Организация игровой деятельности в ДОО.
статья (старшая группа) на тему

Дубянская Наталья Николаевна

     В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста,  а также уметь играть с детьми.

 Цель  работы: выявление эффективных методов и приёмов руководства воспитателя дошкольного образовательного учреждения развитием игр старших дошкольников.

Вывод.

    Многие исследователи отмечали основные особенности игровой деятельности старших  дошкольников такие, как коллективизм, строгое выполнение игровых правил, планирование сюжета игры, безукоризненное выполнение взятой роли, отражение в игровых образах переживаний взрослых.

    Немалое внимание уделяется и сюжетам детских игр. В сюжетах  ролевых дети отражают окружающую их действительность, а так же отношения взрослых.

    Одним из важных условий развития игры является руководство воспитателя этой деятельностью. Выделяют косвенные и прямые приёмы руководства игровой деятельностью  дошкольника. Данные приёмы отличаются включенностью воспитателя в игровую деятельность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в ДОО.

     В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и другие).

    Актуальность. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста,  а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. А. Коротковой, Н. Я Михайленко), особенно  важно в плане обогащения игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении игр современных дошкольников.

    Цель работы: выявление эффективных методов и приёмов руководства воспитателя дошкольного образовательного учреждения развитием игр старших дошкольников.

    Проблема: значение роли воспитателя в развитии сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

    Объект -  сюжеты ролевых игр старших дошкольников.

    Предмет -  развитие сюжетов ролевых игр старших дошкольников  посредством руководства воспитателя.

     Гипотеза исследования заключается в том, что сюжеты ролевых игр старших дошкольников станут более разнообразными, если воспитатель будет осуществлять руководство этой деятельностью.

     Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов, генетиков, писателей и т.д.

     В работах педагогов и психологов появились новые данные, подтверждающие, что игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта и становиться средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.

     Постепенно расширялся фронт педагогических исследований детской игры в целом, а также ее различных видов: сожетно-ролевой, дидактической, подвижной. Педагоги и психологи обращают внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов формирования игры и детских взаимоотношений в ней.

     Г.В.Плеханов в работе «Письмо без адреса», обратился к детским играм. Он дал толкование происхождения игры, рассматривал происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных), дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство возникла после труда и на его основе. В игре находит отражение трудовая деятельность людей «игра-дитя труда, который предшествует ей во времени»,- считал Г. В. Плеханов.

    Игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли, как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм, приписывали магическое действие.

     Взгляды на игру Е.И.Тихеевой для теории игры представляет интерес. Она рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов:

- свободные игры, стимулированные окружающей средой (в том числе и педагогической).

- игры, организованные педагогом, игры с правилами.

     Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого вида.

     Таким образом, теория игровой деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности до наших дней, игра заслуживала и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад в развитие теории игры, раскрывают ее сущность.

     Необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды», то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы - заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

     Игры можно разделить на три группы:

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры (их можно назвать творческими):

- сюжетно отобразительные,

- сюжетно ролевые,

- режиссерские,

- театрализированные;

2) образовательно-воспитательные игры, проводимые по инициативе взрослого:

игры обучающие:

                - дидактические,

- сюжетно-дидактические,

- подвижные;

досуговые игры:

- игры забавы,

- игры-развлечения,

- интеллектуальные,

- празднично-карнавальные,

- театрально-постановочные;

3)народные игры, проводимые как по инициативе взрослого, так и детей.

     Великие педагоги, такие как А.С. Макаренко Н.К. Крупская, А.П. Усова утверждали, что игра должна являться формой организации жизни и деятельности детей в детском саду, так как игры выполняют различные функции: образовательную, организующую, воспитательную.

     Сюжетно-ролевая игра – часть жизни ребенка. В ней отражаются и закрепляются знания детей об окружающем мире, пробуждается любознательность, творчество, происходит становление личности ребенка, развиваются лидерские качества, коммуникабельность, самостоятельность.

     В сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.    Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

     Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.).    Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

     Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это    окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

    Сюжетно-ролевая творческая игра — первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.

     Организация игровой деятельности.

     Игра воспитывает ребенка тогда, когда взрослые сумеют дать ей нужное направление. Как руководить детской игрой, чтобы она не распалась?   Прежде всего, требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценивать физические и духовные возможности ребенка.

     На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность.

     Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

     Правильно руководить играми детей могут только те воспитатели, которые изучают игры детей своей группы, знают, во что и как они играют.  Наблюдая за играми, воспитатели оценивают их с точки зрения стоящих перед ними педагогических задач: каково содержание игр, полезны ли они для развития в нужном направлении мыслей и чувств детей, правильно ли представление ребенка о том, что он изображает, какими средствами изображения пользуются дети для передачи в игре задуманного, умеют ли ставить перед собой цель, самостоятельно организоваться и выполнить намеченное. Способность видеть и понимать игры детей не возникает сама собой.

     Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучить интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр, характер отношений в игре.

     Знание особенностей своих детей дает возможность воспитателю заранее обдумать руководство играми.

     Одним из ярких приёмов косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки ещё до начала игры. Этот приём используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к  новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей.  Внесение новых игрушек вызывает как игровой, так и познавательный интерес.

      Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх: совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр; обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям; регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей; обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

     Таким образом, выделяют косвенные  и прямые приёмы руководства сюжетно-ролевой игры  детей. Выбор приёмов руководства зависит  от включенности воспитателя в игровую деятельность.

ВЫВОД

       Исследовали игру многие психологи и педагоги такие, как Н.Н. Короткова, А.А. Люблинская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я Михайленко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.

      Дошкольное детство от 3 до 7 лет совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция в поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении  с взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в игре.

     Многие исследователи отмечали основные особенности игровой деятельности старших  дошкольников такие, как коллективизм, строгое выполнение игровых правил, планирование сюжета игры, безукоризненное выполнение взятой роли, отражение в игровых образах переживаний взрослых.

     Немалое внимание уделяется и сюжетам детских игр. В сюжетах  ролевых дети отражают окружающую их действительность, а так же отношения взрослых.

      Одним из важных условий развития игры является руководство воспитателя этой деятельностью. Выделяют косвенные и прямые приёмы руководства игровой деятельностью  дошкольника. Данные приёмы отличаются включенностью воспитателя в игровую деятельность детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991
  2.  Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  3. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выгодский. – // Дошкольное образование. – 2005, №5. – С. 7-18.
  4.  Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.  
  5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф Обухова. – М.:  Тривола, 1995. – 67с.
  6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М.А. Васильева. – М. – 1986. – 236 с.
  7.  Ушинский, К.Д. Избранные труды [Текст] / К.Д. Ушинский. – М. – 1987. – 380 с.
  8.  Человек как предмет воспитания / Ушинский К.Д.//Опыт педагогической антропологии. Москва1974г. Т I
  9.  Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры  [Текст] / Д.Б. Эльконин. – // Дошкольное воспитание. – 2008, №8. – С. 17-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план игровой организации игровой деятельности в педагогическом процессе в первой младшей группе в первую половину дня.

Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных ...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Диплом «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации»

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятел...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Организация игровой деятельности в уголке «Кухня» с использованием нестандартного игрового оборудования

Цель: Формировать первичные представления о продуктах питания и труде повара.Задачи:• Знакомиться с блюдами, которые кушает человек и способами их приготовления;• Закреплять полученные ...