Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.
статья (старшая группа) на тему

Андреичева Марина Дмитриевна

Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: Формы работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

- Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с защитниками Отечества.

Проводим интегрированные занятия по ознакомлению детей с защитниками Отечества (богатырями, князьями, полководцами и историческими событиями), беседуем с детьми о главных сражениях, сыгравших важнейшую роль в ходе военных операций («Разгром фашистских войск под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «»Битва на Курской дуге»), о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны.

  Знакомим детей с символикой России.

  Для работы подобрали специальную методическую литературу:

М.Б. Защепина «Дни воинской славы», Т.А. Шорыгина «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны», А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина «Детям о Великой Победе», «Наследники Великой Победы» - практическое пособие, М.Ю. Картушина «День Победы»,  Я. Нересов, В. Волков «Война народная» из серии «История России» и др.), Л.А.Кондрыкинская  «Дошкольникам о защитниках Отечества».

- Целевые прогулки к памятникам боевой славы, мемориальным доскам.

  Целевые прогулки  проводим, в сочетании с рассказами воспитателя о воинах-героях, соблюдением ритуальных моментов, возложением цветов, минута молчания.

                                 

- Чтение художественной литературы – о защитниках Отечества, нашей Родины; оформление тематических выставок в книжном уголке к праздникам.

  Множество сказок, пословиц, песен сложено о русском солдате. Былинных, сказочных героев знает вся страна.

  Для работы с детьми подобрали материал: детские книги, былины (Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь», В. Лебедев «На заставе богатырской», «Русские этические песни – Сказания. Былины», Б.Шергин «Былины «Об Авдотье Рязаночке», русская народная сказка «Никита Кожемяка» и др.), с которыми знакомили детей на занятиях и в свободное время.

   По всем историческим событиям мы подобрали и продолжаем подбирать наиболее характерный литературный и иллюстративный материал, как для воспитателей (энциклопедии – Ю. Лубченков «Русские полководцы» из серии «История России»), так и для  детей (В.И. Еременко «Дмитрий Донской», Г.В. Пятова «Александр Невский», М.Ю. Лермонтов «Бородино», О.Тихомиров «На поле Куликовом», С.Алексеев «Рассказы о Суворове» и др.).

    Также собраны книги (И. Мельников «Секретный отряд», А. Твардовский «Рассказ танкиста», К, Селихов, Ю. Дерюгин «На красной площади» Т. Белозеров «Вечный огонь» и др.), и такие литературные произведения как А. Митяев «Наше оружие», «Почему армия всегда родная», Л.Кассиль «Твои защитники», А. Беслик «Наша армия» и др.

  Сделали подборку поговорок, пословиц о доблести, смелости, героизме солдат.

  К праздникам оформляем тематические выставки в книжных уголках.

                        

- Использование технических средств обучения.

  Слушаем с детьми музыкальные произведения о Родине, армии в грамзаписи, былины  в пересказе для детей «Богатыри и витязи Русской земли» (из детской аудиокниге), просматриваем  мультфильмы «Илья Муромец», «Князь Владимир», «Лебеди Непряды» и др., отрывки из диафильмов, слайдов.

   Приобрели диски для частичного показа детям о Великих князьях русских («Иллюстрированная история государства Российского»).

 Собираем фильмотеку о войне («Курская дуга»), диски с военными песнями (аудиоэнциклопедия «Великая Отечественная»).

- Рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин. 

  Рассматривание картин сопровождаем объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ краткий, четкий, эмоциональный.

  Приобрели репродукции картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации доспехов русского воина, солдат Великой Отечественной войны 1812 года;

портреты князей и полководцев; иллюстрации (наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» «Великая Отечественная война в произведениях художников», наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» «День Победы» и др.), фотографии детей-героев Великой Отечественной войны, которые наравне с взрослыми боролись с врагом, фотографии памятных мест родного микрорайона.

  У нас подобраны иллюстративный материал, фотографии, плакаты о современной армии и военной техники.

- Встреча детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами труда (дедушками и бабушками воспитанников).

  Организуются встречи воспитанников с участниками Великой Отечественной войны, также дети рассказывают сами  о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в военных действиях, работавших в тылу, детей войны.

- Изготовление сувениров, самоделок, открыток, букетов в подарок Ветеранам.

  К праздникам с детьми изготавливаем подарки папам, дедушкам, ветеранам.

- Продуктивная деятельность.

  Во время образовательной деятельности рисуем, лепим, делаем аппликации и поделки   на темы: «Защитники Отечества», «Наша армия», «Родина моя», «День Победы», «Богатыри Земли русской» и др.

- Выставки творческих работ детей и родителей.

  Организовывали выставки «День Победы», «От защитников богатырей – до защитников наших дней».

- Музыкально-художественная деятельность: пение песен, разучивание танцев, инсценировки, театральные представления.

  На музыкальных занятиях слушаем музыкальные произведения такие как Н Римского-Корсакова «Садко», А.Бородина «Богатырская симфония», военные марши и др., разучиваем песни В.Витлина «Пограничники», В.Кравченко «Моряки», Ю.Чичкова  «Мы пока что дошколята», З. Левиной «Наша армия родная», В.Волкова «Любим армию свою», танцы «Яблочко», «Богатырский танец», «Синий платочек», «Российский флаг» и др., инсценировки «Богатырская застава», «Мы военные», «Этих дней не смолкнет слава», разыгрываем театрализованные представления.  Большинство детей хотят быть похожими на богатырей – защитников Отечества: хотят быть смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Мы вовлекаем детей в театрализованные представления с участием богатырей, смелых солдат.  Куплены костюмы богатырей, гусаров, элементы военной формы.

