Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Лузина Надежда Анатольевна

Индивидуальная работа самообразования воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа саморазвития воспитателя

Лузиной Н.А. ГБДОУ детский сад №9 гр. «Солнышко»

Тема : Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Санкт – Петербург 2020

Сроки реализации: с 1октября 2020 по 28 мая 2021г.

Тема самообразования: Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Актуальность темы: В эпоху научно- технического прогресса от человека требуется такие качества, как -  подвижность, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, гибкость мышления, творческий подход к решению разных задач. Важнейшая задача в воспитании современного человека это – развитие его творческих способностей.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в дошкольном возрасте происходят изменения во многих сферах, активно развиваются личностные качества, совершенствуются психологические процессы (внимание, память, восприятие, речь, воображение, мышление). Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности, их развитие способствует развитию ребенка в целом. Именно  театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

 С помощью театральной деятельности, дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся четко формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральная игра – это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности. Театрально- игровая деятельность детей принимает две формы:

1.Режисерские игры – игры когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки , куклы).

- настольный театр игрушек

- настольный театр картинок

- стенд- книжка

-фланелеграф

- теневой театр

2. Игры – драматизации – игры в которых дети сами в образе действующего лица используют взятую на себя роль.

- Игры – драматизации с пальчиками.

- Игры – драматизации с куклами бибаб.

- Импровизация –разыгрывание сюжета, без предварительной  подготовки.

 Цель: Раскрыть  и развивать творческий потенциал у детей с помощью театральной деятельности, используя в своей работе все формы театрализованной игры.

Задачи:

  1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие речи, творческого воображения и мышления детей.
  2. Использовать театрализованные игры, развивающие творческие способности детей.
  3. Прививать интерес  у детей к сказке, воспитывать у детей желание любить сказки и сопереживать их героям.
  4. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о том как нужно вести себя в театре, о куклах которые учувствуют в представлении, о различных видах театра).
  5. Развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
  6. Развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем.
  7. Повысить компетентность родителей по вопросам развития речи у детей и развития творческих способностей через театральную деятельность.
  8. Обогатить предметно-развивающую среду (изготовление атрибутов к постановкам)

План работы над темой по самообразованию


Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.

Форма работы с детьми и родителями:
- Индивидуальная;
- Групповая.

Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка, изготовлению масок для инсценировок. Участие родителей в образовательном процессе позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство речевого развития; помогает детям преодолеть те или иные трудности в речевом развитии.

2. Подготовка консультации для родителей: «Театр в жизни детей раннего возраста»

3. Привлечение родителей к созданию совместно с детьми итоговой выставки «Наши любимые сказки»


Ожидаемые результаты: 

•благоприятная адаптация детей к ДОУ;

•создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;

•формирование умений передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами;

•пополнение театрального уголка.


План реализации:


I Организационно – подготовительный этап

Образовательные области. Деятельность. Формы и методы работы.

«Социально-коммуникативное развитие».

1) Игровая деятельность:

1. Сюжетно – ролевые игры: «Поход в театр», «Кукла Катя рассказывает любимые стихи».
Цель: Формировать знания детей о правилах поведения в театре. Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу. Учить рассказывать знакомые стихи громко, четко.

2) Художественная литература:
1. Чтение детям сказок «Репка», «Теремок»,  «Бычок - смоляной бочок» «Мишка косолапый», «Колобок», «Мышкины ватрушки», «Курочка Ряба», «Коза-дереза», «Маша и медведь», «Волк и козлята»

Цель: формировать умение эмоционально воспринимать сказки.

2. Чтение стихотворений, потешек.
Киска, киска...» «Кисонька-Мурысонька...» «Сорока-белобока» «Идет коза рогатая...» «Ладушки» «Водичка-водичка...» «Наша Маша», "Огуречик, огуречик..." "Солнышко-ведрышко..." , "Наши уточки с утра...", "Чики-чики-кички..." "Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!" ,
стихотворения А.Барто

3) Музыка:
1. Слушание музыкальных произведений.
2. Пение детских песенок.
3. Разучивание музыкальных движений.
4. Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашкино», «Песенка про чебурашку» и т. д.

