Программа кружка "Уроки общения"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это результат совместных усилий педагогов и детей, маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.
К. Фоппель
Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребёнка.
Толковый словарь русского языка связывает общение со словами общность, община. Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результата.
По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента: перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание чувств других людей), коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом) и интерактивный (заключающийся в умении организовывать взаимодействие между людьми). Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и тем более взаимодействовать или влиять на кого-то.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребёнка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приёмы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, способствует творческой реализации личности.
Поэтому программа реализуется через игровую и изобразительную деятельность детей, создание благоприятного психологического климата и развивающую предметно-пространственную среду.
В основу программы легли концепции личностно ориентированного обучения и воспитания детей Л. И. Бажович, В. Н. Слободчикова.
Цель: формирование навыков общения у детей 4-7 лет в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности.
Задачи программы:
1. Научить способам адекватного взаимодействия друг с другом.
2. Дать знания о нравственных эталонах поведения.
3. Развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы.
4. Развивать творческое воображение.
5. Воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым.
6. Познакомить с нетрадиционными техниками рисования.
7.Развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок и звуков природы (ветра, дождя, водопада, пение птиц)
Основные направления программы:
1. «Я и другие» (развитие социальной перцепции).
2. «Язык общения» (учит способам обмена информацией друг с другом, развивает культуру общения).
3. «Умение владеть собой» (развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы).
4. «Мой мир в красках» (развитие творческого воображения и фантазии).
Данная программа составлена для занятий с детьми 5-7 лет в течение 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение 30 минут.
В комнате желательно иметь ковёр, стулья и столики для изотворческих работ. Кроме того, необходим музыкальный центр, аудиозаписи голосов птиц, шума моря, шума ветра и т. д. Во время занятий понадобятся мягкие игрушки, зеркало, наглядный материал - иллюстрации, пиктограммы.
Для изобразительной деятельности необходимо приготовить гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, свечу, бумагу.
Методические рекомендации по проведению «Уроков общения»
Программа реализуется через игровые занятия, условно называемые «уроками», в которые включены изобразительные творческие задания.
Игровое занятие включает в себя три части:
1. Вводная часть (объединение группы и настрой на работу).
2. Основная часть (решение задач занятия).
3. Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений).
Вводная часть каждого «урока» рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей, не общающихся между собой в других видах деятельности. «Каждый должен поприветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие» и т. д. Эффективность «уроков» будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.
Основная часть направлена на решение задач программы путём организации игровой и изобразительной творческой деятельности.
Основные формы работы в этой части :
- коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учётом механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее - к внутреннему, через движения - к чувствам, через фантазию - к переживаниям. Игры не разучиваются специально, достаточно один раз объяснить детям правила;
— импровизации, этюды, игры на выражение эмоций и характера образа. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно;
- этические беседы;
- рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм;
- чтение художественных произведений;
- проигрывание и решение проблемных ситуаций;
- выполнение творческих заданий с использованием нетрадиционных техник изображения.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками происходит до занятия. Для этого в группе в уголке изодеятельности есть все необходимые материалы и инструменты.
Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных на занятиях в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребёнку, не принуждая при этом к ответу. Кроме рефлексии обязателен «ритуал конца занятия», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.
Рисунки, которые выполняют дети в процессе совместного творчества, склеиваются в большие полотна и помещаются на стену как украшение дома.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретическая часть:
1. Понятия: я - он - мы.
2. Мой товарищ.
3.Человек и его образ (звуковой, зрительный).
Практическая часть:
• Тренинговые упражнения: «Передай улыбку по кругу», «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись соседу», «Назови ласково», «Представление».
• Коммуникативные игры: «Волшебный стул», «Что я люблю», «Паровозик», «Справа от меня есть одно местечко», «Кто тебя позвал, узнай», «Переходы».
Теоретическая часть:
1. Эмоции. Настроение.
2. Нравственные нормы, правила этикета.
3. Дружба, вежливость, забота.
