Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей.
материал (старшая группа) на тему

Лавренцова Наталья Александровна

Игра! Как много она значит для ребенка — дошкольника.  Без увлекательной игры не может быть страны детства. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей.

Содержание

  1. Введение
  2. Игры-драматизации
  3. Как развивать и воспитывать детей в игре?
  4. Чем хороши театральные игры?

Дайте детству наиграться!

Вдоволь, досыта, не вкратце.

Дайте дождиком умыться,

Дайте, как цветку; раскрыться!

ВВЕДЕНИЕ

Игра! Как много она значит для ребенка — дошкольника.  Без увлекательной игры не может быть страны детства. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром[1] Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

Впервые в истории человечества право ребенка на игру осознано как общечеловеческая ценность и утверждено «Конвенцией о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1989 года.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать?

В последние годы следует констатировать тот факт, что игра уходит из жизни дошкольника, заменяется теми видами деятельности, которые направлены на интеллектуальное развитие детей и подготовку их к обучению в школе. Невольно возникает вопрос: «Хватит ли детям времени вдоволь наиграться? В какие игры играют современные дети?» Ведь если ребенок не наиграется вволю - значит, его детство не состоялось, ему многое не додали, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

Именно сейчас актуален вопрос обновления содержания и методов работы по игровой деятельности с детьми дошкольного возраста. Следует отойти от практики стирания граней между занятиями и игрой, благодаря которой игра превратилась в своеобразные сюжетно - дидактические занятия и стала исчезать из жизни дошкольников как самостоятельная, присущая возрасту деятельность. Игра должна быть освобождена от несвойственной ей учебной функции в детском развитии, ее необходимо возродить как ведущую деятельность, в которой возникают новые психические процессы и мотивы дальнейшего познавательного развития - мотивы учения, то есть желания учиться, чтобы знать.

  1. Творчество детей

Творческое воображение - продукт детской игры. Воображение без игры. Игра - без воображения. Возможно ли это? Вопрос о соотношении воображения и детской игры один из фундаментальных вопросов психологии.

Игра - это фантастический мир, освобождающий от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации не реализуемого. Известный педагог-новатор В.А.Сухомлинский писал: «Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка».

Основной мотив игры, рисунка, лепки, составления рассказа — потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества: ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле, и в нахождении способов осуществления задуманного.

О наличии у детей творческого воображения говорит и тот факт, что обычно они в одном сюжете объединяют различные впечатления, комбинируют виденное в жизни образами, взятыми из книг, зрелищ. Это наблюдается и в игре, и в изобразительной деятельности.

В то же время в играх, рисунках, рассказах реальные события иногда сознательно изменяются. В рисунках, лепке на тему литературного произведения маленькие художники нередко дополняют замысел писателя. Это сознательное изменение жизненных или описываемых событий показывает отношение детей к ним и подтверждает творческий характер их деятельности.

Е.А.Флерина доказала, что при правильном руководстве и обучении творчество детей достигает высокого уровня. «Сознание, - писала она, - играет ведущую роль в деятельности человека, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывали деятели искусства. Поэт Павел Антокольский утверждал, что все дети — одаренные в той или иной области искусства. Бездарность ребенка - всегда результат плохого воспитания.

Для возникновения замысла нужны яркие, живые впечатления, волнующие ребенка, действующие на его воображения и чувства.

2. Игры – драматизации

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые... Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда - они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки ... А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни? Размышляя над этим допросом, я пришла к выводу: помочь может театр.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Интересны результаты социологического исследования (1997 год), проведенного в Москве Центром социологии образования (ЦСО) РАО под руководством В.С.Собкина. В ходе индивидуальной беседы дети отвечали на вопросы: Какие игры ты знаешь? Во что любишь играть? и т.д. Самую малочисленную (12%), но весьма разнообразную группу составили игры - драматизации. В ней наряду с традиционными играми («Красная Шапочка», «Гуси — лебеди») значительное место занимают весьма экзотические, навеянные современными сюжетами, заимствованными в основном с телевизионного экрана. Приведенные данные свидетельствуют о том, что отношение дошкольников к игре (а значит, и сама игровая деятельность) существенно изменилось: уходит ее суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего.