5. Музыкально-ритмические движения: «Лиса», «Медвежата», «Кошечка», «Лошадка», «Ежиха», «Волк»
Цель: учить детей в движениях передавать образ персонажа, его настроение.

4). В конце каждого месяца игры -драматизации.

«Речевое развитие»  по книге Янушко, Елена.

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.
1. Дидактические игры:
- Д/И «Громко – тихо». Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

- Д/И «Кто? Какой? Что делает?»
Цель: Закреплять название героев сказок, описание героев и их поступков; развивать память, речь, мышление;

- Д/И «Кто что ест?»
Цель: Закреплять знания детей о том, чем питаются разные животные из знакомых сказок;

- Пазлы "Любимые герои сказок"
Цель: Формировать умение собирать изобажения знакомых героев сказок из 2-3 частей, называть их; развивать мелкую моторику.

- Д/И «Расскажи сказку по картинкам»
Цель: Учить детей вспоминать сюжет и слова знакомых сказок, опираясь на изображения из этих сказок; Развивать память, речь, мышление. 2. Отгадывание загадок про героев из любимых сказок

3. Прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

«Физическое развитие».
- Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь», "Подарки"
Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание повторять текст игры с воспитателем.

- Подвижные игры «Наседка и цыплата», «Коза-дереза», «Огуречек-огуречек», «Мишка косолапый», из книги Янушко Е.
Цель: учить детей в движениях передавать образ персонажа, четко произносить фразы, своевременно реагировать на сигнал воспитателя.

- Физминутки: «Деревья», «Аист», «Коза», «Кузнечики», «Лошадки», «Зайцы», «Музыканты»

- Режимные моменты.
- Оздоровительная дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок»; игры в "Султанчики", «Вертушки», дыхательные игры с водой
Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, подготовка к дальнейшей речевой деятельности.

Пальчиковые игры «Пальчики», «Молоточками стучим», «Мы капусту рубим», «Сорока-сорока»
Цель: учить детей выразительно и четко проговаривать текст, повторяя его за воспитателем, выполнять самомассаж пальцев.

- КГН: практическое упр. «Водичка-водичка»
Цель: учить детей сопровождать действия при умывании рассказыванием потешек, пестушек.

- Мимические упражнения «Веселый-грустный», «Лягушка улыбается», «Хобот у слона»
Цель: Учить детей при помощи мимики показывать различные настроения, подражать животным, развивать артикуляционный аппарат.


II Основной этап: 
Перспективный план театрализованной деятельности в второй группе раннего возраста 2-3 года

Каждый месяц добавляются и проводятся игры  из книги Янушко Е. :

- Рифмованные загадки.

- Упражнения на договаривание слов и строк

- Игры для развития общего и речевого подражания

        - Игры для развития пассивного словаря

- Игры и упражнения

для развития ручной моторики

       -  Игры для развития речевого дыхания

- Игры и упражнения

для развития плавного ротового выдоха

- Игры для развития речевого слуха

- Игры для развития физического слуха

      - Игры с игрушками и предметами

- Подвижные игры

- Игры для налаживания контакта с ребенком

Месяц

Название

Задачи

октябрь

1. Игры для налаживания контакта с ребенком. Дай ручку!

2.Обыгрывание потешки «Пошёл котик на торжок»

3. Потешка «Сорока - Белобока»

4.Чтение сказки «Репка» (иллюстрации).

5. Спектакль «Репка» ( на магнитной доске)

6. Повторение сказки «Репка».

1. Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

2.Выучить потешку с детьми, давая возможность самим закончить фразу; беседа по потешке, учить интонацией, передавать вопросы и ответы.

3.Беседа по потешке, обыгрывание потешки.

4.Познакомит детей с новой сказкой; вызвать желание помочь героям.

5.Вызвать сочувствие к героям сказки, желание помочь, радость , что всё закончилось хорошо.

6.Помочь детям самостоятельно выкладывать картинки на магнитной доске, в определённом порядке; предложить детям самостоятельно играть роли героев сказки.

ноябрь

1.Изготовление масок-шапочек для сказки «Репка».

 

2.Игры с пальчиками и ручками «Вот, как пальчики шагают».

3.Чтение сказки «Колобок» (театр- рукавичек).

4.Игра с колобком

5.Потешка «Кисонька - мурысонька».