Практическая часть:
• Этюды на выражение эмоций радости, тепла, грусти. Выражение пластического образа: «Я - ручеёк», «Танец радости», «Мне тепло», «Росинки», «Танец морских волн», «Мне весело», «Мне грустно».
• Тренинговые упражнения: «Комплимент», «Передай добро по кругу», «Доброе утро!», «Ты мне нравишься», «Здравствуйте!», «Вежливые слова».
• Беседы:
«Как нужно здороваться», «Вежливые слова», «Беседа о настроении», «Хорошие и плохие поступки», «Как можно пожалеть», «Кто такой друг?», «Почему мы ссоримся?».
• Использование художественной литературы:
А. Кузнецова «Поссорились», Э. Мошковская «Вежливые слова», М. В. Осеева «Волшебное слово» (отрывок).
• Коммуникативные игры:
«Слова-приветствия» (с мячом), «Зеркало», «Весёлое путешествие», «Передача чувств», «Лото настроений», «Собери пиктограмму», «Хорошие и плохие поступки», «Море волнуется», «Волшебное зеркало», «Опиши друга», «Меняемся фишками», «Это я, узнай меня», «Горячая картошка».
• Ролевое проигрывание ситуаций:
«Как обратиться с просьбой», «Спросите у прохожего», «Магазин игрушек», «Не поделили игрушку».
Направление «Умение владеть собой»
Теоретическая часть:
1. Приёмы сдерживания эмоций.
2. Анализ поступков.
3. Выход из конфликта.
Практическая часть:
• Тренинговые упражнения:
«Давай никогда не ссориться», «Я хочу, чтобы мы с тобой...», «Дружеское рукопожатие», «Извини меня», «Стойкий солдатик», «Врасти в землю», «Возьми себя в руки».
• Беседы:
«Неудача», «Поссорились».
• Коммуникативные игры:
«Король», «Воробьиные драки», «Надёжное падение», «Только вместе», «Коврик мира», «Волшебные превращения», «Примирение».
• Этюды:
«Обидели», «Дерево под сильным ветром».
Направление «Мой мир в красках»
Теоретическая часть:
Передача и выражение эмоций, настроения, чувств, желаний, ощущений цветом.
Практическая часть:
Рисование:
- работа в технике: «Волшебная птица», «Радость», «Дорисуй лицо», «Мой друг», «Моё настроение»; « цветочная полянка»,
- работа в технике «Фотокопия»: «Радуга», «Рисуем тепло», «Радость», «Ручейки»;
- работа в технике «Кляксография»: «Моё настроение»;
- рисуем ладонями: «Раскрасим рукавички», «Наши пальцы дружные», «Разговор с руками», «Птица счастья»;
- рисование подушечками пальцев: «Раскрасим сердечки». «Подарим друг другу», «Мой друг»;
- работа в технике «Витраж»: «Нам весело», «Моё настроение», «Кораблик для совместного путешествия»;
- рисование пастелью: «Зимняя ночь». «Мой друг», «Моя подружка», «Коврик мира», «Игрушки в подарок».
Ожидаемые результаты и способы проверки.
Результат | Способ проверки | |
1 | 2 | |
В интеллектуально-познавательной сфере | ||
Дети должны знать: -основные эмоции человека; - нравственные нормы, правила этикета; -нетрадиционные техники изобразительной деятельности; - способы регуляции поведения. | «Сделаем вместе»; анализ детских работ. |
Дети должны уметь: |
передать образ, чувства, настроение с помощью мимики, жестов, телодвижения; придумать сюжет творческой практической работы и реализовать замысел с помощью разнообразных изобразительных средств и материалов; выразить эмоциональное ощущение в рисунке |
В психике и личности ребенка: Положительная динамика развития моторики, познавательных психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления) -повышение уровня нравственной направленности личности . |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Направление | Всего | Из них |
часов | практика | ||
1 | «Я и другие» | 11 | 11 |
2 | «Язык общения» | 7 | 7 |
3 | «Умение владеть собой» | 9 | 9 |
4 | «Мой мир в красках» | 25 | 25 |
Перспективный план
Тема кружка | Цель | Сроки |
1. Тёплый и уютный дом | Настроить группу на совместную деятельность. | |
2Как вас зовут? | Настроить на восприятие своего имени и имени другого ребёнка. | |
3.Твоё имя. | Учить детей называть только по имени, учить передавать эмоции через пластику. | |
4.Всёлое путешествие. | Научить новому способу взаимодействия друг с другом, передавать образ и чувства. | |
5.Ласковое имя. | Развивать положительные эмоции при восприятии другого человека. | |
6.Как нужно здороваться. Давайте поздороваемся! | Познакомить со способами приветствия, развивать эмпатию и мелкую моторику рук. | |
7.Слова- приветствия. | Закрепить использовать на практике слова приветствия, воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым. | |
8.Комплимент. Просьба. | Познакомить детей с понятием «комплимент» воспитывать уважительное отношение к собеседнику. | |
9.Спросите у прохожего. | Довести умение детей обращаться к другим людям. | |
10.В магазине. | Практическое закрепление знаний об употреблении слов, выражающих просьбу. | |
11. Спросите вежливо. | Учить разрешать конфликтную ситуацию без вреда для себя и других. | |
12.Настроение. | Дать понятие «настроение»учить распознавать настроение других. | |
13.Моё настроение. | Учить с помощью пластики и мимики передавать настроение. | |
14Поступки. | Закрепить представление детей о хороших и плохих поступках. | |
15. Этичные и неэтичные поступки. | .упражнять на практике проводить анализ своих поступков. | |
16. Мы вместе! | Способствовать доверительному отношению, развивать воображение, выразительность движений | |
17.Чтобы не ссориться. | Учить детей анализировать поступки ,находить причину конфликта. | |
18. Найди себе друга. | Развивать эмпатию | |
19.Послушаем тишину. | Снять эмоциональное напряжение учить способам саморегуляции | |
20. Сочиним историю. | Воспитание навыка совместной. речевой деятельности, эмпатии. | |
21. Как можно пожалеть? | Учить передавать своё эмоциональное состояние при помощи мимики. передавать настроение в рисунке. | |
22.Неудача. | Познакомить детей с понятием «неудача»,создавать комфортное отношение. | |
23.Не сердись! | Учить детей контролировать свои эмоции. | |
24. Коврик мира. | Учить детей вести переговоры и участвовать в дискуссиях. | |
25.Сочиним историю. | . воспитания навыка совместной речевой деятельности, развивать эмпатию. |
26. Спросите у прохожего. | Довести умения детей обращаться с просьбой к другим людям до автоматизма. | |
27. Как хорошо не ссориться. | Учить детей контролировать свои эмоции. | |
28. Коврик мира. | Учить детей вести переговоры и участвовать в дискуссиях. | |
29.Мы - дружные ребята. | Формировать чувство доверия, а так же ответственности |
Методическая литература:
И.П. Посашкова «Организация творческой деятельности детей»,
Е. А Румянцева «Весёлые уроки рисования» Москва 2014г.,
интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Уроки творчества" ( нетрадиционные техники рисования)
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала ...
Программа по дополнительному образованию "Уроки общения"
Данная программа направлена на формирование тех знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. ...
Программа кружка "Уроки безопасности"
Рабочая программа кружка "Уроки безопасности" для детей старшей группы...
Рабочая программа кружка "Уроки безопасности для дошкольников"
Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения, который позволит ему предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости - правильно действовать. Воспитание у дошкольников отв...
Рабочая программа кружка по социально-коммуникативному развитию "Азбука общения" (5-6 лет)
laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтОбразовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуни...
Программа кружка «Уроки безопасности»
Цель: обучить детей правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и яд...
Рабочая программа кружка "Уроки безопасности" для детей 5-7 лет
Рабочая программа кружка "Уроки безопасности" предназначена для детей 5-7 лет, является Программой дополнительного образования.. Программа прошла экспертизу в Навигаторе дополнительного обра...