В самом начале работы необходимо продумать организацию предметно - развивающей среды по театрализованной деятельности. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знании и социального опыта. Причем предметнопространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Театральный центр условно разделяется на две части - «волшебных превращений» и «встреч с героями театра». В «волшебных превращениях» находятся материалы для инсценировок и игр-драматизаций (шапочки - маски, элементы костюмов, декорации); во «встречах с героями театра» - пособия для показа театра кукол, игрушек, настольного, фланелеграфа. Здесь находится детская ширма, куклы - перчатки, фигуры - силуэты, игрушки для пальчикового театра. Здесь же находится книжная полка с иллюстрированными детскими книгами, предусмотренными программой для соответствующего возраста. В свободное время дети могут перелистывать знакомые книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, кукол, фланелеграфа.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и др.), где могут проводиться театрализованные занятия, студийная работа и разнообразные праздники. В «Школе развития» В.А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки, где дети чувствовали себя в мире волшебных образов. Талантливый педагог придавал большое значение эстетическому характеру обстановки, в которой дети будут слушать и разыгрывать сказку. Он писал в книге «Сердце отдаю детям»: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».

Какие же пьесы разыгрывать с детьми? Дошкольный возраст - возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. В.А.Сухомлинский писал: «Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают её.» Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве», - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растёт и достигает совершенства воображение будущего ученого, изобретателя, художника.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то, как она ему преподносится. Ведь сказку можно нарисовать, сказку можно сложить из ткани, сказки имеют запахи, а ещё сказки звучат, в героя сказки можно переодеться и потанцевать. Ребенку становятся понятнее сказочные персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие сказочной страны. В результате естественным образом мы подходим к театрализованной игре.

Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений. Советуюсь с детьми, какой признак персонажа наиболее типичен. Убеждаю ребят, что главное - это то, как они исполняют свои роли, похоже или нет. Вместе с тем не требую и большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно - после неоднократного проигрывания роли и наблюдения за сверстниками.

3. Как развивать и воспитывать детей в игре?

Для этого прежде всего необходима правильная организация театральных игр. Основными её требованиями являются:

  • содержание и разнообразие тематики;
  • постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно - ролевые игры;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  • сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяется требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения. Чтение произведения до начала игры требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего показать живые картинки на фланелеграфе, можно использовать театр игрушек. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

Вначале воспитателю - ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. В дальнейшем необходимо поощрять точность изложения текста. Это важно, чтобы не потерялись авторские находки. Читая стихотворные тексты, необходимо по возможности подключать детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с воспитателем, подыгрывают основной сюжет лини, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета, игры.

Из многообразия средств выразительности программа детского сада рекомендует следующие:

-во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно - выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей - животных);

-в средней группе используются художественно - образно выразительные средства - интонация, мимика и пантомима (жесты, поза, походка);

-в старшей группе совершенствовать художественно - образные исполнительские умения;

-в подготовительной группе - развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий— эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированное должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется — дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.

Речь воспитателя в повседневном общении, чтение, декламация, театрализованные игры, которые вначале ведет сам воспитатель, служат первыми образцами для подражания. С каким количеством разных интонаций можно сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте». Во время чтения стихотворения К.Чуковского «Доктор Айболит» или любого другого как необходимо убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу. От того, насколько гибко и сознательно воспитатель подчеркивает интонацией смысл произведения, дает характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, выразительность их высказываний.

Далее - небольшие упражнения с детьми. Начинать их надо с младшей группы. Проводить лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Дети в восторге, как взрослый водил персонажей, говорил, действовал за них. Самое время предложить детям поиграть и им. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку как мышка и как волк. Усложнить упражнение - пусть по очереди в домик попроситься несколько мышек. Остальные, конечно, сгорают от нетерпения. Нужно обязательно позволить выступить всем. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Необходимо предложить выбрать персонаж. Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто прошел.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Они имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познания ребенком техники движения, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театральной деятельности.

