ИКТ в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3
«ЧЕБУРАШКА»
Опыт работы:
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
ЛУГОВСКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Цель нравственно-патриотического воспитания - пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее прошлому. Поиск содержания, средств, методов, осуществляемых педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, а так же появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное. Важная роль в этом процессе принадлежит информационно-коммуникационым технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют. Внедрение в образовательный процесс новых информационных средств наряду с другими призвано обогащать представления детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Одной из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных презентаций. Это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет проводить работу в данном направлении продуктивнее. Применять можно на различных этапах занятия – при изучении нового материала, на закрепление пройденного. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность. Соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала и формирует познавательную активность. Возможности использования ИКТ в условиях детского сада было бы более эффективным при наличии компьютера, интерактивной доски. Но пользуемся тем, что есть – телевизор и проигрыватель DVD.
В своей работе я использую видеофильмы, презентации, созданные самостоятельно. Так, познакомив детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о селе, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах ), детям был показан видеофильм. Показ фотографий с видами села сопровождается песней «Малая Родина» в исполнении Я.Евдокимова. Дети узнают на фото свои любимые места в селе, свою улицу, школу, детский сад и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным. И, просят повторить не просто фильм, а фильм-песню о «нашей малой Родине». При просмотре – подпевают. Когда пришло время познакомить детей с историей села, возникла проблема в подборе наглядного материала. Рассказ без него был неполным. Ведь воображения детей недостаточно для того, чтобы представить незаселенные места, полноводную реку, которая с течением времени превратилась в речушку и пр.. Для обобщения представлений детей об образовании села подбирала картинки из Интернета так, чтобы дети увидели местность такой, какой ее увидели их предки - переселенцы : широкая полноводная река, просторные луга, сопки и пр. А так же то, чем богаты здешние места. Вначале был просто показ слайдов, и только после того, как дети усвоили материал, слайды были мной смонтированы в фильм и озвучены. Просмотр фильма дает детям возможность окунуться в прошлое и более верное представление об истории рождения села. Очень нравится моим детям песня «Моя Россия» Г. Струве. Они поют ее с удовольствием. Понятия «Родина», «Отечество» сложны для восприятия детьми. Использовала презентацию на эту песню из Интернета, дети смотрели с интересом, но все-таки я решила создать презентацию, включив в видеоряд фотографии детей группы. Это способствует формированию чувства сопричастности маленьких жителей дальневосточного села к жизни огромной страны – России.
Невозможно оценить уровень наличия патриотических чувств у детей в полном объеме, так как чувства любви, привязанности, сопричастности мониторингу не поддаются. Но если ребенок:
- знает свое имя, отчество, фамилию, название села, района , края;
- называет улицы села и знает, почему они носят такие названия;
- узнает флаг, герб, гимн России;
- проявляет интерес к прошлому села и страны, к творческому наследию, к народным промыслам;
-в общении с близкими и товарищами проявляет только лучшие человеческие качества;
-заботится об окружающей среде и проявляет познавательную активность в отношении ее (а таких детей в моей группе подавляющее большинство), то можно сказать, что начало нравственно-патриотическому воспитанию положено.
Критериями эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ считаю следующее:
-положительную динамику личностного роста детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни семьи, детского сада, села, страны;
-повышение их информационной осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории села и страны, о природе и пр. ;
- возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае , в котором проживаешь. Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственно-патриотического воспитания детей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
-развитие социальной активности детей - участие в мероприятиях, приуроченных к народным праздникам, к Дню Победы, Дню села и другим праздникам .
Использование новых технологий в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует профессиональному мастерству педагогов. Задача их — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. А для того, чтобы решать образовательные задачи более рационально, с использованием компьютерных технологий, работники дошкольных учреждений осваивают компьютерные программы, Интернет. Внедрение в детском саду информационно-компьютерных технологий создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...