Проект по гендерному воспитанию дошкольников. «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».
проект (старшая группа) на тему

Магарамова Нарима Бедрединовна

Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитанию основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального института, становится проблемой государственной значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_gendernomu_vospitaniyu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по гендерному воспитанию дошкольников:

«Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Проблема подготовки  детей к выполнению социальных ролей в обществе и семье, а также воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек в эпоху кризиса семьи, как социального института, становится проблемой государственной значимости. Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно – бытовые обязанности, непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами – мужских – всё это, по мнению учёных и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводят к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни. Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную, долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствовали положительные примеры родителей.

Все эти данные заставляют нас, педагогов, ориентироваться на гендерное воспитание дошкольников. Гендерный подход в педагогике и образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, предполагающий, что различия в поведении и воспитании  мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально – культурными факторами.

Поэтому система работы была разработана мною в двух направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

Определена основная цель:

Способствовать благоприятному протеканию гендерной социализации, формированию начал мужественности и женственности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать женственность у девочек и мужественность у мальчиков;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли;
  • Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и  девочками;
  • Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность, увеличить объем знаний о профессиональной деятельности взрослых;
  • Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.
  • Создание предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей

Реализация задач предусматривала три этапа:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Результативный

На первом подготовительном этапе были поставлены следующие задачи:

  • Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса в группе;
  • Выявление основных проблем в организации воспитательно-образовательного процесса по гендерному  воспитанию;
  • Педагогическое обследование;
  • Изучение методической литературы, передового педагогического опыта   по данной проблеме;
  • Создание предметно – развивающей среды;
  • Прогнозирование ожидаемых результатов;

Для определения уровня знания и умения детей по правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе,  я провела педагогическое обследование среди детей моей группы.

Результаты педагогического обследования свидетельствуют об отдельных, часто ошибочных знаниях о семье, выполняемых функциях мужчины и женщины, сына, дочери. Дети не знают о специфических видах деятельности (искусство, отдых, развлечение) разных членов семьи.

Дети знают о культуре общения со сверстниками своего и противоположного пола, но не используют знания в повседневной жизни. Не все дети способны к сочувствию. Чаще лишь по инициативе взрослого замечают состояния окружающих и реагируют на него.

На основании выше изложенного был сделан вывод о том, что необходима целенаправленная работа по  воспитанию и обучению детей с учетом гендерных особенностей в разных видах деятельности, уделяя особое внимание воспитанию предпосылок мужественности у мальчиков и женственности у девочек.  

Прогнозирование ожидаемых результатов:

 - повышение интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка    с                                                                                                       учетом   гендерных    особенностей;

-расширение    кругозора,   увеличение    объема    знаний о профессиональной деятельности взрослых      

-проявление   заботы   о  представителях противоположного   пола;

-расширение   словарного    запаса    слов;

-создание предметно-развивающей среды с учетом гендерных  особенностей;

-определение перспективы работы с воспитанниками.

Исследуя проблему  гендерного развития дошкольников, я задумалась о построении – соответствующей предметно развивающей среды для мальчиков и девочек. С этой целью мною была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели в группе с выделением различных зон и уголков:

  • Уголок мальчиков наполнен предметами мужского мира: машины, конструкторы, строительный материал, пилотки, каски, атрибуты для режиссерских игр (рыцари, солдаты, пушки)

«уголок мужской доблести» (рыцарские доспехи, военное обмундирование и оружие, фуражки, макеты парусников.)                  

Все это позволяет мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры и т.д.)

  • Уголок девочек наполнен предметами женского мира: коллекция кукол и наряды для них, зеркала, сумочки, цветы, шкатулки с бусами и пуговицами, швейные принадлежности, оборудования для вязания и вышивания, макеты игрушечных домиков.
  • Так же в группе есть мини – среда «Домашний очаг», де собраны все необходимые атрибуты домашнего обихода для игр «Семья», «Дочки – матери»
  • Уголок красоты - это закрытая ширмой пространство, где собраны все необходимые атрибуты для игр «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дом мод» (зеркало, расчески, заколки, банты, сундук, который наполнен подручными материалами типа платков, отрезков ткани, шляп,  бус, перьев, шарфов, сумочек.) Здесь девочки могут переодеваться, делать прически, ухаживать за собой. Все это способствует формированию у девочек женских умений.
  • Вместе с детьми и родителями изготовили атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Салон красоты», «Пожарные», «Военные», «Рыцари», «Скорая помощь», «Ателье», «Спасатели»,  «Моряки», «Дочки - матери».
  • Оформлены игровые макеты как, для мальчиков, так и для девочек: «Рыцарский замок», «Автогородок», «Квартира», «Маленькая хозяюшка».

В группе создана театрально -  музыкальная зона, в которую вошла гримёрная с набором украшений, аксессуаров, предметов грима и костюмерную. Оформила альбом «Прически», дидактическую игру «Подбери одежду» с учетом мужской и женской специфики.                                      

В течение всего исследовательского периода предметно-развивающаяся среда пополнялась и обновлялась атрибутами для: сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр. Организовались выставки, конкурсы детских работ и работ, выполненных совместно с родителями.

