ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Сахно Нина Павловна

"СКОРО В ШКОЛУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_dists10-1.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предшкольной подготовки 

«Скоро в школу»,

Пояснительная записка

Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями.

       Основополагающими идеями   данной программы являются:

             - направленность на формирование психологической готовности детей к школе

           - сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели

Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.

Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.  

И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.

      Временной период деятельности программы:

 

                                      Субъекты программы:

Основные разделы программы

                      1.День открытых дверей (январь)

                                 Блок мероприятий (апрель)

                     2. «Школа первоклассника»

              Тематические занятия -20 часов (февраль - май )

                     3.Работа с родителями

    Блок мероприятий(февраль – август)

1. Цель программы:

 Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников         к школе.

Цель реализуется через решение конкретных задач:

        

        1. Первичное знакомство со школой:

                знакомство со зданием и его историей,

                с традициями школы.

        2.Знакомство с первым учителем, с классом, создание

               психологической атмосферы спокойствия будущих

               первоклассников.

        3.Введение детей в роль «школьника», реализация

               возможности пробы сил в новой роли, первичное

               знакомство с правилами школьной жизни.

        4.Развитие интереса, позитивного настроя на обучение

               в школе через построение системы занятий.

        5.Построение системы работы с родителями  будущих

                первоклассников.

        6.Анализ психологической готовности каждого ребёнка к

               обучению в школе, с последующей консультацией

               родителей.

2. Принципы построения программы:

  • Принцип систематичности и последовательности              

построения

  • Принцип учёта возрастных психологических особенностей

детей дошкольного возраста

  • Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку
  • Принцип гуманности и терпимости
  • Принцип сотрудничества

( -дети –родители- педагоги  - школьный психолог)

  • Принцип «Не навреди»

3.Основные функции программы:

  • Коммуникативная -  направлена на создание условий для    

     развития уровня коммуникативных качеств будущих  

     первоклассников, возможности их продуктивного общения со

     сверстниками и  педагогами.

  • Развивающая – направлена на развитие  самостоятельности, творческих способностей,  познавательной активности детей.
  • Корректирующая- направлена на создание условий для  выявления «факторов риска»  в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.

 

4.Механизм реализации программы «Скоро в школу»

     

       

                                                                                                                                                                                       

4.1. «День открытых дверей»

Цель мероприятия: 

                   Первичное знакомство детей и родителей со школой:

                    знакомство со зданием и его историей, с традициями

                   школы, её сегодняшней жизнью.  Знакомство с первым

                   учителем, с классом.

Предварительная подготовка:

  • Посещение детских дошкольных учреждений города,  

     присутствие на занятиях в подготовительных группах,  

     выступления на родительских собраниях, встречи с    

     родителями, сотрудничество с воспитателями по    

     вопросам преемственности детского сада и школы.

  • Посещение семей будущих первоклассников.
  • Выявление и консультационные встречи с родителями детей, не посещающих детский сад.
  • Планирование и подготовка мероприятия силами педагогов и школьного самоуправления.

Примерный план проведения мероприятия:

  • Встреча детей, родителей и воспитателей детских садов.
  • Общий сбор в актовом зале школы.
  • Праздничная программа для гостей, подготовленная силами

педагогов и учащихся школы.

  • Экскурсия - путешествие по школе, которая включает в себя  

станции:

                         «В мир растений и животных»

                             (Кабинет биологии)

                           «Удивительное рядом»

                              (Кабинет физики)

                           «Умные машины»

                             (Кабинет информатики)

                            «Вокруг света»

                             (Кабинет географии)

                            «Мастерок»

                              (Школьная мастерская)

                            «Сильные. Ловкие. Смелые»

                              (Спортивный зал)

                            «Книголюбово»

                              (Школьная библиотека)

                           «Чему учат в школе»

                                (Кабинет начальных классов будущих

                                 первоклассников, занятие проводит учитель)        

  • «Сладкая перемена» угощение в школьной столовой.
  • Игровая программа для детей.
  • Родительское собрание.

4.2«Школа первоклассника»

        Цель системы занятий:

                   Введение детей в роль «школьника», реализация

                   возможности пробы сил в новой роли,

                   знакомство с правилами школьной жизни.

                   Развитие интереса, позитивного настроя на обучение.

Спланированная система занятий с детьми рассчитана на двухнедельный период. Для занятий задействуются кабинет начальных классов (будущий кабинет 1 класса), кабинет музыки, спортивный зал школы, игровая комната, школьная библиотека. Кроме того, для прогулок и  занятий на свежем воздухе определяется территория спортивной площадки и зона отдыха  школы.