- Культурно-досуговая деятельность.

  Проводим развлечения, театрализованные представления, праздники: «День Победы», литературно-музыкальные композиции «День памяти и скорби», рисование на асфальте «Нам нужен мир»,  «День защитников Отечества»,  спортивные развлечения, «Олимпиады», «Веселые старты», «Здоровый дошкольник на стадионе Родина».

- Спортивные, подвижные, дидактические, народные, сюжетно-ролевые игры.

  Подобрали богатырские игры-соревнования («Битва булавами», «Взятие крепости», «Лихой наездник», «Петушиные бои», «Меткий стрелок»,  «Разминируй поле», «Переправа», «Донесение» и др.), которые используем в развлечениях и праздниках.

  Для  свободной деятельности детей используем настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море», «О чем речь?» (этнография).

- Предметно-развивающая  среда в группах.

   Оформили в группах уголки родного края.

Особенно много уделяем внимание знакомству детей с Великой Отечественной войной 1941 -1945 гг., которую вел наш народ с фашистской Германией.

  На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек, прабабушек, участников Великой Отечественной войны), прививаем детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Подводим ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

  На тематической неделе «Никто не забыт, и ничто не забыто», дети рисуют, клеят, готовят подарки гостям, поделки для выставки детского творчества «Нам нужен мир», с детьми проводятся беседы «День Победы», «»Когда-то была война».

                         

   Одной из форм работы является праздничный досуг. Праздник дает возможность детям получить яркие впечатления от красоты  воинских ритуалов, познакомиться с героями и мужеством солдат и офицеров, испытать гордость за своих близких, которые были на той страшной войне.

   В нашем саду существует давняя традиция. Мы каждый год проводим праздник «День Победы», на который приглашаем участников Великой Отечественной войны, работников тыла, детей войны. Дети готовят приглашения, участвуют в выставке вместе с родителями. На празднике вместе с детьми принимают участие и сотрудники детского сада, исполняя стихи, военные песни, танцевальные композиции, показывая театрализованные представления.

  После общественного праздника с детьми проводятся беседы «Как ты провел праздничные дни?», «Где был, что видел?», «Смотрел ли ты по телевизору военный парад? Что тебе больше всего понравилось?».

  В разделе «Малая Родина» мы знакомим детей не только с историей возникновения нашего микрорайона, но и с фронтовой жизнью людей и памятными местами..

  Большое место уделяем знакомству детей с современной армией. Дети должны знать о современных защитниках Отечества – летчиках, пехотинцах, моряках, пограничниках. Мы стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от врагов, важность службы в армии. Каждый мальчик должен готовиться к тому, чтобы стать хорошим солдатом Российской армии.

  Дети рассматривают военную форму современную и военных времен, собранную в мини-музее, головные уборы разных родов войск.

  В группах проходят тематические недели «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы», где воспитатели рассказывают о военных профессиях, о разных родах войск, о современной армии.

  Во время образовательной деятельности по физическому развитию детей и проведению подвижных игр способствуем проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений; создаем условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развиваем у детей терпение и выносливость. Ведь перед нами стоит задача: вырастить не только морально здорового, но и физически крепкого человека.

  Физически крепким должен быть и педагог. Мы проводим Дни здоровья для взрослых, в которых весь персонал с удовольствием участвует.

  Для развития патриотических чувств у детей используем игры в «военных», сюжетную организованную деятельность из серии «разведчики», которые вызывают желание подражать воинам, быть выносливыми, смелыми, готовыми всегда придти на помощь товарищам.

  Для  свободной деятельности детей изготовлены настольные игры «Кому что надо», «Разрезные картинки», «Кто быстрее соберет автомат», «На суше, в воздухе, на море».

  Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляют праздники, которые у нас по давней традиции проходят с участием пап, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за своих родителей. В спортивных праздниках папы соревнуются вместе с детьми или, как члены команды.

 В праздниках много игр-соревнований, стихов, танцев, музыки,  которые помогают воспитывать у детей интерес к армии, вызывать чувство восхищения героями, желание подражать им, а так же знакомить с военной службой в мирное время, формировать представления о воинском долге. Наш воспитатель по физической культуре всегда готовит с детьми военные танцы на современные мелодии, разучивает эстафеты. Дети испытывают большую гордость за своих пап, и всегда с призами уходят с праздника. В праздниках участвуют разные герои:  Богатыри, Десантники, Баба Яга отправляет Лешего служить в армию.

  В группах оформляют книжные уголки, готовят фотомонтаж с портретами своих пап и братьев, служивших в армии, участвуют в выставках детского творчества «Защитники Отечества», девочки готовят подарки мальчикам и поздравление на праздник.

  Для родителей выставляются советы на ширмах «Что и как рассказывать детям об Армии».

  Еще мы собираем  иллюстрации, открытки по теме «Памятники и исторические места Москвы» (Кремль, Могила неизвестного солдата, Храм Христа Спасителя, памятник Юрию Долгорукому и другие.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-календарное планирование работы с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе

Формировать у детей представление о стране, в которой мы живём; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей ...

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Сообщение "Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина...

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...

Консультация для воспитателей «Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Консультация для воспитателей«Эффективные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начи...