В родительском уголке была представлена информация для родителей в виде консультаций, памяток, рекомендаций, по теме гендерного воспитания. Анкетирование родителей с целью выявления уровня педагогической культуры по вопросам гендерного воспитания детей показала, что многие родители не знакомы с понятиями гендерного воспитания не имеют представления о значении гендерной социализации в жизни ребенка и об их роли в воспитании  детей старшего дошкольного возраста.

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:

  • Разработать перспективный план работы
  •  Расширить и пополнить предметно-развивающую среду: материалы, мебель, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности.
  • Изготовить наглядно дидактические пособия, игры, альбомы
  • Разработать конспекты занятий, бесед, с целью повышения уровня познавательной и социально – нравственной  деятельности
  • Проведение родительского собрания;
  • Беседы родителей с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми»;
  • Подбор книг, иллюстративного и текстового материала по данной проблеме.

Для успешной реализации системы работы по гендерному воспитанию был составлен перспективный план проекта, который представляет собой логическую последовательность форм и методов работы с детьми. Он нацелен на развитие любознательности, как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей, на обеспечение охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия каждого ребенка, его интеллектуальное развитие.

 Работа велась согласно перспективному планированию. Велись беседы о культуре общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности, вырабатывались навыки доброжелательного отношения друг с другом, умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера, умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола. Беседы проводились отдельно с мальчика в «Клубе настоящих мужчин» и с девочками «Секреты маленьких леди».

Для формирования представлений о мужественности и женственности я широко использовала устное народное творчество и художественную литературу.  Для воспитания положительных нравственных качеств личности у девочек и мальчиков весьма эффективно использовались произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей.

В группе созданы условия для максимальной само реализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в игровой деятельности. Играя   мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности.  Девочки учатся заботиться о  создании красоты, уюта, учатся быть внимательными, терпеливыми и нежными. Во все времена мальчики и       девочки  играли в свои «взрослые» игры, подражая отцам,  матерям, старшим братьям и сестрам, а также опираясь на знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов и рассказов взрослых. По такому принципу проводились игры в пожарных, милиционеров, военных, врачей. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются игры в профессии. Мальчики любят играть  в пожарных, спасателей, военных, архитекторов. Девочки – медсестер, парикмахеров, моделей, дизайнеров. Объединившись в сюжетно – ролевых играх дети свободно общаются  друг с другом.

В группе мною введена ежемесячная форма работы с родителями: «Встречи с интересными людьми», которая стала групповой традицией и успешно реализует задачи формирования у детей понятия трудовая деятельность, положительного, созидательного отношения к миру. Совместно с детьми, родителями в группе создана предметно – игровая среда с учетом гендерного подхода, что повлияло на развитие игровой деятельности, взаимоотношений мальчиков и девочек. Родители принимали активное участие в различных конкурсах, при оформлении стенгазет, фотоальбомов. Была организована выставка поделок, созданных детьми совместно с родителями.

Результативность опыта:

  • Расширился кругозор детей.
  • Увеличился объём знаний о профессиональной деятельности взрослых.
  • Повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям.
  • Дошкольники научились понимать различия между мальчиками и девочками.
  • Мальчики стали проявлять заботу о девочках, помогать им, приглашать их в свои «мужские игры».
  • Мальчики стали проявлять большую активность в организации и проведении игр военного и патриотического содержания.
  • Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера.
  • Девочки стали более заботливыми, отзывчивыми, нежными, аккуратными и у них появилось стремление к красоте.
  • У детей сформировались эмоционально – положительные отношение к выполнению будущей социальной роли.
  • Выросла культура общения между мальчиками и девочками.

Заключение. Чтобы наши дети лучше понимали нас, необходимо разговаривать с мальчиком и девочкой по-разному. Так, не будем ломать индивидуальность ребёнка, а будем учитывать её, подстраиваться под неё, следовать её логике развития, то есть понимать способ мышления ребенка. Тогда наши дети будут вырастать со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слёз. В организации такого воспитания, очевидно, и заключается талант педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2012-2013 Педагогический проект по гендерному воспитанию в первой младшей группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Вид проекта: краткосрочный (неделя)Участники проекта: дети первой младшей группыКоличество девочек: 9 человекКоличество мальчиков: 14 человекСрок реализации проекта: 12-16 мартаАктуальность темыПробле...

Конспект проведения совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

Целью данного занятия является формирование начальных гендерных представлений, обучение осознанному восприятию половой принадледности и адекватной модели поведения.Преследуемые задачи: - формирование ...

Конспект проведения совместной деятельности по гендерному воспитанию дошкольников «Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой».

формирование начальных гендерных представлений, обучение осознанному восприятию половой принадлежности и адекватной  модели поведения....

Педагогический проект по гендерному воспитанию в средней группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

               Проект  познавательный, краткосрочный (один месяц). Участники: дети среднего дошкольного возраста, воспитатель группы, педа...

Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе "Мальчики и девочки"

Проект по гендерному воспитанию в подготовительной группе "Мальчики и девочки"...

Проект по гендерному воспитанию: в средней группе «Мальчики и девочки дружные ребята".

Формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ себя....