«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
статья

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_bobylevoy_n.n.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»

                           

Индивидуальный план по самообразованию

воспитателя

Бобылевой Нины Николаевны

на 2019-2022г.

 «Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»

с.Селиярово.

Актуальность выбранной темы:

                                                   «Сказки – это зернышко, из которого

                                                 прорастает эмоциональная оценка    

                                                    ребенком жизненных явлений».

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

   В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Цели:

1. Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

 2. Воспитание в душе каждого ребенка духовного начала,  чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

1.        Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

2.         Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3.         Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4.         Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

5.         Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

6.         Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

7.         Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей  дошкольного возраста.

8.         Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

9.         Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

10.         Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

11.         Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература  (методическая, научно популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии.

Методы процесса самообразования:

1.        Изучение  литературы  по данной теме.

2.        Изучение проектирования образовательного процесса по ФГОС.

3.        Практическое применение методов в организации ООД и работе с семьёй.

4.        Участие в Интернет форумах по заявленной теме.

5.        Взаимопосещение ООД,  участие в анализе открытых занятий.

6.        Разработка, подготовка методических материалов, докладов и т. д.

7.        Анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в учебном заведении.

Форма самообразования:

  • Индивидуальная,
  • Групповая,
  • Малой группой.

Этапы работы:

1.        Подбор и изучение методической литературы: сентябрь2019 – май2022.

2.        Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

3.        Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь 2019 – май 2022.

4.        Представление опыта работы по теме: май 2022г.

       Ожидаемые результаты для детей:

1.        Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.

2.         Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

3.        Дети различают полярные  понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый»,   «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя»  и  в  сказке  и  в жизни.

4.        Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

5.         Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

6.         Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

      Ожидаемые результаты для воспитателя:

1.        Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.

2.        Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.

3.        Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

4.         Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.

Организация детской деятельности:

1.        Непосредственно образовательная деятельность.

2.        Совместная деятельность взрослого и детей.

3.        Самостоятельная деятельность детей.

Формы предоставления результатов:

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

1.        Данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь – май).

2.        Работа с родителями (консультации, совместные занятия).

3.        Отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя.

Срок реализации: 3года (2019-2022)

                                                План работы на 2020-2021г.

Содержание работы по теме

Срок

        Формы работы

Отметка о выполнении

1

Подбор литературы по выбранной теме

2019-2022

-изучение литературы по данной теме.

2

Разработка перспективного плана .

2019

3

Создание консультаций для родителей

2019-2022

Памятки, папки-передвижки,  совместные мероприятия.

4

Пополнение предметно-развивающей среды

2019-2022

6

Трансляция опыта

2021-2022

Консультация для педагогов ДОУ, ООД.

5

Картотека игр

2019-2022

Изготовление атрибутов, привлечение родителей

Перспективный план

Направление работы

2019-2020

2020-2021

2021-2022

1

Курсы повышения квалификации

+

2

Выступление на педсовете

+

+

3

Участие в ТМО

+

4

Участие в тематических мероприятиях  

+

+

+

5

Участие в научно-практических конференциях

+

+

+

6

Участие в олимпиадах, конкурсах

+

+

+

7

Театрализованная деятельность, разработка мероприятий

+

+

+

8

Публикации

+

9

Взаимодействие с семьёй

+

+

+

                                                                  Литература

1.        Сборник научно-методических статей. Изд. Орѐл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

2.        Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3.        Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии». 4

4.        М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5.        З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6.        Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7.        Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

8.        В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

9.        О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

10.        Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план. «Нравственное воспитание ребенка посредством русских народных сказок в соответствии с ФГОС ДО»

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания дете...

СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки....

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.

Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"

Проект «Русские народные сказки»Паспорт проектаПродолжительность проекта2 неделиТип проектакраткосрочныйУчастники проектаСтаршая группаРазработчик проектаАнтипова Инесса ГеннадьевнаТ...

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"

Сказки -  это самый доступный пример для детей.  Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...