В реализации системы занятий задействованы:

  • Учитель начальных классов
  • Школьный психолог
  • Учитель музыки
  • Учитель физкультуры
  • Библиотекарь
  • Вожатая школы

  Режим работы «Школы первоклассника»

             

              Еженедельно по 2 занятия.

              Продолжительность занятий 20 минут

              Продолжительность перемены 15 минут.

Перемена 15 минут – предполагается прогулка, игры на свежем воздухе.

Составляющие системы занятий школы первоклассника

  • Развитие речи- 3 часа
  • «Математический калейдоскоп»- 3 часа
  • Блок творчества – 6 часов

                   -«Мастерок»- 3 часа

                    - «Весёлые нотки»  - 2 часа

  • «Спортивный час» - 4 часа
  • Занятия школьного психолога - 4 часа

        

Примерное тематическое планирование занятий

  • Развитие речи – 8 часов

Каждое занятие предполагает  упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».

Часть занятия занимают  «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой  мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.

занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

Что такое школа.

Знакомство детей с учителем, друг с другом. Введение в роль школьника.

Беседа о школе, школьных правилах, школьных науках, школьных принадлежностях. Составление текста о школе. Творческая работа « Наша школа» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

В мире волшебных слов.

Здравствуйте. Добрый день.

Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о «волшебных» словах и их силе. Введение понятия «Речь». Творческая работа «В музее добрых слов» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

2

Моя семья.

Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о семье, о её значении для человека.

Введение понятия  «Предложение».  

Творческая работа «Моя семья»

составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание.

 

 Любимые игрушки.

Повторение правил «Школьного звонка» Составление текста об игрушке. Введение понятия «Слово»

Игра «Жмурки с игрушками»

Творческая работа «В магазине игрушек» - работа с трафаретами, рисование, раскрашивание, штриховка.

3

В гостях у лета.

Повторение понятий «Речь» «Предложение» «Слово»

Упражнения в составлении предложений на заданную тему. Составление текста по наблюдениям. Творческая работа «Что нам дарит лето» составление рисунка по опорным трафаретам, штриховка и раскрашивание.

  • «Математический калейдоскоп» – 8 часов

Занятия строятся согласно определённой структуры, отвечающей возрастным особенностям дошкольников. Они включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно – ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.

Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнения заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.

занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

Если спросим: - «Сколько?»

Упражнения в счёте предметов при ответе на вопрос: - «Сколько»

Работа со счётным и раздаточным материалом. Использование дидактических игр.

Знакомство с волшебницей Клеточкой.  Построение узора на клетках. Игровое творческое задание - «Вышиваем полотенце»

Одинаковое, разное. Больше, меньше, столько же.

Выполнение заданий на нахождение сходства и различия.

Игра «Волшебный мешочек», «Кривое зеркало» и др. Сравнение количества предметов, оперируя понятиями больше, меньше, столько же.

Работа с трафаретами и построение бордюра по клеткам.

2

Направо, налево. Вверх, вниз. Между, рядом, за.

Упражнения в пространственной ориентации через игровую деятельность. Игры «Репка», «Кто где стоит», «Поиск спрятанной игрушки», «Что изменилось»…Задания волшебной Клеточки связаны с ориентированием на поле тетрадного листа ( продолжи узор,  диктант по построению узора…)

Один. Много.

Упражнения в счёте и количественном сравнении групп предметов. Работа с раздаточным материалом. Игры «Весёлый поезд», «Что изменилось»…  Творческая работа по составлению рисунка, штриховка, раскрашивание.

3

Город квадратов и треугольников.

Занятие- путешествие в город геометрических фигур. Повторение  представлений о квадрате и треугольнике. Игры «Почини одеяло», «Составь узор» «Найди такой же»…Работа с геометрическим материалом по названию, счету  фигур. Творческая работа в тетради с геометрическим трафаретом. Штриховка, раскрашивание.

Дни недели.

Упражнение в счёте и количественном сравнении групп предметов. Закрепление знания последовательности дней недели. Игры «Найди своё место», «Весёлый поезд», «Доскажи словечко»

Задания волшебной Клеточки по составлению и раскрашиванию узоров.

        

  • Блок творчества – 6 часов

Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера  творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.