Передать характер персонажа помогает музыка, ведь она оказывает огромное воздействие на развитие творческого воображения, на создание оригинального образа. Основатель и руководитель Детского музыкального театра Н.И.Сац писала: «в единении театра и музыки таятся огромные возможности. Если слить воедино музыку, слово, танец и при этом полностью изгнать из театра фальшь и дурные штампы - воздействие такого спектакля трудно переоценить, в душе каждого маленького человека он оставит неизгладимый след». На музыкальных занятиях можно мелодией побуждать детей к имитации движений различных персонажей. После слушания песни «Петушок» В.Витлина изобразить, как поет петушок, когда он заболел и когда выздоровел. А вот музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка» (В.Агафонников. «Маленький, беленький.»), пока дети выполняют задание, воспитатель вместе с остальными ребятами внимательно смотрит и отмечает особенности игры каждого «актера», привлекает ребят к поискам собственных способов показа.

При распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей, их возможности. Меня волновал вопрос: а как быть, если не все дети могут получить роль? Придумывала по сюжету сказки дополнительные роли (цветы, капельки дождя, солнышко и т.д.), находила им текст, песню или танец. Все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, они творят и выдумывают с необыкновенной увлеченностью. Дети очень тонко чувствуют фальшь, не зря К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например:        «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь        как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной  деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

4. Чем хороши театральные игры?

Тематика и содержание театральных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, любовь, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театральные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада:        от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических        представлений до        физического совершенствования. Разнообразие        тематики, средств        изображения, эмоциональность театральных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение 1991 г. 127 с.
  2. Алексеева И.И., Крылова И.И. Театрализованная ритмопластика. СПБ., изд. Макет 1996 г. 156 с.
  3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., Просвещение 1982 г. 128 с.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев., Радянська школа. 1988 г. 172с.
  5. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., Апрель Пресс. 2000 г. 304 с.
  6. Флёрина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973г. 257 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Гуманитарный издательский центр Владос.
  8. Проблемы дошкольной игры: психолого - педагогический аспект. М., Педагогика 1987 г. 192 с.
  9. Психология и педагогика игры дошкольника. М., Просвещение 1966 г. 300 с.
  10. «Источник» Информационно - методический и научно - педагогический журнал. Приложение №4 2001 г. 109 с.

Игра - занятие по театрализованной деятельности

(старшая группа)

Цели: 

  • вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми;
  • формировать умение эмоционально и выразительно общаться;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • развивать монологическую речь.

Ход        занятия:

Воспитатель в костюме «Весны» входит под музыку:

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня «Весна»

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой - улей - пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной).

Правда, правда, отгадали!

Видно, все меня узнали.

Ждали все весну кругом?

Заходите в мой зеленый дом!

Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Весна, увлекая детей за собой, под музыку танцует, дети выполняют произвольные танцевальные движения. Весна созывает детей к себе в кружок.

Послушайте, о чём просит заинька птичку- сойку:

Проговаривание чистоговорки.

Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка –

Просит заинька косой. –

Спой мне песню, сойка, спой!

(Т.А.Куликовская)

Эту чистоговорку дети произносят, учитывая интонацию зайки и автора. Весна уточняет: Как зайка просит сойку? Жалобно, чтобы с песней сойки скорее пришло тепло, а может, весело, радуясь весне.

Чистоговорку дети произносят хором и индивидуально.

- А что же происходит весной в лесу?

Игра - пантомима

«Сугроб»

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой - пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело ещё сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

- Почему река исчезла в озере?

Игра - пантомима

«Медвежата»

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Разыгрывание по ролям стихотворения В. Берестова «Воробушки»

Весна: О чем поют воробушки

            В теплый день весны?

Воробушки: Мы выжили!

Мы выжили!

Мы живы! Живы мы?

«Лось» (Н.Кордо)

Весна: В ручеёчек смотрит лось,

Удивляется небось!

Лось:        Небосвод, листочки,

Месяц и цветочки,

Радуга и ...ой! Лось...

И откуда всё взялось?

Дети делятся на пары, разучивают стихотворение по ролям, а затем разыгрывают мини - сценки.

Занятие заканчивается произвольными движениями под музыку.


[1] Фридрих Фребель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...

Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...

Мастер-класс для родителей «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей»

Заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада....