Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Безлаковская Елена Сергеевна

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы64.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2

ОПЫТ РАБОТЫ

воспитателя Безлаковской Елены Сергеевны

2015г.

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ( В.А. Сухомлинский)

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от степени его интеллекта. Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, но и готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать.

На каждом возрастном этапе дошкольника создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психологические функции, важные для перехода к следующему «этажу». Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учебный процесс; решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате страдает здоровье ребенка, ослабевает интерес к учению.

Учитывая, что именно в игре происходят глобальные изменения в психическом развитии дошкольника, что дидактическая игра как разновидность игровой деятельности, как игра с правилами, возникает в старшем дошкольном возрасте, знаменуя собой переходный этап от одной ведущей деятельности ( игровой) к другой ( учебной), следует предположить, что дидактическая игра – одно из условий, способствующих эффективному освоению детьми старшего дошкольного возраста логических отношений.

Исследования убедительно показывают, что в дидактической игре как переходной форме обучения дошкольников прослеживаются оба типа ведущей деятельности с постепенным нарастанием учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации в играх – обязательное условие, которое, в связи с поиском решения, обеспечивает у детей возникновение вопросов; организация участников игр парами или группами способствует общению детей, в котором они тоже задают вопросы друг другу и ищут на них ответы. Умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы является показателем мыслительной активности дошкольника.

Известный детский психолог Л. С. Выгодский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления.

Сущность игры заключается в том, что это есть порождение практики, через которую изменяется мир. Отсюда вытекает важнейшее значение игры для развития словесно-логического мышления. Именно в игре формируется потребность изучать окружающий мир, воздействовать на него, наблюдать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослым ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом задача воспитателя – заинтересовать, стимулировать и полностью вовлечь воспитанников в работу, и предоставить им возможность выполнять задание самим. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Когда моя дочь начала посещать начальную школу, то в процессе выполнения домашних заданий, в частности в усвоении математических нормативов (решении задач) мы столкнулись с проблемами. Причиной этого является недостаточное освоение способов умственной деятельности. Эти же проблемы выявились и у первоклассников – выпускников нашего ДОУ. Поэтому, при новом наборе детей младшего возраста я сочла возможным более углубленно заняться развитием их творческой активности и мыслительной деятельности.

После обобщения теоретических сведений по изучаемой проблеме, изучения литературы по педагогике, психологии решила построить свою работу на основе специальных игр. Поэтому обратилась к опытно-экспериментальной работе на основе исследования.

Тема исследования: «Дидактические и логические игры, как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста»

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить положительную эффективность дидактических и логических игр в развитии творческих способностей и умственной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме.
  • Провести диагностику уровня развития творческих способностей и мыслительной деятельности у детей дошкольников.
  • Подобрать дидактические и логические игры на развитие творческих способностей и интеллектуальных процессов детей дошкольного возраста.

Диаграмма 1 – Результаты мониторинга уровня развития логического мышления (2012г.)

Для достоверной картины уровня развития творческого мышления детей моей группы, я обратилась к комплексу психодиагностических методик обследования. В комплекс вошли методики, охватывающие различные стороны творческого мышления и воображения детей.

« Дорисуй фигуру» (автор О. М. Дьяченко) Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

« Незаконченные рисунки». Это тест на выявление способности к воображению и целостному восприятию.

«Составление изображений объектов». Тест позволяет диагностировать воссоздающее воображение и образное мышление.

« Изобретатель». Это тест – игра наряду с фантазией активизирует и мышление.

«Несуществующее животное». Тест помогает выявить оригинальность мыслительной деятельности ребенка, умение фантазировать.

Комплекс группы игр:

  1. Дидактические и настольные игры.
  2. ТРИЗ
  3. LEGO-технологии.
  4. Шахматы.

Дидактические и настольные игры.

Игровые приемы по развитию творческого мышления являются ведущими. Игра является ведущей деятельностью дошкольников, основным способом познания ими окружающего мира и освоению новых социальных ролей. Игровое взаимодействие дошкольников способствует нарастанию эмоций, включению умственных способностей, внимания, памяти, воображения детей, усиливает их мотивацию, активизирует процесс создания идей.

Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослыми. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры – организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. Дидактическая задача. (определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.)
  2. Игровая задача.(осуществляется детьми. Дидактическая задача в игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
  3. Игровые действия. (основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интересней для детей сама игра, успешнее решаются познавательные задачи).
  4. Правила игры.( их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями )
  5. Подведение итогов (результат). (проводится сразу по окончании игры. Главное здесь -отметить достижения каждого ребенка.)

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решается дидактическая задача.

Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

ТРИЗ

ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшулером.

Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач, что способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности изобретателей.

Главная задача данной методики – научить думать нестандартно и находить собственные решения.

Цель ТРИЗ (адаптированного к дошкольному возрасту) – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, понимать единство и противоречие окружающего мира. Развивать такие качества, как мышление, гибкость, поисковую активность, стремление к новизне.

ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Методы ТРИЗ:

  • Метод фокальных объектов – перенесение свойства одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
  • Метод системного анализа – помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Упражнения по методике ТРИЗ:

  • Упражнения на раскрытие функций предмета:

 «Что умеет делать», «Мои друзья»

  • Упражнения на нахождение путей развития ситуаций:

«Что было – чем стало», «Паровозик».

  • Упражнения на выявление связей между объектами и их ресурсами:

«Помоги Золушке», «Коллаж сказок», «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Аукцион».

Последовательность обучения по ТРИЗ:

  1. Сообщение необходимых знаний.
  2. Формирование умений на репродуктивном уровне.

-Демонстрация деятельности в целом и по элементам.

-Организация отработки умений в упрощенных условиях.

-Организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с воспитателем.

3. Переход к поисковой ( продуктивной фазе):

-Организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач ( имитационное моделирование).

-Обязательный анализ своей деятельности.

Алгоритм решения изобретательских задач:

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научиться их формулировать.

Игры: « Да-нет», «Угадай, что я загадала», « Черное – белое», « Наоборот», «Перевертыши». Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.

На втором этапе предлагаются игры с противоречиями, которые решаются с помощью алгоритма. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.

В результате обучения детей по ТРИЗ у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

LEGO - технологии.

- Конструкторы LEGO многофункциональны. Используются как в свободной игровой деятельности, так и на занятиях и в работе с родителями. Позволяют создать самому ребенку большое количество занимательных, обучающих и игровых ситуаций; комплексно воздействуют на общее развитие детей.

-Хорошие технические характеристики; эстетичность, безопасность, прочность, функциональная надежность, длительный срок службы, универсальность, доступность, что влияет на формирование у детей эстетического вкуса.

-Направленность на успех – быстрое получение красочных и привлекательных моделей вне зависимости от имеющихся у ребенка навыков.

-Применяемость в различных игровых зонах и ситуациях, что позволяет быть детям более динамичными.

Какие же психофизические характеристики развиваются у детей в процессе обучения по LEGO -конструированию:

  • РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

-памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»)

-внимания  («Что изменилось?»)

  • РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ:

-цвет (дидактическая игра «Змейка»)

-форма (дидактическая игра «Двойняшки»)

-величина («Крути волчок и выбирай»,  «Башни»)

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ВООБРАЖЕНИЯ:

-дидактические игры « Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»

  • РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

-счет, состав числа, временные представления.

  • ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ:

-дидактические игры « Наша улица», « Архитектура нашего города»

В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO занимается Л. Г. Комарова. В своей книге « Строим из LEGO» педагог предлагает систему занятий по курсу «Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструкторов «LEGO DACTA». Свой курс автор распределяет на две части:

  1. Моделирование логических отношений (для средних и старших групп)
  2. Моделирование объектов реального мира (для всех возрастных групп)

Цель первой части курса - развитие элементов логического мышления. Основные задачи этой части курса:

-совершенствование навыков классификации;

-обучение анализу классических закономерностей и умение делать умозаключения.

-активизация памяти и внимания;

-развитие комбинированных способностей.

Цель второй части курса – развитие способностей детей к наглядному моделированию.

В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий:

-по образцу.

-по карточкам с моделями.

-по замыслу.

В старшей и средней группах процесс моделирования усложняется путем добавления конструирования части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и построению объектов по иллюстрации и рисункам.

Примерный план работы по LEGO – конструированию:

  1. Знакомство с конструктором.  Узоры. (составление узоров по замыслу).
  2. Геометрические фигуры. Цифры. Буквы.
  3. Что нас окружает (конструирование собственной модели).
  4. Какие бывают животные (конструирование модели животного).
  5. Жизнь города (конструирование многоэтажного дома).
  6. Наш двор (моделирование детской площадки).
  7. Наша улица (моделирование дорожной ситуации)
  8. Город будущего.
  9. Какой бывает транспорт (конструирование транспортных средств)
  10. Сказочный замок.
  11. По дорогам сказок ( конструирование сказочных героев).
  12. Новый год (создание новогодней игрушки).
  13. Спорт (конструирование спортивного инвентаря, спортсменов)
  14. Автомобиль будущего.
  15. Полеты в космос (создание космической ракеты и космического пространства)
  16. Военный парад (конструирование военных машин)
  17. LEGO – театр.
  18. Зоопарк.

