ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Программа предшкольной подготовки
«Скоро в школу»,
Пояснительная записка
Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему мероприятий по работе с детьми и их родителями.
Основополагающими идеями данной программы являются:
- направленность на формирование психологической готовности детей к школе
- сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели
Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.
Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.
И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.
Временной период деятельности программы:
Субъекты программы:
Основные разделы программы
1.День открытых дверей (январь)
Блок мероприятий (апрель)
2. «Школа первоклассника»
Тематические занятия -20 часов (февраль - май )
3.Работа с родителями
Блок мероприятий(февраль – август)
1. Цель программы:
Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Цель реализуется через решение конкретных задач:
1. Первичное знакомство со школой:
знакомство со зданием и его историей,
с традициями школы.
2.Знакомство с первым учителем, с классом, создание
психологической атмосферы спокойствия будущих
первоклассников.
3.Введение детей в роль «школьника», реализация
возможности пробы сил в новой роли, первичное
знакомство с правилами школьной жизни.
4.Развитие интереса, позитивного настроя на обучение
в школе через построение системы занятий.
5.Построение системы работы с родителями будущих
первоклассников.
6.Анализ психологической готовности каждого ребёнка к
обучению в школе, с последующей консультацией
родителей.
2. Принципы построения программы:
- Принцип систематичности и последовательности
построения
- Принцип учёта возрастных психологических особенностей
детей дошкольного возраста
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку
- Принцип гуманности и терпимости
- Принцип сотрудничества
( -дети –родители- педагоги - школьный психолог)
- Принцип «Не навреди»
3.Основные функции программы:
- Коммуникативная - направлена на создание условий для
развития уровня коммуникативных качеств будущих
первоклассников, возможности их продуктивного общения со
сверстниками и педагогами.
- Развивающая – направлена на развитие самостоятельности, творческих способностей, познавательной активности детей.
- Корректирующая- направлена на создание условий для выявления «факторов риска» в дошкольной подготовке конкретного ребёнка, планирование работы по её коррекции и созданию предпосылок успешного обучения в школе.
4.Механизм реализации программы «Скоро в школу»
4.1. «День открытых дверей»
Цель мероприятия:
Первичное знакомство детей и родителей со школой:
знакомство со зданием и его историей, с традициями
школы, её сегодняшней жизнью. Знакомство с первым
учителем, с классом.
Предварительная подготовка:
- Посещение детских дошкольных учреждений города,
присутствие на занятиях в подготовительных группах,
выступления на родительских собраниях, встречи с
родителями, сотрудничество с воспитателями по
вопросам преемственности детского сада и школы.
- Посещение семей будущих первоклассников.
- Выявление и консультационные встречи с родителями детей, не посещающих детский сад.
- Планирование и подготовка мероприятия силами педагогов и школьного самоуправления.
Примерный план проведения мероприятия:
- Встреча детей, родителей и воспитателей детских садов.
- Общий сбор в актовом зале школы.
- Праздничная программа для гостей, подготовленная силами
педагогов и учащихся школы.
- Экскурсия - путешествие по школе, которая включает в себя
станции:
«В мир растений и животных»
(Кабинет биологии)
«Удивительное рядом»
(Кабинет физики)
«Умные машины»
(Кабинет информатики)
«Вокруг света»
(Кабинет географии)
«Мастерок»
(Школьная мастерская)
«Сильные. Ловкие. Смелые»
(Спортивный зал)
«Книголюбово»
(Школьная библиотека)
«Чему учат в школе»
(Кабинет начальных классов будущих
первоклассников, занятие проводит учитель)
- «Сладкая перемена» угощение в школьной столовой.
- Игровая программа для детей.
- Родительское собрание.
4.2«Школа первоклассника»
Цель системы занятий:
Введение детей в роль «школьника», реализация
возможности пробы сил в новой роли,
знакомство с правилами школьной жизни.
Развитие интереса, позитивного настроя на обучение.
Спланированная система занятий с детьми рассчитана на двухнедельный период. Для занятий задействуются кабинет начальных классов (будущий кабинет 1 класса), кабинет музыки, спортивный зал школы, игровая комната, школьная библиотека. Кроме того, для прогулок и занятий на свежем воздухе определяется территория спортивной площадки и зона отдыха школы.
В реализации системы занятий задействованы:
- Учитель начальных классов
- Школьный психолог
- Учитель музыки
- Учитель физкультуры
- Библиотекарь
- Вожатая школы
Режим работы «Школы первоклассника»
Еженедельно по 2 занятия.
Продолжительность занятий 20 минут
Продолжительность перемены 15 минут.