6.Слушание сказки «Колобок» в аудиозаписи.

7. Игры для развития речевого слуха. Кто там?

8. Спектакль «Репка»

9. Изготовление Лэпбука «В гостях у сказки»

1. Привлечь детей к изготовлению масок-шапочек из бумаги, побуждать к стремлению помочь воспитателю; обыграть сказку «Репка».

2.Выучить названия пальчиков с помощью текста игры; добиваться согласованного движения на обеих руках, вызвать у детей эмоциональный отклик на игру.

3. Вызвать интерес у малышей к новой сказке; побуждать детей к повторению песенки героя.

4.  Вовлечь в игру; порадовать детей яркой

игровой ситуацией.

5.Предложить детям выучить новую потешку , учить детей диалогической речи: вовремя задавать вопрос и вовремя отвечать на него; обыгрывать потешку, используя характерные мимику и жесты.

6. Продолжать учить детей слушать сказку в записи, быть внимательными , обратить внимание на то , как рассказчик интонационно передаёт образы героев сказки.

7. Развитие речевого слуха – различие на слух звукоподражание.

8. Показ сказки репка в роли дети (театр- масок)

  1. С помощью лэпбука познакомить детей с театром.

декабрь

1.Потешка «Эти сани самокаты» (иллюстрации).

2.Народная игра «Мыши водят хоровод».

3.Показ сказки «Мышкины ватрушки»

4. .Показ сказки «Репка» (театр - масок).

5.Игра с колобком

6. Игра «Снежки».

7. Игра – импровизация «Новый год!»

1. Познакомить детей с новой потешкой; объяснить непонятные слова; показать, как в потешке передаётся образ саней; поощрять самостоятельный показ детьми картинок

2.Выучить с детьми новую игру; использовать маску кота, учит детей выполнять движения в такт стихам

3. Учить детей играть в настольный театр, вызывать желание к самостоятельному показу сказки, продолжать учить детей правильному произнесению диалога (вопрос-ответ).

4.Вспомнить с детьми знакомую сказку, учить детей показывать сказку «Репка» используя театр масок.

5. вовлечь в игру; порадовать детей яркой игровой ситуацией.

6.Познакомить детей с игрой «Снежки» и совместно с воспитателем изготовить из ваты «снежки».

7. Импровизация –разыгрывание сюжета, без предварительной  подготовки. (театр –масок новогодних героев).

январь

1.Потешка «Как на тоненький ледок».

 2.Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок».

 3.Слушание сказки «Заюшкина избушка» в аудиозаписи.

4.Игры с пальчиками и ручками «Как живёшь?».

5.Паказ пальчикового театра из дерева «Колобок»..

1.Познакомить детей с новой потешкой; учить детей действиями передавать текст песенки.

2.Учить детей точно выполнять действия в соответствии со словами; развивать творческое воображение.

3. Продолжать учить слушать сказку в записи, быть внимательными, обратить внимание на голос рассказчика.

4.Выучить новую игру; продолжать учить детей

соотносить действия рук со словами; учить играть перед зеркалом.

5. Показать знакомую сказку с помощью кукол пальчикового театра; вызвать интерес у детей интерес, желание самостоятельно обыграть сказку

февраль

1.Этюд «Идёт коза рогатая» (театр игрушек).

2.Показ сказки «Теремок» (театр игрушек).

3.Пальчиковая игра «Четыре брата».

4.Изготовление масок-шапочек к сказке «Теремок».

5.Слушание сказки «Теремок» в аудиозаписи.

6.Чтение сказки «Козлята и волк» (иллюстрации).

7.Показ сказки «Козлята и волк» (театр би-ба-бо).

1.Рассказать потешку , показать игрушку; учить управлять игрушкой , согласовывая движения с ритмом текста потешки и побуждать произносить текст выразительно.

2.Познакомить детей со сказкой; вызвать у детей интерес к новым героям.

3.Повторить название пальчиков; развивать мелкую моторику.

4.Вмести с детьми - изготовить маски к сказке «Теремок»; вспомнить всех животных, последовательность их прихода в теремок; поддерживать интерес к сказке.

5.Продолжать учить слушать сказку в записи; быть внимательными; обратить внимание на то , как рассказчик интонационно передаёт образы героев сказки.

