«Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Представление опыта работы. Предлагается статья о видах проектов (педагогические и детские), также дается консультация в подборке материала по теме нравственно-патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_proektov.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

 «Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»

     Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с  другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

     Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован, как проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

      Нравственно-патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность- это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

      Патриотизм- сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.

     Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль  ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

      В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

     Принимая во внимание актуальность данного вопроса рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.

Проект педагогов- это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.

Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

Рассмотрим традиционную форму проекта- педагогический проект.

Вариантов названий проектов по нравственно-патриотическому воспитанию  может быть множество:

- «Наша армия родная», «На границе», «С чего начинается Родина?», тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа- поэтому целесообразно проводить такие проекты, как «Весна Победы», «Этих дней не смолкнет слава…» и т.д.

   Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практический, исследовательские, практико-ориентированные, ролево-игровые.

    Продолжительность:

краткосрочные  (от одного дня -до 1-2 недель),

среднесрочный (от 2 недель- до 1 месяца),

и долгосрочные (от 1 месяца- до полугода и дольше).

    Цель: патриотического проекта- формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

    Основные задачи.

Образовательные:

- сформировать представления детей о Российской армии;

- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:

- вызывать желание больше узнать  о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);

- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;

-  обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.

  -Организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

   Участники проекта:

 - дети;

- воспитатели;

- педагоги дополнительного образования;

- родители;

- сотрудники городской детской библиотеки;

-учащиеся школы;

- ветераны,

-военно-служащие в запасе.

  Проект предусматривает проведение мероприятий в двух направлениях:

  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями, социумом.

    Необходимое ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, спортивный инвентарь, дидактические и развивающие пособия);
  • экспонаты мини- музея.

Формы и методы проекта. Проект осуществляется в несколько этапов:

  • организационно-подготовительный,
  • основной (этап непосредственной реализации),
  • итоговый (результативный, рефлексивный).

На организационно- подготовительном этапе обозначаются: проблема и тема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной литературы, музыкальное сопровождение, материальное оснащение; разрабатываются необходимые материалы: конспекты НОД, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план его реализации.

С родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы(учащимися, учителями), ветеранами, военно-служащими  запаса проводится организационная и подготовительная работа.

Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию Проекта: проведение запланированных мероприятий.

На этом этапе со всеми участниками Проекта необходимо проводить тематические встречи- «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Наша армия», «Рода войск», «А как это было?», «На передовой или фронтовые будни», «О наградах» и беседы о характере богатырей Руси и защитниках Родины с рассматриванием картины «Богатыри» В. Васнецова, о Российской армии (погонах, знаках отличия, званиях, родах войск).

Воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому необходимо знакомить их с рассказами о военной службе, защитниках нашей Родины в годы ВОВ, Российской армии, русских богатырях: произведения «На век запомнили» М.Исаковского,

«Баллада о черном куске» В. Лифшица, «Последний выстрел» Е.Воробьева, былины об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке, Алеше Поповече, Добрыне Никитиче, а также серьезные произведения, как «Баллада о добром свете» Е.Благининой, «Песня смелых А.Сурикова», рассказ «Посылка» С.Михалкова.

Для заучивания «Мой дедушка» Л.Татьяничевой, «Будущий мужчина» В.Косовицкого.

Также необходимо детей знакомить с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, а также с энциклопедиями о воинах, «Стрелковом оружии».

Прослушивание Сообщения Совинформбюро о начале войны, просмотр презентации «Детям о войне»..

Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников -игра, в рамках реализации Проекта планируются и проводятся игры патриотического направления:

дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Боевые медали», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск», «Морской бой»;

сюжетно-ролевые: «Крейсер «Смелый», «На заставе», «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Связисты», «Защита границ», «Строим крепость»;

режиссерские: «Мы военные», «На передовой», «Мемориал памяти»;

подвижные, игры-соревнования: «Защита границ», «Смелые джигиты-воины», «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Найди секретный пакет», «Сапёры», «Доставь воду на передовую», «Замаскируйся так, чтобы тебя не увидели», «Меткий стрелок», «Кто быстрее протянет линию связи», «Неприятель в море», «Пограничники»;

спортивные досуги: «Русские богатыри», «Мы защитники Отечества!»,

 «Смелые, сильные, ловкие», «Зарница», «Нашей Родины сыны нынче прославляются», «Богатырские состязания».

  Активное участие родителей в таких мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребёнка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать им свою ловкость и умения. Именно такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и родителей.

Также в рамках реализации Проекта по нравственно-патриотическому воспитанию особенно запоминающимися событиями для детей будут встречи с солдатами Российской армии и ветеранами боевых действий. Совместные игры и творчество, а главное- их рассказы о воинской службе, о событиях происходящих на полях сражений производят такое впечатление, что почти все мальчики и даже девочки принимают решение, что после д/с обязательно пойдут служить в армию.

