Педагогический совет № 2 "Использование проектного метода в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад «Снежинка» с. Выдрино
Педагогический совет
«Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
Подготовила и провела:
Ст. воспитатель
Кобзарь О.В
с. Выдрино 2023 г
Педагогический совет
«Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
От 27.11.2023г.
Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельность
План проведения педсовета:
- Сообщение о выполнении решений предыдущего педсовета(ст.воспитатель)
- Сообщение об итогах тематического контроля (ст.воспитатель)
- Отчет педагогов всех групп по проектной деятельности.
- Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»
- Рефлексия.
- Принятие решения педсовета.
Ход педсовета:
Сообщение ст. воспитателя о выполнении решений предыдущего педсовета.
- признать работу педагогического коллектива ДОО за летний период удовлетворительной;
- принять образовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО и приступить к реализации с 1 сентября 2023 года;
-принять проект годового плана работы ДОО, сетку занятий на 2023/24 учебный год;
- Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме: «использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании детей”
Цель: определение уровня качества организации воспитательно-образовательной работы по использованию проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию.
Содержание контроля:
1.Изучение знаний и умений воспитанников младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
2.Оценка профессионального мастерства воспитателей.
3.Анализ РППС группы.
4.Проверка календарных планов воспитателей (наличие в планировании мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию).
5.Работа с родителями по данной теме.
На основании годового плана работы ДОУ на 2023-2024 учебный год . прошел тематический контроль .
Тематический контроль прошел в форме посещения и анализа образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа планов и беседы с воспитателями, обследования предметно-развивающей среды группы по данной теме.
В результате проведенного тематического контроля было установлено, что воспитатели в группах организуют работу по проектной деятельности нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОУ. Работа по патриотическому воспитанию детей в ДОУ проводится систематически через организованную образовательную деятельность.
Педагоги всех возрастных групп знают программные задачи своей возрастной группы, ориентируются в формах организации детской деятельности по патриотическому воспитанию, методике проведения различных видов деятельности с детьми. Проводимая с детьми работа отражается в планах воспитательно – образовательной работы, в виде консультаций размещается информация для родителей в родительских уголках.
Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия с детьми, занятия были направлены на закрепление знаний о малой Родине, о семье, о стране в которой живем, о ценностях в семье, традициях. Педагоги использовали разные игровые приемы, проблемные ситуации. Анализируя занятия можно отметить, что у детей имеются определенные знания по заявленным темам. Дети младшей группы знают членов семьи, близких родственников, их занятия, помощь друг другу. Дети старших групп в большинстве своем знают название улиц нашего поселка, его достопримечательности; имеют представление о символике РФ, знают президента РФ, название своего поселка, календарные праздники РФ. Педагоги во время проведения НОД знакомят детей с героями ВОВ, рассказывают о вечном огне, о военном параде; проводят дидактические игры по темам: «Военная техника», «Военные профессии»; подбирают вопросы и задания по тематике.
Рекомендации: систематически вести работу с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию во всех возрастных группах; пополнять центр патриотического воспитания в группе тематическими альбомами, дидактическими играми, соответствующими возрасту детей и программным задачам.
Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по патриотическому воспитанию. В организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный материал, рационально его размещают во время проведения занятий. Создают условия для развития эмоционально-положительного отношения к родному поселку, традициям, природе России; для самостоятельной творческой деятельности дошкольников. Дают элементарные представления об истории государства и истории быта народов России; о традициях и народных праздниках; о народной игрушке; знакомят с устным народным творчеством.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
Во всех возрастных группах ДОУ созданы условия по нравственно-патриотическому воспитанию:
Во всех группах имеются уголки по духовно-нравственному воспитанию, в которых расположены дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, обрабатывать партнерские взаимоотношения детей в игре.
Во всех группах созданы условия для развертывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Мы- строители», «Автомастерская».
