Обобщение опыта по теме: "Ознакомление с окружающим и социализация детей младшего школьного возраста через игру в условиях дома ребёнка".
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ахмедова Ляйля Габбасовна

Представлена работа по ознакомлению с окружающим миром через многоообразие игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

        ГКУЗ  АО « СДР «Звездочка»

                

      Опыт   работы

                                воспитателя

                        Ахмедовой Л.Г.

                                по теме:

«Ознакомление с окружа-                        ющим и социализация                    детей младшего дошколь-                 ного возраста через игру           в условиях дома ребенка».

                        гор. Астрахань  2014 год.

Игра является основным видом деятельности детей младшего дошкольного  возраста. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.                                Советский педагог Ш.А.Амониашвили, отмечая роль игры, писал: «Через игру можно ввести в сложнейший мир познания».                                        Психологи доказали, что в игре у маленького ребёнка интенсивно развивается психика. На пределе работают память, мышление, восприятие.          В игре ребенок проявляет больше произвольности, больше запоминает, чем в ситуации простого учебного задания. Даже острота зрения повышается в условиях игры. Особое значение игры в том, что в ней обогащается запас знаний ребенка об окружающем мире.  Н.К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя , он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучает растения, животных».                                                        Теоретическая база данного опыта основана прежде всего на исследованиях в области детской психологии и дошкольной  педагогики. Анализ психологической литературы по теории возникновения игры (К.Гросс, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) в целом показывает роль игры в развитии и самореализации детей.                                                                                Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра , по мнению учёных, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта. По мнению психологов, ребёнок в игре не только познаёт окружающий мир, но и находит с помощью неё своё место в этом мире, самовыражается. Игра является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра. Малыш отражает в ней приобретённые впечатления.                                                                        « Для детей игра -  сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребёнком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию…». ( Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,Академия. 2005 г.                                                                        Игра дает ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы , недосягаемой для него действительности. ( А.Н.Леонтьев).                                        Отечественные психологи определили игру как ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста. Это легло в основу моего опыта работы.                                                                                        Важным условием развития ребёнка является то, что  игровая деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, её содержание должно нести ребёнку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным. Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.                                                                                                        Изучение педагогической литературы позволило мне выделить три основные задачи, которые решаются через целенаправленно организованную игровую деятельность детей:                                                        1) закрепление формирующих оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;                                                                                        2) приобретение ребёнком опыта жизни среди людей – сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия в деятельности;                                                        3) удовлетворение стремления ребёнка к образу жизни взрослых, к участию в ней.                                                                                                Актуальность опыта заключается в том, что дети, живущие в доме ребёнка, находятся в условиях материнской и социальной депривации. Депривация оказывает отрицательное влияние не только на здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, но и на развитие психических и познавательных процессов. Постоянное нахождение в ограниченном пространстве сужает окружающий мир вокруг  ребёнка. Это осложняет работу сотрудников дома ребёнка по ознакомлению с окружающим и социализацию детей. Среди тех многочисленных приемов и методов, используемых педагогами дома ребёнка, игра занимает главное место, так как игра – наиболее близкий и доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она соответствует наглядно-образному  характеру его мышления, эмоциональности, активности. В игре у ребёнка реализуется стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых.                                                        В дошкольной педагогике, в том числе коррекционной, используется многообразие игр: дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные, творческие. Все они способствуют расширению кругозора детей, использованию полученных знаний в самостоятельных действиях, развивают умственную активность, сообразительность, произвольное внимание, память, правильную речь.                                                                                Условием возникновения и становления опыта стала моя многолетняя работа в системе дошкольного воспитания. Но именно работа в доме ребёнка показала, насколько важна и первостепенна игра в познании ребёнком окружающего мира. Игра оказывает терапевтическое воздействие на детей в условиях депривации. Она в щадящей, естественной форме удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребёнка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.                                                                