Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
консультация

Даутова Регина Фангизовна

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Слайд 1. Титульный

Слайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Сергеевича Лихачаева. Слова прочитать со слайда

Слайд 3, 4

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях.

Слайд 5 На слайде представлена нормативно-правовая база

Слайд 6.

Слайд 7 Рассмотрим принципы патриотического воспитания

Слайд 8. Пути и средства патриотического воспитания перечислены на слайде

Слайд 9. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 10, 11. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию используются такие методы:

  • Целевые экскурсии
  • Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми о родном городе, районе, о Константиновске.
  • Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
  • Личный пример педагога.

Слайд 12. Формы работы:

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение.

- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.

- Игровая деятельность.

Слайд 13. Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств.

Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.

Слайд 14. Перечислим современные технологии, которые может применять воспитатель в своей деятельности

 

Одной из форм инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является метод проектов. Это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы нравственно- патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Слайд 15. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряд с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации познанию.

Использование ИКТ помогает:

подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, виртуальные экскурсии)- предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов;

делает предметно - развивающую среду группы более мобильной за счёт внесения разнообразного наглядного материала;

помогает достичь большей эффективности и наглядности в работе с родителями (регулярное обновление информационных стендов, родительских уголков, использование презентаций на родительских собраниях);

помогает при подготовке педагогов к выступлению на педсоветах, семинарах, методических объединениях.

 Музейная педагогика в ДОУ

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.

С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»).

Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.

Создание мини-музеев в ДОУ дает  возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

Георгиевская ленточка бессмертный полк.

Ещё одной из инновационных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ является проведение мастер-классов.
Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Технологии критического мышления (синквейн, кластер)                                       

Использование данных технологий в системе духовно-нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как они позволяют сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

- дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями;

- родители активно участвуют в значимом для них процессе духовно - нравственного воспитания детей;

- педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.                                                                                           

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.                                                            

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию можно использовать инновационные технологии критического мышления, такие как «Синквейн» и «Кластер».

«Синквейн»

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Задачи:

-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);

-готовить к краткому пересказу

-чувствовать себя хоть на мгновение творцом

-развивает ассоциативное  и наглядно-образное мышление.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

 

«Кластер»

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Времена года», «Семья», «Родина», «Животные», «Птицы».

Последний слайд - систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей, используя инновационные технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx509.21 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Слайд 1. Титульный

Слайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Сергеевича Лихачаева. Слова прочитать со слайда

Слайд 3, 4

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях.

Слайд 5 На слайде представлена нормативно-правовая база

Слайд 6.

Слайд 7 Рассмотрим принципы патриотического воспитания

Слайд 8. Пути и средства патриотического воспитания перечислены на слайде

Слайд 9. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 10, 11. В работе по нравственно-патриотическому воспитанию используются такие методы:

  • Целевые экскурсии
  • Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей.
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми о родном городе, районе, о Константиновске.
  • Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
  • Личный пример педагога.

Слайд 12. Формы работы: 

- Наблюдения.

- Организация экскурсий и целевых прогулок.

- Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовления подарков и сувениров для взрослых и сверстников).

- Моделирование и решение проблемных ситуаций.

- Придумывание сказок, историй и их театрализация.

- Трудовая деятельность.

- Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН).

- Познавательно-исследовательская деятельность.

- Чтение.

- Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым.

- Игровая деятельность.

Слайд 13. Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств.

Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.

Слайд 14. Перечислим современные технологии, которые может применять воспитатель в своей деятельности

Одной из форм инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является метод проектов. Это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы нравственно- патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Слайд 15. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряд с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации познанию.

Использование ИКТ помогает:

подавать материал детям более интересно, ярко (мультимедийные презентации, видеоклипы, виртуальные экскурсии)- предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов;

делает предметно - развивающую среду группы более мобильной за счёт внесения разнообразного наглядного материала;

помогает достичь большей эффективности и наглядности в работе с родителями (регулярное обновление информационных стендов, родительских уголков, использование презентаций на родительских собраниях);

помогает при подготовке педагогов к выступлению на педсоветах, семинарах, методических объединениях.

 Музейная педагогика в ДОУ

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.

С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»).

Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.

Создание мини-музеев в ДОУ дает  возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Основными целями проведения акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

Георгиевская ленточка бессмертный полк.

Ещё одной из инновационных форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ является проведение мастер-классов.
Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

Технологии критического мышления (синквейн, кластер)                                       

Использование данных технологий в системе духовно-нравственного воспитания, наиболее приемлем, так как они позволяют сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

- дети занимаются разнообразной деятельностью в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями;

- родители активно участвуют в значимом для них процессе духовно - нравственного воспитания детей;

- педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский.

В России это понятие стало употребляться сравнительно недавно. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочное, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.                                                                                            

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.                                                            

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

- образовательной мотивации:

- информационной грамотности

- социальной компетентности:

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:

-получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Технология развития критического мышления является оптимальной методикой направленной на развитие речи детей. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию можно использовать инновационные технологии критического мышления, такие как «Синквейн» и «Кластер».

«Синквейн»

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Задачи:

-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);

-готовить к краткому пересказу

-чувствовать себя хоть на мгновение творцом

-развивает ассоциативное  и наглядно-образное мышление.

Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

«Кластер»

Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Времена года», «Семья», «Родина», «Животные», «Птицы».

Последний слайд - систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей, используя инновационные технологии в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

"Инновационные формы работы с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Создание благоприятного климата взаимодействия с  семьями  воспитанников, вовлечение родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания дошкольников....

Сообщение "Формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию"

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина...

Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для воспитателей о работе с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....