Перемена 15 минут – предполагается прогулка, игры на свежем воздухе.
Составляющие системы занятий школы первоклассника
- Развитие речи- 3 часа
- «Математический калейдоскоп»- 3 часа
- Блок творчества – 6 часов
-«Мастерок»- 3 часа
- «Весёлые нотки» - 2 часа
- «Спортивный час» - 4 часа
- Занятия школьного психолога - 4 часа
Примерное тематическое планирование занятий
- Развитие речи – 8 часов
Каждое занятие предполагает упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».
Часть занятия занимают «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | Что такое школа. | Знакомство детей с учителем, друг с другом. Введение в роль школьника. Беседа о школе, школьных правилах, школьных науках, школьных принадлежностях. Составление текста о школе. Творческая работа « Наша школа» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание. |
В мире волшебных слов. Здравствуйте. Добрый день. | Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о «волшебных» словах и их силе. Введение понятия «Речь». Творческая работа «В музее добрых слов» составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание. | |
2 | Моя семья. | Повторение правил «Школьного звонка» Беседа о семье, о её значении для человека. Введение понятия «Предложение». Творческая работа «Моя семья» |
составление рисунка по опорным схемам, штриховка и раскрашивание. | ||
| Любимые игрушки. | Повторение правил «Школьного звонка» Составление текста об игрушке. Введение понятия «Слово» Игра «Жмурки с игрушками» Творческая работа «В магазине игрушек» - работа с трафаретами, рисование, раскрашивание, штриховка. |
3 | В гостях у лета. | Повторение понятий «Речь» «Предложение» «Слово» Упражнения в составлении предложений на заданную тему. Составление текста по наблюдениям. Творческая работа «Что нам дарит лето» составление рисунка по опорным трафаретам, штриховка и раскрашивание. |
- «Математический калейдоскоп» – 8 часов
Занятия строятся согласно определённой структуры, отвечающей возрастным особенностям дошкольников. Они включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно – ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.
Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнения заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | Если спросим: - «Сколько?» | Упражнения в счёте предметов при ответе на вопрос: - «Сколько» Работа со счётным и раздаточным материалом. Использование дидактических игр. Знакомство с волшебницей Клеточкой. Построение узора на клетках. Игровое творческое задание - «Вышиваем полотенце» |
Одинаковое, разное. Больше, меньше, столько же. | Выполнение заданий на нахождение сходства и различия. Игра «Волшебный мешочек», «Кривое зеркало» и др. Сравнение количества предметов, оперируя понятиями больше, меньше, столько же. Работа с трафаретами и построение бордюра по клеткам. | |
2 | Направо, налево. Вверх, вниз. Между, рядом, за. | Упражнения в пространственной ориентации через игровую деятельность. Игры «Репка», «Кто где стоит», «Поиск спрятанной игрушки», «Что изменилось»…Задания волшебной Клеточки связаны с ориентированием на поле тетрадного листа ( продолжи узор, диктант по построению узора…) |
Один. Много. | Упражнения в счёте и количественном сравнении групп предметов. Работа с раздаточным материалом. Игры «Весёлый поезд», «Что изменилось»… Творческая работа по составлению рисунка, штриховка, раскрашивание. | |
3 | Город квадратов и треугольников. | Занятие- путешествие в город геометрических фигур. Повторение представлений о квадрате и треугольнике. Игры «Почини одеяло», «Составь узор» «Найди такой же»…Работа с геометрическим материалом по названию, счету фигур. Творческая работа в тетради с геометрическим трафаретом. Штриховка, раскрашивание. |
Дни недели. | Упражнение в счёте и количественном сравнении групп предметов. Закрепление знания последовательности дней недели. Игры «Найди своё место», «Весёлый поезд», «Доскажи словечко» Задания волшебной Клеточки по составлению и раскрашиванию узоров. | |
- Блок творчества – 6 часов
Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.
Данный блок предполагает занятия по рисованию, лепке, создание аппликации и музыкальные занятия в кабинете музыки.