Сущность опыта заключается в том, что благодаря использованию игровых методов и приёмов происходит расширение кругозора детей, закрепление полученных знаний. Этому способствуют многочисленные дидактические игры, используемые как самостоятельные занятия, как часть занятий. В подвижных играх дети закрепляют знания о повадках животных, свойствах предметов. Творческие игры дают ребёнку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. Игра способствует социализации детей, так как позволяет ребёнку входить в социальный мир в воображаемом плане, способствует реализации потребности ребёнка делать то , что в реальной жизни ему недоступно.                                                        Система работы. Учиться , играя! Эта идея стала девизом в моей работе.                                                                                                        Для ознакомления детей с окружающим я использую всё многообразие игр. Но особую роль я отвожу дидактическим играм, учитывая тот факт, что они способствуют более глубокому познанию         детьми младшего дошкольного возраста окружающей действительности – предметов, действий, отношений между людьми. Они имеют огромное значение для самостоятельного использования ими полученных знаний, в том числе в сюжетно-ролевых играх. Игры для малышей строю таким образом, чтобы в течение 15-20 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватить на всех. При организации дидактических игр с детьми 3-4 лет я учитываю возрастные особенности: ребёнок к 3 годам становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: « Я сам!». Учитывая, что внимание малыша ещё не устойчиво, он быстро отвлекается, я стараюсь повысить интерес к занятию, к знаниям, используя яркую, привлекательную дидактическую игрушку, содержательный дидактический материал. Беря во внимание тот факт, что ребёнок отличается большой активностью, стараюсь использовать такие игры, в которых себя может проявить каждый участник игры. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Поэтому большой популярностью у детей пользуются такие дидактические игры, как « Чудесный мешочек». Дети с удовольствием отгадывают наощупь фрукты и овощи, называют их, определяют их форму, классифицируют их. Я широко использую в своей работе волшебную коробку, которая открывается и из неё появляется картинка или игрушка только в том случае, если ребёнок отгадал загадку или узнал по словесному описанию. Игра с волшебной коробкой позволяет угадывать предмет по наиболее важному признаку – назначению предмета или способу его использования.                                                                                                Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, я стараюсь подбирать такой дидактический  материал, который все дети могли  бы обследовать и активно действовать с ним. Детям очень нравится игра «Угадай, что звучит» с использованием музыкальных инструментов. Я каждый раз стараюсь варьировать момент появления музыкального инструмента. Он появляется на столе, если дети отгадают его по звучанию, или его появление меняет расстановку других, уже стоящих инструментов. И дети, открыв глаза, должны определить, что изменилось, какой инструмент появился. Дидактическая задача этой игры – определить по звучанию ( с закрытыми глазами) инструмент, правильно назвать его и показать правильное действие с ним. И каждый раз игра заканчивается оркестром. Это вызывает у детей восторг. Дети с удовольствием играют на инструментах под мое пение, меняются инструментами.                                                        Для того чтобы привлечь внимание детей друг к другу, для закрепления имён детей и правильного обращения друг к другу(по имени ,а не по фамилии) использую игры « Отгадай, кто позвал!», « Узнай по описанию». В первой игре дети учатся различать голоса по тембру, развивают слуховую память, учатся выделять себя и других детей из окружающего мира. Во второй игре, отгадывая по описанию внешности и одежды, ребёнок решает много задач: слуховое восприятие, сенсорное восприятие, узнавание по комплексу признаков, гендерное воспитание – соотнесение себя или другого ребёнка к определённому полу.                                 При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста необходимо объяснять правила по ходу игры. Например, в игре « Собери правильно пирамидку» я объясняю правило при сборке игрушки. У каждого ребёнка в руках пирамидка. Я предлагаю снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем предлагаю найти самое большое кольцо и надеть его на стержень. Затем самое большое из оставшихся и т.д. Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень. Игра повторяется до тех пор, пока его участники не усвоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое из оставшихся кольцо. Когда дети усвоят это правило и задачу можно осложнить, я провожу игру соревновательного характера «Кто скорее соберёт?». Здесь вводится новое правило: кольцо нанизывать после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберёт пирамидку.                                                        Большую роль отвожу дидактическим играм, направленным на ознакомление детей с предметами рукотворного мира.                                        В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса. В дидактических играх мы используем не всегда настоящие предметы, а их образы в виде игрушки или картинки. К таким играм относится серия игр с куклой.                                                                                                        