6. Познакомить детей с новой сказкой; обсудить, что козлята сделали не правильно.

7.Продолжать учить детей управлять куклами би-ба-бо, вызывать желание к самостоятельному показу сказки, продолжать учить детей произнесению текста с интонацией.

март

1.Показ сказки «Теремок» (театр на стаканчиках).

2.Разыгрывание песенки «Жили у бабуси …..».

3. Чтение сказки «Маша и медведь».

4.Показ сказки «Маша и медведь» (театр - рукавичек).

5.Знакомство с новой игрой «Огуречик».

6.Показ сказки «Колобок» совместно с детьми (пальчиковый деревянный театр).

7.Игра с пальчиками и ручками «Как живёшь».

1.Познакомить детей с новым видом театра - театр на стаканчиках; показать и с помощью детей рассказать сказку.

2.Продолжать учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами, формировать умение сочетать напевную речь с пластическими движениями.

3. Познакомить детей со сказкой, вызвать желание помочь Маше.

4.Продолжать знакомить детей с театром – рукавичек; учить детей показывать спектакль с их помощью; продолжать учить детей произнесению текста с интонацией.

5.Разучить новую игру; выучить текст; побуждать детей к согласованным совместным действиям; доставить детям радость.

6.Учить детей пользоваться пальчиковым театром; вызывать желание к самостоятельному показу сказки, продолжать учить детей произнесению текста с интонацией.

7.Вспомнить знакомую игру; продолжать учить выражать слова действиями; с помощью зеркала обращать внимание детей на то, как точно они выполняют движения.

апрель

1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» - для показа в театре стаканчиков.

2.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять».

3.Слушать сказки «Маша и медведь» аудиозапись.

4.Этюд «Тили-бом… » (иллюстрации).

5.Игра с пальчиками и ручками «Две сороконожки»

6.Изготовление масок-шапочек для сказки «Маша и медведь».

1.Вместе с детьми изготовить стаканчики ( приклеить картинки ); вспомнить персонажей сказки; в какой последовательности происходило действие; вызвать интерес и желание самостоятельно показывать сказку.

2.Вспомнить знакомую игру; учить синхронно выполнять движения руками, согласовывать движения со словами.

3. Приучать детей внимательно слушать сказку; обратить внимание на музыкальное сопровождение : как с помощью музыки переданы особенности персонажей.

4. Вспомнить знакомую потешку с помощью показа иллюстраций; разучить текст; учить рассказывать потешку, соблюдая интонационную выразительность.

 5. Разучить новую игру; продолжать учить согласовывать движения рук со словами, соблюдать ритм; мелкую моторику рук .

6. Привлечь детей к изготовлению атрибутов к сказке (совместно с воспитателем); вспомнить их диалоги; отметить характеристики голосов.

май

1.Показ сказки «Репка» детьми группы - для детей группы (шапочки маски).

2.Игры с пальчиками и ручками «Топ-топ».

3.Слушание сказки «Бычок -смоляной бочок» аудиозапись.

4.Сказка «Бычок - смоляной бочок» (картинки на магнитной доске).

5.Народная игра «Мы на луг ходили».

1.Поощрять детей к выступлению перед зрителями: громко и чётко произносить диалоги, эмоционально и выразительно передавать образы героев, доставить радость детям.

2.Продолжать развивать мелкую моторику рук и пальчиков; учить согласовывать слова с движениями рук; для игры использовать зеркало, чтобы дети могли контролировать свою мимику.

3.Познакомить детей с новой сказкой; дать характеристику героям.

4.Привлечь детей к показу сказки; продолжать учить: вовремя крепить картинку на доску, вовремя убирать их; передавать голосом характеры героев; вести диалог.

5.Выучить новую игру; использовать маску-шапочку зайки; учить слова , согласовывать с движениями.

III Заключительный этап: 

  1. Анализ данных по итогам учебного года.
  2. Отчет по теме самообразования.




Литература:
1.А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
2. Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
3.В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»
4.Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей».

5. Янушко, Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3лет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...

МУЗЫКАЛЬНО - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Статья Шапкина И.И. (ноябрь 2018)

в статье рассматриваются методы и приемы использования музыкально-театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Статья "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников....

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят и...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанник...