вещей).
В связи с этим, большой практический интерес представляет предложенная Н.А.Коротковой и Т.Н.Дороновой [2] рамочная конструкция среды группового образовательного пространства, которая взаимосвязана с общей моделью образовательного процесса, адекватного дошкольному возрасту. Данная модель включает две структурные составляющие:
- развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый и которые затем реализуются в свободной деятельности ребенка – индивидуально или совместно с другими детьми.
К этим основным культурным практикам, через которые ребенок входит в мир культуры авторы относят следующие:
- игровая деятельность:
- продуктивная деятельность:
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы;
- коммуникативная деятельность.
Все эти культурные практики должны иметь подкрепление в развивающей предметно-пространственной среде ДОО.
В целом в настоящее время принципы подбора развивающего материала обозначены, имеются рекомендации по примерному предметному обеспечению игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности в разных группах детского сада [3, 4].
Традиционное стабильное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной доминирующей учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства, не годится, так как помимо того, что в групповом помещении недостаточно для этого места отсутствует однозначное соответствие между видом культурной практики и материалом. Многие материалы многофункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
На взгляд авторов, пространство группового помещения должно быть разделено на три части:
- рабочая зона – включает легкие столы (на двоих), соединяющиеся в общий стол, или большой стол трансформер; передвижную двустороннюю доску (на колесиках); на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – изобразительные, бросовые материалы настольные конструкторы – для продуктивной деятельности; объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности;
- активная зона – связана с активным движением, возведением крупных игровых построек и включает небольшой, легко перемещающийся ковер; на стеллажах и легких столах игрушки разных сюжетно-образующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты – для сюжетной игры; крупные напольные конструкторы – для продуктивной деятельности;
- спокойная зона – включает небольшой ковер, легкие банкетки или диван-трансформер, один-два легких столика; на стеллажах, открытых полках шкафов, легких столах – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями – для чтения художественной литературы; книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы – для познавательно-исследовательской деятельности; настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры – для игровой деятельности.
На подвижных границах между зонами:
- между спокойной и активной зонами – крупные универсальные, легко перемещаемые игровые маркеры пространства, разнообразные ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;
- между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;
- между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми и правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
При этом все части группового пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны область возможностью изменяться по объему – сжиматься или расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.
Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода активности.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: надо, чтобы ребенку было удобно их взять, перенести с место на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом детям и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинах и т.п.) с яркими метками – значками, облегчающими выбор.
При формировании развивающей предметно-пространственной среды очень важно учитывать принципы ее построения, рекомендованные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принцип дистанции позиции при взаимодействии. Он ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уровнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может легко изменяться и трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроениями и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.
В них должны быть:
- сборно-разборная мебель;
- игрушечная мебель;
- емкости для хранения игрушек;
- игрушки;
- мягкие плоскости, подиумы для отдыха.
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).
Следует предусмотреть:
- использование игрового спортивного оборудования;
- использование игровых столов сложной конфигурации;
- мебель-трансформер;
- использование вертикальных разделителей;
- кукольный театр;
- костюмерную;
- игрушки-заменители.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральной, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединяться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников – старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам требуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребенка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом и ориентируется на зону «ближайшего развития».
Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, которая предполагает наличие:
- игровых зон;
- зон уединения;
- современных игрушек;
- развивающих игр;
- дидактического и демонстрационного материала;
- материала для продуктивной деятельности;
- атрибутики для творческой деятельности;
- уголков экспериментирования;
- уголка природы;
- логопедического уголка;
- фонотеки, видеотеки;
- спортивного инвентаря, оборудования и т.д.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы – основной образовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как ценному самому по себе.
Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
При наполнении развивающей предметно-пространственной среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому, наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:
- полифункциональность – игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности – игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и т.п.;
- дидактические качества – игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представления о цвете, форме и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- принадлежность к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.
В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и пр.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Рынок игрушек, игрового оборудования, дидактических материалов и т.п. достаточно большой, чем обусловлена острая проблема их выбора, соотнесения педагогически целесообразных игрушек с содержанием образовательных областей.
Обобщая вышесказанное, можно дать педагогам дошкольных образовательных организаций ряд следующих практических рекомендаций по построению развивающей предметно-пространственной среды группового помещения в соответствии с современными требованиями.
1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.
- В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:
- для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;
- для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
- Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);
- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. Например, для детей 2-3 лет это требует освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении – катании, лазании, играх с крупными двигателями. В группе для детей 3-4 лет это будет широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр, причем с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов, у которых что-то будет переключиться, нажиматься, крутиться, и в большом количестве атрибутов, обозначающих внешний знак роли – шлемами, коронами, плащами, сумками, щитами, веерами, т.к. дети этого возраста стремятся быть похожими на взрослых, приближаться к их возможностям и быть такими же «большими и важными». В средней возрастной группе ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни будут с большим удовольствием использовать созданные вами уютные домики, красивые дворцы, военные крепости и другие сооружения, наполнение разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей;
- включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полуфукциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки со множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящичках будут сосредоточены разнообразные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, платки, «бабушкины» платья, сумки, элементы разных костюмов и прочие детали внешних знаков ролей, которые примеряют на себя дети дошкольного возраста. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);
- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;
- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно-развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и т.п.,);
- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.
- Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформить в спальном помещении (подиумы с мягкими подушками, с которыми можно, обнявшись полежать; легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки типа «снегопад в шарике», «плавающие рыбки», картина с «изменяющимся пейзажем».
- Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество: «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.
II. Требования к содержанию развивающей предметно-пространственной среды.
- Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
- программным требованиям, задачами воспитания и обучения;
- возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка. Воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда 3-4 лет в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков;
- интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности. Например, детям старшего дошкольного возраста центр ручного труда и конструирования гораздо более привлекателен, если мальчики найдут в нем образцы изготовления разнообразной техники (межпланетных кораблей, катамаранов, подводных лодок), крепости, занимательные игры типа «Автомобильные гонки», «Приди первым» и др., .а девочки – образцы сумочек, украшений, сундучков для их хранения, кукол с гардеробом вещей, предметов быта и пр.
- В предметно-пространственной среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие различные психические процессы.
- Содержание предметно-пространственной среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:
- поддержание интереса ребенка к предметно-пространственной среде и на пройденный программный материал: «Этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху»;
- на индивидуальные возможности детей: «Я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо»;
- на обеспечение зоны «ближайшего развития»: «Это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую»;
- На неисчерпаемую информативность: «Я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное».
Основные принципы построения общения взрослого с детьми.
- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
- Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже - действия, затем - признаки и свойства предметов, объясните окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
- Всегда внимательно выслушайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите любопытные вещи, книги, истории. делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение - это всегда не много общение «на вырост».
- По возможности, много путешествуйте с ребенком.
- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
- Ходите с ребенком в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 2-3 лет.
В это период для познавательного развития ребенка решающие значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:
- игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические - типа богородской игрушки);
- игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру - типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (желательно их делать на глазах у детей). Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- шуршание «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
- перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
- свистки и дудочки из глины и дерева;
- нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
- конструкторы и мозаики;
- разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
- игрушки контрастных размеров;
- игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
- емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить - вынуть, открыть - закрыть, выдвинуть-задвинуть. Отличительная особенность возраста - тяга к многократному повторению этих действий.
- вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.п.;
- книги с большими предметными картинками;
- ящики, контейнеры с крышками;
- подушки, ковер;
- качели, прыгунки.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 3-4 лет.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- разрезанные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы - вкладыши;
- 2-3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
- разнообразные некомплектные конструкторы - без образцов изделий;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения - пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
- оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
- банки разного размера;
- пособия для развития мелкой моторики рук - шнуровки, застегивающиеся коврики;
- предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, - сломанные часы, фотоаппараты;
- емкости для хранения мелких предметов - сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.;
- машинки крупные и средние,
- куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды;
- наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
- игрушечные животные (натуральной окраски);
- большие и мягкие игрушки и напольные подушки;
- тканевые мячики;
- аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
- моющиеся книги с хорошей иллюстрацией, изображающие предметы реального окружения ребенка;
- книги сказок о животных;
- детская мебель: стол, стульчик.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 4-5 лет.
В развивающую предметно-пространственную среду для детей среднего возраста должны входить:
- различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
- игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
- костюмы для ряжения;
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
- книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова и др.);
- книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п.,
- тематические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
- наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
- дидактические игры «Собери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
- игры «Водоем», «Поймай рыбку», колпачки и т.п.;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности - детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные для рисования, моделирования, работы с бумагой.
Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды
для детей 5-7 лет.
В развивающую среду должны входить:
- глобус (желательно с подсветкой);
- физическая карта мира и России, политическая карта мира;
- разнообразные коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;
- детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;
- детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;
- часы настенные и календарь;
- настольно-печатные игры - лото, пазлы;
- настольные игры - домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Литература.
- Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями// Справочник старшего воспитателя. -2014. - №8. – С.26 -38.
- Короткова Н.А., Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Предметно-пространственная среда детского сада. – М.: Линка-пресс, 2010. – С.5-22.
- Материалы и оборудование для детского сада/ Под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой. – М.: Элти-Кудиц, 2003. – 206 с., ил.
- Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство-пресс», 2006. - 128 с., ил.
- Письмо Министерства образования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Консультация для воспитателей "Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС"
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...
Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС
Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов. Ключевым моментом в предл...
Консультация для воспитателей «Здоровьесбережение детей в дошкольных образовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС»
Одним из важнейших направлений в работе коллектива ДОУ является забота о здоровье воспитанников....
Ребёнок, родители и педагог как участники единого творческого процесса работы изостудии в дошкольном образовательном учреждении, в условиях реализации ФГОС
Проблема влияния изобразительного искусства на эстетическое развитие ребёнка приобретает всё большую актуальность. Современный взгляд на эстетическое воспитание предполагает единство формирования эсте...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...