МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»
Подготовила воспитатель: Колбасова Ольга Владимировна
2-й слайд
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Ушинский
Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.
Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
3-й слайд
Цель: формирования интереса дошкольников к художественной литературе и чтению книг.
Задачи:
Образовательные:
1. Прививать интерес к положительным героям произведений.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
4. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки
4-й слайд
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры — беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй.
Наглядные:
- Групповые выставки;
- Рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Кукольные спектакли;
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование;
- Лепка.
5-й слайд
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе по подгруппам;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Технические средства обучения:
- Магнитофон;
- CD и аудио материал.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно — дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания.
6-й слайд
Методы
Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.
1. Выразительное чтение вслух (воспитатель): Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей (чтение должно быть эмоционально окрашенным)
2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста (конкурсы типа «Лучший чтец группы»)
3. Игры-драматизации: Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов (под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля)
4. Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста (рисование запомнившегося героя, понравившийся сюжет)
5. Литературные викторины: В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. (включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.)
6. Взаимодействие с родителями: Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ
7-й слайд –читать
В нашей группе организованы РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ для ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ
Это
Центр художественной литературы «Волшебные странички»
Театральный центр «Петрушка»
Патриотический центр «Моя страна Россия»
Познавательный центр «Мы познаем мир»
8-й слайд
Расмотрим методы поподробней
1. Выразительное чтение вслух: способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе конкурсы «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.
9 - й слайд
1. Игры-драматизации: В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
10 -й слайд
Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая сказки А.С. Пушкина, дошкольники с удовольствием рисуют ученого кота, который ходит по цепи кругом и т.д. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
11-й слайд
1. Литературные викторины: Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. В игровой форме проверять и закреплять у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.
12 -й слайд
Взаимодействие с родителями: Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
- Расширить их представления о детской литературе.
- Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать детей к семейному чтению, можно организовать «Семейный конкурс – Лучший тец»; на листе А4 начертить таблицу, написать членов семьи участвующих в семейном чтении и отмечать кто больше прочтет за неделю, если ребенок выигрывает то он поощряется любям призом (будь-то сладости или поход в кино и т.д)
Можно дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям «взрослые» книги. Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий.
Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).
Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев, так же устраивать сочинение сказок детьми и родителями.
Подготовить консультации для родителей: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др.
12 -й слайд
Наши достижения
На начало года в сентябре читали 15% детей, знали буквы алфавита 69%, не читали 31%. На февраль месяц уже читают 61%, все дети 100% знают буквы алфавита, не читают 31%
13 -й слайд
Вывод
Итак, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
14-й-слайд
Рекомендуемая литература
- Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. – 1994
- Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.
- Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. – 2005.
- Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005
- Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005.
- Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
- Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000.
- Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005.
15-й слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование интереса дошкольников к художественной литературе | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МУРМАНСКА ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ № 57
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ»
Подготовила воспитатель: Колбасова Ольга Владимировна
2-й слайд
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Ушинский
Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.
Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.
3-й слайд
Цель: формирования интереса дошкольников к художественной литературе и чтению книг.
Задачи:
Образовательные:
1. Прививать интерес к положительным героям произведений.
2. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
3. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
4. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки
4-й слайд
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры — беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй.
Наглядные:
- Групповые выставки;
- Рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Кукольные спектакли;
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование;
- Лепка.
5-й слайд
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе по подгруппам;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Технические средства обучения:
- Магнитофон;
- CD и аудио материал.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно — дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания.
6-й слайд
Методы
Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.
1. Выразительное чтение вслух (воспитатель): Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей (чтение должно быть эмоционально окрашенным)
2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста (конкурсы типа «Лучший чтец группы»)
3. Игры-драматизации: Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов (под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля)
4. Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста (рисование запомнившегося героя, понравившийся сюжет)
5. Литературные викторины: В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе. (включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д.)
6. Взаимодействие с родителями: Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ
7-й слайд –читать
В нашей группе организованы РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ для ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИЮ КНИГ
Это
Центр художественной литературы «Волшебные странички»
Театральный центр «Петрушка»
Патриотический центр «Моя страна Россия»
Познавательный центр «Мы познаем мир»
8-й слайд
1. Выразительное чтение вслух: способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе конкурсы «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.
9 - й слайд
1. Игры-драматизации: В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
10 -й слайд
Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая сказки А.С. Пушкина, дошкольники с удовольствием рисуют ученого кота, который ходит по цепи кругом и т.д. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
11-й слайд
1. Литературные викторины: Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т.д. В игровой форме проверять и закреплять у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.
12 -й слайд
Взаимодействие с родителями: Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.
- Расширить их представления о детской литературе.
- Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы.
Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать детей к семейному чтению, можно организовать «Семейный конкурс – Лучший тец»; на листе А4 начертить таблицу, написать членов семьи участвующих в семейном чтении и отмечать кто больше прочтет за неделю, если ребенок выигрывает то он поощряется любям призом (будь-то сладости или поход в кино и т.д)
Можно дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям «взрослые» книги. Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий.
Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Потом члены семьи могут рассказать о дожде, который больше всего запомнился в жизни каждого из них. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.
Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).
Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев, так же устраивать сочинение сказок детьми и родителями.
Подготовить консультации для родителей: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др.
12 -й слайд
Наши достижения
На начало года в сентябре читали 15% детей, знали буквы алфавита 69%, не читали 31%. На февраль месяц уже читают 61%, все дети 100% знают буквы алфавита, не читают 31%
13 -й слайд
Вывод
Итак, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм -- продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой -- она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
14-й-слайд
Рекомендуемая литература
- Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. – 1994
- Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
// Воспитание школьников. - 2005. - Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.
- Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. – 2005.
- Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005
- Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005.
- Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007.
- Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000.
- Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005.
15-й слайд СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
«Формирование у дошкольников нравственно – патриотического воспитания средствами художественной литературы»
Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание...
Рабочая программа кружка Тема: «Буктрейлер как средство формирования интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Карусель сказок»
Медиапроектирование в детском саду...
Консультация для родителей «Формирование интереса старших дошкольников к художественной литературе и чтению книг»
консультация...
Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств средствами художественной литературы
Этот материал используется как консультация для родителей по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Формирование речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой посредством технологии моделирования
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и процессы восприятия этой информации. И в сф...