Данный блок предполагает  занятия по рисованию, лепке, создание  аппликации и музыкальные занятия  в кабинете музыки.

                           «Мастерок» - 3 часа

занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

Работа с пластилином.

Лепка на тему «Летние цветы»

Повторение основных свойств пластилина, правил работы с ним.  Творческая работа «Летние цветы» (приём нанесения пластилина на картонную основу) Рассказ о своей работе.

На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

2

 «Мы рисуем лето»

 Составление узора и цветовое оформление крыльев бабочки. Симметрия, точность линий. Работа простым карандашом,  акварельными красками. На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

3

«На манеже цирка»

Аппликация «Весёлый клоун»

Коллективная творческая работа по созданию аппликации из геометрических фигур.

На занятии используется музыкальное и художественное оформление.

- «Весёлые нотки»  - 2 часа

№ занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

«Экспедиция за песнями»

Слушание и разучивание песен о лете.

2

«Музыкальный

Слушание и разучивание песен В. Шаинского

калейдоскоп»

3

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем с тобой играть»

Разучивание и исполнение игр – хороводов.

  • «Спортивный час» - 4 часа

Занятия  проводятся  в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.

№ занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

«Ловкие и меткие»

Развитие меткости и ловкости.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

-Упражнение в метании мяча в цель

- Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение»

- Подведение итогов занятия.

2

«Сильные и быстрые»

Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

-Прыжки в длину с места.

-Подвижные игры «Эстафета кузнечиков», «Класс! Смирно!»

- Подведение итогов занятия.

3

«Сильные и быстрые»

Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств.

- Построение, сообщение задач занятия

- Разминка

- Бег 30 м

-Подвижные игры «Чай-чай-выручай», «Съедобное- несъедобное» - Подведение итогов занятия

4

«Весёлый стадион»

Развитие быстроты в эстафетах и подвижных играх.

-Построение

-Разминка

-Эстафеты с эстафетной палочкой

-Любимые подвижные игры

  • Занятия школьного психолога - 4 часа

Занятия нацелены на формирование навыков сотрудничества между детьми,

выработку умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга, что будет способствовать успешной адаптации. Кроме того, в ходе занятий психолог имеет возможность выявить детей имеющих трудности в общении со сверстниками, со взрослыми, дать консультацию родителям и будущим педагогам.  

занятия

Тема

Примерное содержание занятия

1

Знакомство. Введение схемы времени.

-Знакомство детей друг с другом, с психологом(тактильные игры на доверие, умение знакомиться, пантомима)

-Введение знака «Я», отработка этого знака (рисуночные методы самопрезентации, оценки своего настроения)

-Введение схемы времени

( работа по группам; итог составление схемы по опорным картинкам, совместное обсуждение)

-Ритуал прощания

2

Знаки «Я» и «Мы»

-Презентация знаков «Я» и «МЫ» , объяснение их значения(связь с правилами поведения в школе), отработка этих знаков по принципу: вопрос- ответ.

-Игры и упражнения для отработки умения работать в парах, отвечать хором, отвечать по одному по поднятой руке.

-Ритуал прощания.

3

Как надо и не надо спорить

-Противопоставление спора ссоре. Развитие произвольного внимания, способности работать по правилам.

-Постановка проблемы –спор или ссора? Диалог литературных персонажей

-Работа в группах(Чтобы поспорить надо отыскать доказательства своей правоты)

-История про Ежа и Зайца(Оценка ситуации и способы разрешения)

-Обсуждение в круге «Можно ли обойтись без ссор, обид и драк.

-Ритуал прощания.

4

Введение нового знака  «?»

-Введение знака «?». Объяснение, примеры, рисуночные методы, игры на тренировку применения знака.

-Тренировочные игры на развитие навыка сотрудничества.

-Отработка умения задавать уточняющие вопросы (Работа в группах по картинкам)

-Ритуал прощания

  • Изучение и анализ психологической готовности  

               ребёнка к обучению в школе

Данный пункт в работе «Школы первоклассника» имеет своей целью не только проанализировать готовность детей к обучению, но и грамотно, профессионально прогнозировать насколько успешно пройдёт адаптация будущих первоклассников к школе, дать необходимые консультации родителям по исключению факторов риска за оставшийся период времени.

 Исходя из небольшого временного периода работы «Школы первоклассника» определены три важных критерия готовности ребёнка к школе: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. Предложенные методики частично реализует психолог, частично учитель на своих занятиях по предварительной договорённости о целесообразности и возможности их использования на том или ином занятии. По результатам данной работы проводятся консультации с родителями.