«Мастерок» - 3 часа
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | Работа с пластилином. Лепка на тему «Летние цветы» | Повторение основных свойств пластилина, правил работы с ним. Творческая работа «Летние цветы» (приём нанесения пластилина на картонную основу) Рассказ о своей работе. На занятии используется музыкальное и художественное оформление. |
2 | «Мы рисуем лето» | Составление узора и цветовое оформление крыльев бабочки. Симметрия, точность линий. Работа простым карандашом, акварельными красками. На занятии используется музыкальное и художественное оформление. |
3 | «На манеже цирка» Аппликация «Весёлый клоун» | Коллективная творческая работа по созданию аппликации из геометрических фигур. На занятии используется музыкальное и художественное оформление. |
- «Весёлые нотки» - 2 часа
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | «Экспедиция за песнями» | Слушание и разучивание песен о лете. |
2 | «Музыкальный | Слушание и разучивание песен В. Шаинского |
калейдоскоп» | ||
3 | «Раз, два, три, четыре, пять, Мы идем с тобой играть» | Разучивание и исполнение игр – хороводов. |
- «Спортивный час» - 4 часа
Занятия проводятся в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | «Ловкие и меткие» | Развитие меткости и ловкости. - Построение, сообщение задач занятия - Разминка -Упражнение в метании мяча в цель - Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение» - Подведение итогов занятия. |
2 | «Сильные и быстрые» | Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств. - Построение, сообщение задач занятия - Разминка -Прыжки в длину с места. -Подвижные игры «Эстафета кузнечиков», «Класс! Смирно!» - Подведение итогов занятия. |
3 | «Сильные и быстрые» | Развитие силы ног, скоростно – силовых качеств. - Построение, сообщение задач занятия - Разминка - Бег 30 м -Подвижные игры «Чай-чай-выручай», «Съедобное- несъедобное» - Подведение итогов занятия |
4 | «Весёлый стадион» | Развитие быстроты в эстафетах и подвижных играх. -Построение -Разминка |
-Эстафеты с эстафетной палочкой -Любимые подвижные игры |
- Занятия школьного психолога - 4 часа
Занятия нацелены на формирование навыков сотрудничества между детьми,
выработку умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга, что будет способствовать успешной адаптации. Кроме того, в ходе занятий психолог имеет возможность выявить детей имеющих трудности в общении со сверстниками, со взрослыми, дать консультацию родителям и будущим педагогам.
№ занятия | Тема | Примерное содержание занятия |
1 | Знакомство. Введение схемы времени. | -Знакомство детей друг с другом, с психологом(тактильные игры на доверие, умение знакомиться, пантомима) -Введение знака «Я», отработка этого знака (рисуночные методы самопрезентации, оценки своего настроения) -Введение схемы времени ( работа по группам; итог составление схемы по опорным картинкам, совместное обсуждение) -Ритуал прощания |
2 | Знаки «Я» и «Мы» | -Презентация знаков «Я» и «МЫ» , объяснение их значения(связь с правилами поведения в школе), отработка этих знаков по принципу: вопрос- ответ. -Игры и упражнения для отработки умения работать в парах, отвечать хором, отвечать по одному по поднятой руке. -Ритуал прощания. |
3 | Как надо и не надо спорить | -Противопоставление спора ссоре. Развитие произвольного внимания, способности работать по правилам. -Постановка проблемы –спор или ссора? Диалог литературных персонажей -Работа в группах(Чтобы поспорить надо отыскать доказательства своей правоты) -История про Ежа и Зайца(Оценка ситуации и способы разрешения) -Обсуждение в круге «Можно ли обойтись без ссор, обид и драк. -Ритуал прощания. |
4 | Введение нового знака «?» | -Введение знака «?». Объяснение, примеры, рисуночные методы, игры на тренировку применения знака. -Тренировочные игры на развитие навыка сотрудничества. -Отработка умения задавать уточняющие вопросы (Работа в группах по картинкам) -Ритуал прощания |
- Изучение и анализ психологической готовности
ребёнка к обучению в школе
Данный пункт в работе «Школы первоклассника» имеет своей целью не только проанализировать готовность детей к обучению, но и грамотно, профессионально прогнозировать насколько успешно пройдёт адаптация будущих первоклассников к школе, дать необходимые консультации родителям по исключению факторов риска за оставшийся период времени.
Исходя из небольшого временного периода работы «Школы первоклассника» определены три важных критерия готовности ребёнка к школе: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. Предложенные методики частично реализует психолог, частично учитель на своих занятиях по предварительной договорённости о целесообразности и возможности их использования на том или ином занятии. По результатам данной работы проводятся консультации с родителями.
