«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
статья
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»
Индивидуальный план по самообразованию
воспитателя
Бобылевой Нины Николаевны
на 2019-2022г.
«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
с.Селиярово.
Актуальность выбранной темы:
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Цели:
1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
2. Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
7. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
8. Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
9. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
10. Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
11. Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.
Методы процесса самообразования:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Изучение проектирования образовательного процесса по ФГОС.
3. Практическое применение методов в организации ООД и работе с семьёй.
4. Участие в Интернет форумах по заявленной теме.
5. Взаимопосещение ООД, участие в анализе открытых занятий.
6. Разработка, подготовка методических материалов, докладов и т. д.
7. Анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в учебном заведении.
Форма самообразования:
- Индивидуальная,
- Групповая,
- Малой группой.
Этапы работы:
1. Подбор и изучение методической литературы: сентябрь2019 – май2022.
2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь 2019 – май 2022.
4. Представление опыта работы по теме: май 2022г.
Ожидаемые результаты для детей:
1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и в сказке и в жизни.
4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.
3. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
4. Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.
Организация детской деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность взрослого и детей.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:
1. Данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь – май).
2. Работа с родителями (консультации, совместные занятия).
3. Отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя.
Срок реализации: 3года (2019-2022)
План работы на 2020-2021г.
№ | Содержание работы по теме | Срок | Формы работы | Отметка о выполнении |
1 | Подбор литературы по выбранной теме | 2019-2022 | -изучение литературы по данной теме. | |
2 | Разработка перспективного плана . | 2019 | ||
3 | Создание консультаций для родителей | 2019-2022 | Памятки, папки-передвижки, совместные мероприятия. | |
4 | Пополнение предметно-развивающей среды | 2019-2022 | ||
6 | Трансляция опыта | 2021-2022 | Консультация для педагогов ДОУ, ООД. | |
5 | Картотека игр | 2019-2022 | Изготовление атрибутов, привлечение родителей |
Перспективный план
№ | Направление работы | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
1 | Курсы повышения квалификации | + | ||
2 | Выступление на педсовете | + | + | |
3 | Участие в ТМО | + | ||
4 | Участие в тематических мероприятиях | + | + | + |
5 | Участие в научно-практических конференциях | + | + | + |
6 | Участие в олимпиадах, конкурсах | + | + | + |
7 | Театрализованная деятельность, разработка мероприятий | + | + | + |
8 | Публикации | + | ||
9 | Взаимодействие с семьёй | + | + | + |
Литература
1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орѐл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.
2. Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии». 4
4. М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
5. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
6. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
7. Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.
8. В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.
9. О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
10. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-809752-1475761943.jpg)
Перспективный план. «Нравственное воспитание ребенка посредством русских народных сказок в соответствии с ФГОС ДО»
Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания дете...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/17/picture-832785-1476723757.jpg)
СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-961533-1545297864.jpg)
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-996664-1516115847.jpg)
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-855465-1480773871.jpg)
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Пример того, как с пользой можно прочесть сказку....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1379881-1643641018.jpg)
проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Проект «Русские народные сказки»Паспорт проектаПродолжительность проекта2 неделиТип проектакраткосрочныйУчастники проектаСтаршая группаРазработчик проектаАнтипова Инесса ГеннадьевнаТ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/07/picture-1367137-1704637948.jpg)
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"
Сказки - это самый доступный пример для детей. Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...