Критерии

Показатели

Методики

1. Личностная готовность к обучению

-Отношение к школе

-Эмоциональная устойчивость

   Агрессия

  Тревожность

   Адекватность      

          Реакций

-Произвольность поведения

 (в деятельности)

-Отношение к учению,

интерес к знаниям

- Анкета. Методика Гинсбург

(адаптировано Овчаровой)

- Тест «Несуществующее животное»

- Методика Р. Сирса

- Наблюдение, беседа

-Методика Б.Р.Эльконина «Куб».

-Методика А.Карстен «Шахматная доска». -Методика Ш.Н.Чхартишвили «Альбом»

-Диагностическое интервью по общим рекомендациям И. Шварцнара. Наблюдение.

2.Интеллектуальная готовность к обучению

Дифференцированное восприятие

-Уровень развития интеллекта

-Уровень развития памяти

-Уровень развития

-Методика  «Узнавание фигур»

-«Нарисуй человека»(мужчину)

Тест Гудинар-Харриса

- Методика «Узнавание фигур». «Нелепицы»Забрамной С.Д.

-«Память» А.Н.Леонтьева.

произвольного внимания

-Развитие тонких движений рук, зрительно-двигательной координации

-Тест «Графический узор»

-Тест Пьерон-Рузера.

-«Перебор пальцев». «Ассиметричное постукивание» Графические пробы

-Пробы Озёрского

3Социально- психологическая готовность к школе

- Коммуникативные качества, необходимые ребёнку в процессе общения, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми. Умение познакомиться, уступать, действовать в команде, защищаться, подчиняться интересам и обычаям группы.

- Наблюдение

-Моделирование ситуаций

-Ролевые игры

Изучение уровня готовности ребёнка к школе имеет важное значение не только для родителей, но и для учителя. Зная его уровень готовности к обучению, его особенности - учитель сможет с первых дней обучения продумать индивидуальный подход к каждому ученику, выстроить линию по созданию условий успешной адаптации каждого ребёнка и класса в целом.

4.4.Работа с родителями будущих первоклассников.

Цель системы мероприятий:

        Установление отношений сотрудничества педагогов и

        родителей по созданию условий успешной адаптации

        первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной педагогической помощи родителям будущих первоклассников.

Работа с родителями охватывает все  этапы программы и планируется с апреля по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи,  анкетирование, посещение занятий в «День открытых дверей» - основные формы работы  педагогов школы с родителями.

Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий:

  • Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего

      микрорайона.

        

  • Работа с родителями через сотрудничество детских садов и

школы

                               - выступление на родительском собрании в              

                                  подготовительной группе

                               - организация «Дня консультаций школы в

                                   детском саду»

                               - участие в оформлении информационных

                                  стендов для родителей  детей предшкольного                        

                                  возраста в подготовительных группах

  • Родительское собрание в рамках «Дня открытых дверей»

                    - Посещение занятий с детьми, экскурсия по

                       школе

                                 - Выступление психолога «Психологический

                                    портрет первоклассника»

                       - Знакомство с учебной программой и её

                                     особенностями

                                 - Консультации  «Чему и как учить до школы»,

                         «Что нужно первокласснику»

  • Сотрудничество педагогов родителей и психолога школы

                   в период «Школы первоклассника»

                          - анкетирование

                         - индивидуальные беседы

                         - консультации педагогов и психолога

  • Родительское собрание по итогам «Школы

                  первоклассника»

                            - беседа «Почему учиться трудно?» об

                              особенностях адаптационного периода

                               первоклассников    

                            - консультация «Как избежать трудностей

                               адаптации»

                             -индивидуальная работа по результатам анализа  

                               уровня готовности детей к обучению,

                               конкретные советы и рекомендации педагогов и

                               школьного психолога

  • Родительское собрание в августе посвящается

                   организационным вопросам , проводятся

                     индивидуальные консультации.

«Внимание и понимание – самая большая помощь,

которую  мы можем оказать ребёнку»

Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно» должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников.  Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"

Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

Программа предшкольной подготовки «В школу с радостью!»

Содержание  Пояснительная записка ………………………………………….2 Календарно-тематическое планирование……………………….5 Список литературы ………………………………………….......11  Пояснительная записка...

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...

Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...

Программа предшкольной подготовки "Дошколята"

Программа предшкольной подготовки "Дошколята" для детей старшего дошкольного возраста...