проект "Патриотическое воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
проект (старшая группа)
Проект «Русские народные сказки» |
Паспорт проекта |
Продолжительность проекта | 2 недели |
Тип проекта | краткосрочный |
Участники проекта | Старшая группа |
Разработчик проекта | Антипова Инесса Геннадьевна |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Форма проведения | групповая |
Финансирование проекта | Не требует финансовых затрат |
|
|
Пояснительная записка: |
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки.с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
- Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Постановка проблемы: |
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем, есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате, у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Актуальность проекта: |
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Цель: |
Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи: |
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно -патриотических качеств дошкольников.
Нравственно – патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачна выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Через сказку маленький ребенок получает первые представления о культуре русского народа. Рассказывая сказку « Курочка Ряба» в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка « Волк и 7 козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, рассказывая сказку « Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Этапы реализации проекта: |
Подготовительный этап |
- Беседы с детьми
- Изготовление картотеки игр
2. Практический этап
|
Дата реализации: | Вид деятельности | Цель |
1 неделя проекта | Пересказ сказки: | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей. |
«Два мороза» | Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
изготовление масок к сказке «Колобок» | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | |
Конструирование | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | |
Театрализованное представление «Теремок» | Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. | |
Разучивание песни «Дружба крепкая» | Развитие музыкальности, формирование эмоционально-положительного отношения к сверстникам. | |
Игра инсценировка «Репка» | Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. | |
Подвижная игра «Волк и семеро козлят» | Упражнять детей в прыжках через скакалку. | |
(рисования) по мотивам сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно; развивать чувство цвета, ритма. Развивать воображения и мышления. | |
(лепка) по мотивам сказки «Лиса и журавль» | Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. Закрепить умение разрезать полосу бумаги, создавать изображение из полос разной длины. | |
(аппликация) по мотивам сказки: | Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Учить детей давать на одной аппликативной основе образы разных сказочных избушек – лубяная для зайчика, а ледяную для лисы. | |
Беседа «Природа родного края» | Расширить представление детей о растениях и животных своего края, природы России. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателях. | |
Чтение художественной литературы | Учить читать наизусть песенки. Формировать интерес к русским народным произведениям | |
« Россия» | Формировать представление о том, что Россия огромная страна, с богатой природой и историей. Познакомить с символикой России, ее столицей. Воспитывать гордость за свою Родину. | |
«Путешествие Мишутки» | Знакомить с многообразием родной природы, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России, с различными климатическими зонами нашей страны. Воспитывать желание охранять и преумножать природное богатство своей Родины. | |
Аппликация «Флаг Российской Федерации» | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» | |
Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. | |
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. | |
Чтение «Каша из топора» | Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. | |
Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. | |
2 неделя проекта | Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке» | Развивать интерес к народной игрушке |
Игровая ситуация «Забияка – лиса» | Рассмотреть различные ситуации и модели поведения. Учить детей выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, осознавать свои чувства, желания и понятно выражать их. | |
Беседа «Что такое дружба?» | Формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки на примере сказочных героев. | |
| Продолжать знакомить с русским народным творчеством. | |
Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Зайкина избушка» | развивать эмоциональную отзывчивость на иллюстрации, расширять представления о работе художника-иллюстратора. Учить рассказывать какие средства выразительности использовал художник. | |
Сюжетно-ролевые игры «В гостях у сказки» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Беседа «Моя семья» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Конструирование «Мы построим новый дом» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Рисование «Украсим улицу города к Новому году» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Коллективная аппликация «Город зимой» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Беседа «Что значит выражение «доброе сердце»?» | Учить детей оценивать поступки других людей, свои поступки, действия персонажей знакомых сказок. Побуждать детей быть добрыми и отзывчивыми, учить выражать сочувствие обиженному и порицание нарушителю. | |
Лепка: «Сказочные герои» | Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. | |
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит…» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Чтение потешки «Заинька-походи…». Гербова В.В. | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Коллективное рисование: «Снегири в заснеженном лесу» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
«Животные нашего леса» | Продолжать знакомить с фауной наших лесов. Воспитывать наблюдательность, интерес у детей при рассматривании картины. | |
Русская народная игра –«Ловушка» | Учить детей двигаться хороводным шагом, используя атрибуты (платочки). |
Заключительный этап: |
- Изготовление презентации и обобщение работы по проекту
- Изготовление папки-передвижки
Итоги проекта: |
• Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса
• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре.
• Расширился кругозор детей.
• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков
• Расширился и активизировался словарный запас детей
• Улучшилась мелкая моторика рук
• Проявилось активное участие воспитанников и родителей к приобщению к истокам русской народной культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план. «Нравственное воспитание ребенка посредством русских народных сказок в соответствии с ФГОС ДО»
Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания дете...
СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
В этой статье даётся информация для воспитателей и родителей о социально - нравственном развитии дошкольников через русские народные сказки....
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок.
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
Материал по дистанционному обучению педагогов на тему: "Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Пример того, как с пользой можно прочесть сказку....
Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...
«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»
Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались по...
Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"
Сказки - это самый доступный пример для детей. Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...
- Мне нравится (1)