На каждом из занятий обязательно знакомить детей с видами крепежа и устойчивости конструкций.

ШАХМАТЫ.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Подытоживая работу с детьми 6 -7 лет, В. Сухомлинский писал: « В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность»

Игра в шахматы развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает вдумчивость, целеустремленность. Экспериментально подтверждено, что дошкольники, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Свою работу по ознакомлению дошкольников с шахматами я начала со старшей группы по методике Игоря Георгиевича Сухина – кандидата педагогических наук, почетного работника общего образования Р. Ф. В его программе приведены конкретные рекомендации по организации шахматных занятий, закреплению пройденного материала, проведению нестандартных дидактических игр (разработана система дидактических заданий на шахматном материале). Усвоение эмоционально – ценностного компонента обеспечивается тем, что каждое занятие с использованием разнообразной системы заданий представляет собой:

  • Занятие – сказку.
  • Занятие – театр.
  • Занятие – игру.
  • Занятие – смех (использование шуточного материала).
  • Занятие – тайну (сюрпризы).
  • Занятие – без поражений.
  • Занятие – погружение в решение занимательных задач.

Основную функциональную нагрузку на занятиях несут творческие задания. Для закрепления материала используются кроссворды, математические головоломки, загадки, скороговорки, что позволяет привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями.

Методические рекомендации:

  • В играх следует учитывать реальные трудности в развитии детей.
  • Больше использовать подгрупповой и парный метод проведения игровой деятельности.
  • Особое внимание уделять речевым навыкам ребенка, предоставлять ему самому объяснять свои действия.
  • При проведении игры необходимо учить детей быть внимательными, терпеливыми по отношению друг к другу; учить их взаимовыручке.
  • Дидактические игры должны побуждать детей анализировать ситуацию, сравнивать, сопоставлять и делать логические умозаключения.
  • Подбирать игры необходимо с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Результаты:

Работа по развитию мыслительной деятельности дошкольников носила систематичный и последовательный характер, от второй младшей до подготовительной групп. В результате, при проведении диагностики, я отметила следующее:

- уровень развития логического мышления у детей значительно повысился.

-при проведении дидактических игр дети принимали более активное участие.

-совершенствовались психические процессы  дошкольников (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь и др.)

-дети более уверенно стали выполнять предлагаемые им задания, пытаться анализировать и делать выводы, обобщать, рассуждать.

- все меньше и меньше времени затрачивали на выполнение задания.

- значительно обогатился детский словарный запас.

Диаграмма 2 – Результаты мониторинга уровня развития логического мышления (2015г.)

Заключение:

Полноценное развитие интеллекта человека возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере сформировываются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрвстах напрямую зависит от развития творческого мышления в младшем возрасте.

Именно поэтому так необходимо в детских садах проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей.

Список использованной литературы:

  1. Никашин А.И.  Дидактические игры для развития творческого воображения детей. / Аспект 1991г.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под. Ред. Коломенского Я. Л.-Минск 1997г.
  3. Страунинг А. М. Игры по развитию творческого воображения/ Ростов – на –Дону, 1993.
  4. Выгодский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования./М.:Просвещение, 1996.
  5. Соколова Ю. А. « Тесты на готовность к школе».
  6. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение»,2010.
  7. Е.А. Рыкова LEGO – лаборатория. «Учебно-методическое пособие» -СПб, 2001.
  8. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в ДОУ», М: Просвещение, 1991
  9. Р.И. Жуковский «Игра и ее педагогическое значение»
  10. Венгер А.А. «Домашняя школа мышления»
  11. Т.А Седорчук С.В. Лелюх «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. (Технология ТРИЗ)
  12. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технологии ТРИЗ)
  13. Ю.А. Афонькина «Как научить дошкольника правильно думать»
  14. Карелина М. В. Формирование логических приемов мышления у детей шестилетнего возраста. / Екатеринбург. Издательство «Парус», 1989.
  15. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране./ Серия «Шахматы». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих и музыкальных способностей детей"

Информация в данном буклете представлена для родителей младших дошкольников. Направлена она на повышение образованности родителей в области музыкальной культуры и развития....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Развитие творческих и математических способностей детей дошкольного возраста (5-7 лет). Подготовка детей к школе по методикам Воскобовича

Основные принципы, заложенные в основу игр Воскобовича  - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытн...

Презентация опыта работы «Проектная деятельность как средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формиров...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

«Круги Луллия – как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей раннего возраста»

    В современном образовательном процессе широкое применение имеет дидактическое пособие Круги Луллия - круги с картинками, подобранными по изучаемым темам. Круги вращаются относител...