«Детская экспериментальная деятельность» ( цели, задачи, формы работы, тематика)
статья (старшая группа) на тему
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. После проведения игр–экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Детей интересует всё. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det_eksperim.doklad.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детская экспериментальная деятельность»
( цели, задачи, формы работы, тематика)
Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие и самореализацию ребенка, развивает исследовательскую активность дошкольника. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование, которое ставит перед собой следующие цели:
- Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
- Создание условий для формирования целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи детского экспериментирования следующие:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода - переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва - влажность, сухость)
- Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: солнца, земли, воздуха, воды, и их значимости в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящими в её состав песка и глины.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
- Развивать положительное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения , проверять их и делать выводы.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.
Понимая значение экспериментирования для развития ребёнка, мы регулярно организуем игры – эксперименты, используя следующую структуру:
- Постановка проблемы и её формулирование (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
-обсуждение увиденных результатов;
-формулировка выводов.
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты.
Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без поощрения и выражения одобрения, деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Для положительной мотивации деятельности дошкольников чаще всего используем различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
С целью внедрения метода организованного и контролируемого детского экспериментирования ежегодно разрабатывается перспективный план работы по игровой экспериментальной деятельности детей.
- Игры – эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- Игры эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- Игры эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, земли, магнита и воды.
. Педагог, во время проведения таких игр , должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
После проведения игр–экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Детей интересует всё.
Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
В нашем дошкольном учреждении имеется большое количество литературы по данной теме. В своей работе я использую разработки авторов: И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», О.В. Дыбина «Ребёнок в мире поиска», Т.В. Григорьева «География в занимательных экспериментах».
Список использованной литературы
Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно - методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.
Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 192 с.
Гусева Т.А. Стилевые аспекты любознательности. - Бийск: НИЦ БиГПИ,2000.-169с.
Дыбина О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2002. - 28 с.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия «Вместе с детьми).
Зак А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка». — М.:Владос,2003 — 166с.
Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.
Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.
Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...
Статья «Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК)»
Рассматриваются цели, задачи, содержание работы ПМПК. Рекомендуется педагогам дошкольных образовательных учреждений....
Опыт работы в организации детской экспериментальной деятельности в 1 младшей группе как средство познавательной деятельности.
Организация эксперементальной деятельности в 1 младшей группе...
Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской экспериментальной деятельности.
Цель:Уточнение знания детей о признаках зимы, по средствам понимания простейших причинно следственных связей, через развития речевой активности и активизирование словаря по теме «Зима».Зад...
Опытно-экспериментальная деятельность учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ Проект – «Семья – детский сад»
Главное достоинство организации опытно-экспериментальной деятельности учителя дефектолога в работе с детьми ОВЗ заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучае...
Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры (задачи, формы работы, Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре)
Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.Задачи: - продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;- раскрыть формы приобщения дошкольников к детской ...
Зарядка для мам в детском саду. Значимость. Цели. Задачи. Комплекс.
Зарядка для мам в детском саду – это замечательная идея, которая не только способствует физическому здоровью, но и укрепляет взаимоотношения между мамами и детьми, а также между мамами друг с др...