      Формированию у детей любви к Родине, уважение к Российской армии и солдату способствует также художественная  деятельность.  Рекомендуется рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику («На страже мира» А.Киотовой, «Воин Красной армии, спаси!» В.Корецкого). Лепка фигур на темы «Пограничник с собакой», «Военная техника», «Герои», рисунки боевых машин, портретов героев, солдат, изготовление аппликаций-подарков папам, дедушкам, гостям солдатам и ветеранам, конструирование танков, крепостей, самолетов, кораблей, оружия и т.д. Совместное творчество с воспитателями по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, а также режиссерским по данной тематике, создание групповых стенгазет, альбомов.

    Музыка- неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка, поэтому в план реализации Проекта необходимо включить слушание таких известных песен, как «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Вечный огонь», «Пусть всегда будет солнце», а также мелодии «Марш Победы» М.Старокадомского, «Военный марш» Г.Свиридова, «Прощание славянки» В.Агапкина, «Праздничный марш» В.Рупова.

   Кроме того, рекомендуется к разучиванию песни («Всавайте, люди русские!», «Синий платочек», «Безкозырка белая», «Бравые солдаты», «Мы-солдаты», «Я встану на посту», «Мой папа», «Идет солдат по городу», «Буду военным»,  А. Ермолова «Прадедушка», «День Победы»и др.) и танцы («Моряки, «Богатырская наша сила», муз. А.Пахмутовой).

Также целесообразно проводить конкурсы военных песен, чтецов (стихотворений об армии, воинской службе),конкурс рассказов детей о папах (дедушках), конкурс «письмо солдату» (о жизни в д/с), показ своих талантов и умений родителям и гостям д/с  в музыкальных развлечениях «Праздник военных и отважных», «Армия Российская-смелая, могучая».

Вместе с родителями и педагогами организовать познавательные экскурсии в школьный музей боевой славы, возложить цветы к «Обелиску».

Организовывать всевозможные выставки в ДОУ: книг на тему «Патриотическое воспитание детей», очередной выпуск газеты «Радужный вестник» приуроченный к празднованию Дня Победы, стенгазеты: «Никто не забыт»;  «Помним, гордимся, любим!» выставка совместных творческих работ, фотовыставка  «Кто подарил нам этот МИР» (дедушки, бабушки – свидетели и участники Великой Отечественной войны), детского творчества- рисунков: «Рисуют мальчики и девочки Победу», «Доблесть воина в рисунках», семейных праздничных открыток и плакатов «Нет войне!».

Не мало важно уделить внимание  в успешной реализации Проекта работе с родителями:

- Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».

- Консультации для родителей «Уроки гражданственности», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»;

-Оказание помощи в пополнении дидактических игр, детской художественной литературы, аудио-видеофильмов для детей.

-Домашнее задание с родителями – рисование и изготовление необходимого материала по данной теме.

-Участие в изготовлении пособий, дидактических игр.

-Оказание помощи в проведении выставок.

-Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.

- Организация экскурсий с детьми в детскую библиотеку, к «Обелиску».

Заключительный этап: Подведение итогов проводится в виде тематического праздника «День Победы», или отчетного концерта «наша Родина-Россия» при участии ветеранов ВОВ. Оформляются всевозможные стенды «Мир дому твоему, солдат!» мини-музеи патриотического воспитания.

Также проводится диагностика знаний по окончанию проекта.

Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне

Вопросы

1. Что такое война? Что она приносит людям?

2. Каких героев ВОв ты знаешь? Какой подвиг они совершили?

3. Для чего создают памятники, пишут стихи, книги и ставят фильмы о войне?

4. Есть ли в вашей семье участник войны, что ты о нем знаешь?

5. Чем прославилась Саратовская область в годы войны?

   Детские проекты самая актуальная тема.

  Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Чаще всего имеется ввиду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка в прямом смысле, например, календариков, значков, шишек, крышек и тд. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. В ходе проектной деятельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы. Любой продукт который ребенок с товарищами сделал, говорит о многом и должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.

   Наиболее эффективным вариантом презентации результатов совместной деятельности является оформление фотогазеты, книги, альбома, которые потом отдают детям другой группы. Те рассматривают их вместе с воспитателем, формулируют интересующие вопросы. В ходе следующей встречи авторы продукта на них отвечают.

Организуя проектную деятельность, воспитатели должны отражать её в календарных планах. Так как он реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности. Также при заполнении графы «Вовлечение семей в образовательный процесс», которая часто у педагогов вызывает затруднения, необходимо наиболее полно и интересно представлять работу по данному разделу.

   В результате проектной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию педагоги приобретают опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Повышается качество и уровень подготовленности педагогов в различных видах педагогической деятельности. Значительные успехи (взаимопонимание и, как следствие этого, эффективное сотрудничество) достигаются в ходе совместной работы педагогического коллектива ДОУ с родителями воспитанников, сотрудниками библиотеки, школы, ветеранами, солдатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете №4 «Использование проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании детей»

Новой Концепцией образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщ...

Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...

Сценарий педагогического совета «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

laquo;Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельнос...

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...