Нашим детям нравится игра « Кукла Катя проснулась». В ходе игры у детей закрепляются знания о названии одежды: майка, трусы, платье, колготки, пижама; дети упражняются в действиях одевания куклы, следуя правильной последовательности. В ходе игры я стараюсь активизировать речь детей, добиваясь, чтобы они правильно называли предметы одежды и действия с ними.                                                                                                В игре « Кукла Катя обедает» я закрепляю знания детей о столовой посуде, учу  детей правильно находить и отбирать посуду для обеда. Дети накрывают игрушечный стол для кормления куклы, стелят скатерть, ставят посуду, салфетницу. Эта игра дает возможность не только активизировать речь детей, но и воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.                                                                                        По такому же плану проводятся и другие игры с куклой: « Оденем куклу на прогулку ( в разное время года)», « Купание куклы», « День рождения куклы». В ходе этих игр дети знакомятся с предметами рукотворного мира : одеждой и обувью для разного сезона, посудой чайной и столовой, столовыми приборами, предметами личной гигиены; узнают назначение тех или иных предметов, как правильно пользоваться ими. В ходе игр я закрепляю названия предметов, учу говорить правильно, добиваюсь ответов предложениями. Но ещё эти игры мне нравятся тем, что они способствуют усвоению детьми последовательности действий с куклой, установлению взаимосвязей между ними( кукла проснулась, обедает, гуляет, купается, укладывается спать). Это позволяет малышам усвоить знания более прочно, использовать их затем в самостоятельной творческой игре с куклой, содержание которой будет значительно богаче и интересней.                                Для знакомства с мебелью я использую игру « Новая кукла». Новая игрушка заинтересовывает детей, и дети с удовольствием знакомят её с обстановкой группы, называя предметы мебели и их назначение. Дети более активны и непринужденны, так как задание исходит от игрового персонажа. В ходе игры приучаю детей следовать правилам игры: называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечать только тому, к кому обращается кукла. Эту же игру я использую и для привлечения внимания детей друг к другу, когда кукла знакомится с детьми. Здесь закрепляются имена детей, соответствие детей тому или иному полу, активизируется речь каждого ребёнка, так как каждому хочется поговорить с игрушкой.                        Отгадывание загадок – очень сложный процесс для детей младшего дошкольного возраста, так как требует умения выделять наиболее характерные признаки предмета. Игра « Найди предмет по описанию» подводит их к этому. Дидактической задачей этой игры является воспитание умения находить предмет по его наиболее характерным признакам; описывать предмет, не называя его. В этой игре я использую игрушку, которая ведёт игру( это может быть заяц, медвежонок, кукла, Чебурашка и т.п.). Мы вместе с детьми рассматриваем игрушки, подобранные для игры: мяч, грузовую машину, собачку, ведёрко, куклу. Я обращаю внимание на внешний вид игрушки, форму, цвет, из чего сделана, как использовать. Затем предлагаю детям отвернуться, в это время раскладываю эти игрушки по разным местам. От имени ведущей игрушки предлагаю найти ту, которую подробно описываю. В конце предлагаю всем поиграть с игрушками.                        Для того чтобы вызвать у детей интерес к жизни взрослых, знакомить с профессиями , я провожу игру « Кому что нужно для работы». В этой игре использую картинки, на которых изображены предметы, необходимые для работы врача, повара, няни( градусник, шприц, фонендоскоп-слушалка, половник, кастрюля, плита, ведро, пылесос), картинки, на которых изображены врач, повар, няня. В ходе игры дети называют предметы и кладут около той картинки, на которой изображена та или иная профессия.                Очень богатую пищу для ознакомления детей с окружающим дает природа. Ребёнок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть. Малыш непосредственно с помощью органов чувств воспринимает многообразие свойств, природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.  У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.                                                                         Одним из наиболее эффективных методов ознакомления детей с природой является игра, в частности, дидактическая игра. В этих играх используются натуральные предметы природы ( овощи, фрукты, цветы ,камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.                                         Я в своей работе использую дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его. Игры провожу на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Дидактические игры я постепенно усложняю. Например, при  знакомстве с овощами и фруктами я вначале провожу игру « Разложи правильно», где предлагаю детям разложить в разные корзинки соответственно овощи и фрукты. Следующим этапом является игра « Чудесный мешочек», где дети отгадывают овощи и фрукты на ощупь. В дальнейшем я использую игру « Узнай на вкус», где дидактической задачей является упражнение детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, солёный, горький). Дети должны, не глядя на овощ или фрукт, определить его по вкусу и его вкус, правильно называть вкус словом. А в завершении этого цикла  я провожу игру    «Приготовь обед», которую я сама придумала. В две разные кастрюли дети раскладывают те овощи и фрукты, которые нужны для приготовления борща или компота, горохового супа или фруктового варенья.                                        Для закрепления знаний детей о животных я провожу дидактическую игру « Кто как кричит». В игре я преследую цель научить детей различать животных по внешнему виду и издаваемым звукам. Раздаю детям картинки с изображением детёнышей животных, сама имитирую голоса разных животных. « Детёныш», узнавший свою маму, бежит к ней приласкаться и имитирует голос детёныша. Затем ребёнок находит на столе изображение взрослой особи и прикладывает к ней картинку детёныша. В этой игре  решается ещё одна важная задача: дети учатся правильно называть детёнышей.                                                                                                