Критерии | Показатели | Методики |
1. Личностная готовность к обучению | -Отношение к школе -Эмоциональная устойчивость Агрессия Тревожность Адекватность Реакций -Произвольность поведения (в деятельности) -Отношение к учению, интерес к знаниям | - Анкета. Методика Гинсбург (адаптировано Овчаровой) - Тест «Несуществующее животное» - Методика Р. Сирса - Наблюдение, беседа -Методика Б.Р.Эльконина «Куб». -Методика А.Карстен «Шахматная доска». -Методика Ш.Н.Чхартишвили «Альбом» -Диагностическое интервью по общим рекомендациям И. Шварцнара. Наблюдение. |
2.Интеллектуальная готовность к обучению | Дифференцированное восприятие -Уровень развития интеллекта -Уровень развития памяти -Уровень развития | -Методика «Узнавание фигур» -«Нарисуй человека»(мужчину) Тест Гудинар-Харриса - Методика «Узнавание фигур». «Нелепицы»Забрамной С.Д. -«Память» А.Н.Леонтьева. |
произвольного внимания -Развитие тонких движений рук, зрительно-двигательной координации | -Тест «Графический узор» -Тест Пьерон-Рузера. -«Перебор пальцев». «Ассиметричное постукивание» Графические пробы -Пробы Озёрского | |
3Социально- психологическая готовность к школе | - Коммуникативные качества, необходимые ребёнку в процессе общения, установление доброжелательных взаимоотношений с детьми. Умение познакомиться, уступать, действовать в команде, защищаться, подчиняться интересам и обычаям группы. | - Наблюдение -Моделирование ситуаций -Ролевые игры |
Изучение уровня готовности ребёнка к школе имеет важное значение не только для родителей, но и для учителя. Зная его уровень готовности к обучению, его особенности - учитель сможет с первых дней обучения продумать индивидуальный подход к каждому ученику, выстроить линию по созданию условий успешной адаптации каждого ребёнка и класса в целом.
4.4.Работа с родителями будущих первоклассников.
Цель системы мероприятий:
Установление отношений сотрудничества педагогов и
родителей по созданию условий успешной адаптации
первоклассников к школе. Оказание организованной консультационной педагогической помощи родителям будущих первоклассников.
Работа с родителями охватывает все этапы программы и планируется с апреля по август. Родители за этот период включаются в процесс не как наблюдатели, а как участники. Родительские собрания, беседы, консультации, индивидуальные встречи, анкетирование, посещение занятий в «День открытых дверей» - основные формы работы педагогов школы с родителями.
Система работы с родителями складывается из следующих мероприятий:
- Посещение педагогами семей будущих первоклассников своего
микрорайона.
- Работа с родителями через сотрудничество детских садов и
школы
- выступление на родительском собрании в
подготовительной группе
- организация «Дня консультаций школы в
детском саду»
- участие в оформлении информационных
стендов для родителей детей предшкольного
возраста в подготовительных группах
- Родительское собрание в рамках «Дня открытых дверей»
- Посещение занятий с детьми, экскурсия по
школе
- Выступление психолога «Психологический
портрет первоклассника»
- Знакомство с учебной программой и её
особенностями
- Консультации «Чему и как учить до школы»,
«Что нужно первокласснику»
- Сотрудничество педагогов родителей и психолога школы
в период «Школы первоклассника»
- анкетирование
- индивидуальные беседы
- консультации педагогов и психолога
- Родительское собрание по итогам «Школы
первоклассника»
- беседа «Почему учиться трудно?» об
особенностях адаптационного периода
первоклассников
- консультация «Как избежать трудностей
адаптации»
-индивидуальная работа по результатам анализа
уровня готовности детей к обучению,
конкретные советы и рекомендации педагогов и
школьного психолога
- Родительское собрание в августе посвящается
организационным вопросам , проводятся
индивидуальные консультации.
«Внимание и понимание – самая большая помощь,
которую мы можем оказать ребёнку»
Эти слова из книги М. Безруких «Почему учиться трудно» должны стать девизом и для педагогов, и для родителей будущих первоклассников. Создать благоприятные условия для успешного развития, учения, воспитания детей можем только мы, взрослые, однако без внимательного отношения, понимания невозможно осуществить эти процессы гармонично, безболезненно и продуктивно. Надеемся на то, что реализация данной программы предшкольной подготовки позволит объединить усилия родителей и педагогов по подготовке детей к восхождению на новую ступень жизни под названием «Школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"
Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»
Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...
Программа предшкольной подготовки «В школу с радостью!»
Содержание Пояснительная записка ………………………………………….2 Календарно-тематическое планирование……………………….5 Список литературы ………………………………………….......11 Пояснительная записка...
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...
Программа предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе
В программе определены цель и задачи реализации программы. указаны основные принципы отбора содержания программы. Размещены и описаны основные разделы программы предшкольной подготовки, указансписок р...
Программа предшкольной подготовки "Дошколята"
Программа предшкольной подготовки "Дошколята" для детей старшего дошкольного возраста...