ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ( 7-10) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
учебно-методический материал на тему
Благодаря программе воспитанники детского дома овладеют системой знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни. Данная программа разработанная воспитателями детского дома Пирожковой Л.Е и Банщиковой Л.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_programmy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В
МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ( 7-10)
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Создать условия для формирования у воспитанников готовности к самостоятельной семейной жизни, учить выстраивать модель построения семьи.
- Создать условия для развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа.
ЗАДАЧИ:
Компонент 1: Семейное воспитание
- Расширять знания, формировать у детей представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека.
- Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
- Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
- Познакомить с понятием «традиции» семьи.
- Дать определенные знания о себе, познакомить с нормами полоролевого поведения человека.
- Научить соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.
- Расширить представления о мире профессий.
- Развивать познавательный интерес.
Компонент 2: Социальная адаптация
Формирование «социального портрета» ребенка по морально-нравственным параметрам:
- Ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками;
- Универсальными предпосылками учебной деятельности;
- Необходимыми умениями и навыками;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые норм и правила поведения
- Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- Имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.
Прогнозируемый результат:
Конечная цель программы – воспитание полноценного гражданина общества, имеющего сформированные социальные навыки и способного к самостоятельной жизни.
Благодаря программе воспитанники детского дома овладеют системой знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей успешной самостоятельной жизни.
Предполагается, что в ходе реализации программы у детей будет развиваться способность адекватного, наиболее полного познания себя и других людей, они смогут скорректировать, если это необходимо, личностные качества и умения.
У воспитанников будет заложен фундамент для формирования гражданского правосознания, они приобретут дополнительные знания, связанные с формированием ценностных представлений гражданского общества, что поможет им самостоятельно принимать правильные решения в сложной ситуации выбора.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАНИСКА
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создавали бы такие условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.
Как бы хорошо не было в детском доме, каждый маленький человек мечтает о семье, семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Поэтому важно создать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта. Учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, но и со старшими и младшими детьми. Создать условия для воспитания и развития морально-нравственных основ личности, способной ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.
При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «В семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в детском доме.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1 РАЗДЕЛ « Я И МОЕ ЗДОРОВЬЕ»
ЗАДАЧИ: Дать детям понятие о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления, что полезно и что вредно для здоровья, воспитывать заботливое отношение к собственному здоровью.
Способствовать повышению общего психофизиологического тонуса ребенка, возникновению положительного настроя, формировать элементарные умения самокоррекции работы функциональных систем организма.
2 РАЗДЕЛ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
ЗАДАЧИ: Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких. Формирование представления о семейных ролях, приобщение к положительным традициям национальной культуры и русской семьи. Дать понятие о благополучной семье. Формирование половой идентификации.
3 РАЗДЕЛ «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
ЗАДАЧИ: Продолжить развитие коммуникативных качеств, позитивного отношения к окружающему миру, показать значимость образования в формировании воспитанников положительной «Я – концепции», знакомить с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие. Активизировать знания о правилах поведения, умение применять их в жизни.
4 РАЗДЕЛ «МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
ЗАДАЧИ: Расширять представления о мире людей, о том, что для каждого человека мир людей начинается с себя, продолжать знакомить детей с окружающим миром.
5 РАЗДЕЛ «Я – ГРАЖДАНИН»
ЗАДАЧИ: Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины, воспитывать чувство гордости за ее историю, помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах. Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.
6 РАЗДЕЛ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
ЗАДАЧИ: Знакомить детей с видами профессий, показать важность трудовой деятельности в жизни человека, воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Пробудить интерес к труду, воспитывать в детях потребность и желание трудиться.
7 РАЗДЕЛ « Я – ЭКОНОМИСТ»
ЗАДАЧИ: Формирование экономического мышления, способствовать развитию деловых качеств, бережливости, практичности. Познакомить детей с понятиями: «экономика, собственность, товар, деньги, цена, сделка, партнеры, бартер, покупатель-продавец».
8 РАЗДЕЛ «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
ЗАДАЧИ: Формирование у младших школьников социального отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умения распознать и оценивать опаснее ситуации, определять способы зашиты от них. Научить поведению на улицах и дорогах и необходимым мерам по безопасности при обращении с огнем, газом, общении с животными и во многих других ситуациях.
9 РАЗДЕЛ «ОБРАЗ «Я»
ЗАДАЧИ: Формировать умение учиться, быть самим собой, общаться со сверстниками. Воспитывать чувство собственного достоинства, умение анализировать свои поступки и оценивать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа «Лучик» для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающихся в условиях детского дома.
Программа рассчитана для детей с ТНР, которые поступают в детский дом в младшем дошкольном возрасте. Как правило, речь таких детей характеризуется нечетким и нестабильным звуковым оформлен...
Обобщение опыта по теме: "Ознакомление с окружающим и социализация детей младшего школьного возраста через игру в условиях дома ребёнка".
Представлена работа по ознакомлению с окружающим миром через многоообразие игр....
"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"
Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...
ПРОГРАММА : «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО ДОМА»
Данная программа поможет детям подготовиться к созданию будущей собственной семьи и сформировать представления о жизненном идеале семьи....
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Разработана в соавторстве с воспитателем Барсковой Ириной Сергеевной "ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА "...
Семейное воспитание детей в условиях детского дома
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной рол...
Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга»
Программа семейного воспитания в условиях ЦПД «Радуга» Семейное воспитание детей в условиях ЦПД - это одна из наиболее важных, актуальных и ...