Ещё дети с удовольствием играют в дидактическую игру « Мои друзья». Целью данной игры является закрепление знаний детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Детям дается задание накормить своих друзей-животных, выбрав корм для определённого животного. Здесь я использую игрушки – образы домашних животных и маленькие картинки, на которых нарисован различный корм.                                Тема природы широко отражается в настольно – печатных играх как в покупных, так и самодельных. Дети с удовольствием играют в игры « Кто что ест» ( чем питаются домашние животные), « Когда это бывает» ( времена года и сезонные природные явления), « Прыгает, летает, плавает…» ( способы передвижения), « Зоологическое лото» ( классификация животных, правильное называние), « Что где растёт» ( классификация овощей и фруктов и их произрастание ), « Мамы и малыши» ( животные и их детёныши).                Очень много подвижных игр, в которых кроме основной цели развития движений решается и задача ознакомления детей с природой. Дети с удовольствием играют в такие подвижные игры , как « У медведя во бору», « Лохматый пес», « Солнышко и дождик», « Сова», « Воробышки и автомобиль», « Кот и мыши»…                                                                        На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом. В ходе игры с природным материалом ( снегом, водой, песком) я , беседуя с детьми, помогаю усвоить некоторые свойства материала, например, сухой песок рассыпается, из мокрого песка получится хороший кулич, из сухого снега в морозную погоду снеговик не получится.                        Ещё я использую в своей работе вертушки, мельницы. Забавляясь такими игрушками, дети знакомятся с действиями ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы ( плавание предметов в воде, движение воздуха).                        Большое значение в своей работе я уделяю сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Эти игры занимают особое место в ознакомлении детей с окружающим миром.         В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр. Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется с помощью взрослых. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе её от взрослых  и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребёнком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определённых социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть взаимоотношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслонённой массой деталей. Но сюжетная игра сама очень часто не возникает. Здесь обучающая и руководящая роль отводится взрослому. Я в своей работе с детьми от 2,6 до 4-х лет считаю главной задачей передачу детям способов ролевого поведения. Я использую ситуацию совместной игры с детьми или инсценирую определённый игровой сюжет. Это даёт мне возможность формировать у детей умение соотносить название роли с определённым набором действий и атрибутов. Самостоятельные игры детей я направляю посредством дополнения предметно-образных игрушек так называемой ролевой атрибутикой ( белый халат, каска и т.п.), которая облегчает выбор и принятие ролей, их обозначение в игре. Но мои наблюдения показали, что самостоятельные игры детей бедны по содержанию, ролевым взаимодействиям и больше похожи манипулированию предметами и игрушками.  Для того чтобы дети научились играть , я играю с ними и стараюсь объединить в игре несколько детей. В процессе обучения детей игре я опираюсь на сюжетные игры-ситуации, где используются разные приёмы ( втягивание, подключение, обучение взаимодействию ). Каждая игра-ситуация дает мне возможность преподнести детям определенный образец ( назначения предметов, новых игровых действий, использование предмета-заместителя, особенностей действия в роли, замещения действия словом). Эти игры –ситуации не являются обучающим занятием, они имеют большую эмоциональную окрашенность. При подборе тематики игр-ситуаций я опиралась на пособие Н.Ф.Губановой «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.» ( Мозаика Синтез, Москва 2010).                        Вся проводимая работа не проходит бесследно. Дети начинают объединяться в совместной игре, в основном , это старшие дети, у них появляется сюжет в игре, дети начинают использовать предметы-заместители. Но факт пребывания детей в условиях социальной депривации очень сильно сказывается на становлении  игры скупостью сюжета.                        Еще хотелось бы отметить роль предметно-развивающей среды и в том числе игрушки в ознакомлении детей с окружающим миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки. Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше её воспитательное значение. Исходя из этого мы постарались создать в группе игровые уголки, в которых  разместили игрушки по принципам реалистичности, эстетичности , безопасности, доступности, с учетом гендерного воспитания и возрастных особенностей.                                                                                                Вывод: игры во всем многообразии, используемые мною в работе, способствуют обогащению знаний детей об окружающем мире, расширяют кругозор детей, помогают детям адаптироваться в социальном мире. Особенно это актуально для детей, находящихся в условиях материнской и социальной депривации.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...

«Социализация детей младшего дошкольного возраста через игры-инсценировки»

-Развивать речь детей как средство общения, создавая условия при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику  или к взрослому.-Обога...

Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в условиях ФГОС

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Отчёт по самообразованию в младшей группе «СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Отчёт по самообразованию в младшей группе«СВЕТЛЯЧОК» «Социализация детей младшего дошкольного возрастачерез сюжетно-ролевую игру»...