В патриотических уголках младшей, старшей, подготовительной группах имеется необходимая атрибутика в соответствии с возрастом детей (тематические альбомы, куклы в национальной одежде, изделия дек. прикладного творчества, наглядные пособия), в средних группах – в недостаточном количестве.
Рекомендации: не перегружать патриотический уголок информацией, постоянно обновлять уголок (выставлять, менять актуальную информацию), уголок должен работать, а не просто быть (каждую новую игру нужно разучить с детьми, и только потом отдавать для самостоятельной деятельности).
Пополнить уголки куклами разных национальностей (поработать на эту тему с родителями).
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы.
В результате проведенного тематического контроля было установлено: воспитатели младшей, средней, старшей и подготовительной групп организуют работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Планирование данной работы проводится по проектам: «Моя семья» (через игры, беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с понятием семья, члены семьи, профессии.); «Мой дом мое село» (закрепляют название улиц поселка, знакомятся с достопримечательностями поселка, учат с детьми домашний адрес); «Моя Родина – Россия». Работа по каждой теме проекта включает в себя знания, игры, совместную и самостоятельную деятельность. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае. Темы берутся из ООП ДОУ, изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность в соответствии с возрастными особенностями детей группы.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Знакомство с детским садом», «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости», «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть, продуктивная деятельность.
Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе НОД познавательного и художественно – эстетического цикла, в совместной деятельности с детьми: праздники и развлечения, целевые прогулки, беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края, создание мини-музеев, выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае), проектная деятельность.
Рекомендации: продолжать отражать всем педагогам в планах воспитательно-образовательной работы с детьми всю проводимую в данном направлении работу.
Воспитателям младшей и средних групп знакомить детей с достопримечательностями и природой нашего поселка, историей.
Воспитателям всех групп продолжать работу по формированию представлений об Отчизне, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме для всех людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Работа с родителями.
Не менее важным условием использование проектного метода по нравственно-патриотические воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями в группах созданы альбомы: младшей группе - «Моя семья», Воспитателем старшей группы и родителями проведен конкурс фотографий и рисунков на тему:
«Достопримечательности с. Выдрино».
В работе с родителями по патриотическому воспитанию воспитатели используют разные формы – наглядно-текстовая информация; индивидуальные беседы и консультации; досуги.
Выводы по тематическому контролю.
Проведенный тематический контроль «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании» в целом эффективность воспитательно-образовательной работы по данному направлению. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Предметно-развивающая среда во всех группах по патриотическому воспитанию создана на удовлетворительном уровне, во всех группах имеются уголки патриотического воспитания и наполняемость уголков соответствует возрасту детей.
Грубых нарушений не выявлено. Считать работу по патриотическому воспитанию удовлетворительной.
Рекомендации:
1.Продолжать работу по использованию проектного метода нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, использовать современные подходы в обучении и воспитании.
2.Обновлять информацию и пополнять центры в соответствии с возрастом детей.
3.В календарных планах прописывать работу по патриотическому воспитанию детей (беседы, игры, продуктивную деятельность).
4.Продолжать работу в этом направлении с родителями воспитанников, проводить совместные мероприятия.
5.Администрации ДОУ приобрести демонстрационный материал (народные расписные игрушки, демонстрационный материал: природные зоны России, худ. литературу для детей про родной край).
Ответственные: воспитатели групп, старший воспитатель, администрация ДОУ.
Справку подготовила старший воспитатель _________________ /Кобзарь О.В./
- Отчет педагогов групп по проектной деятельности
Презентации проектов
IV Педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: полифункциональная пирамида, карточки, на которых обозначены этапы проекта, приз для победителя.
Алгоритм игры:
- вводная информация ведущего игры;
- оборудование «игровой площадки»;
- ознакомление участников с правилами игры;
- проведение игры;
рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме Викторины "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". В отборочном туре примут участие все педагоги. Им необходимо будет ответить на вопросы. Кто это выполнит первым, тот и займет 1 место . На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо один ответ. Игрок может воспользоваться только двумя подсказками: помощь зала и звонок другу. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода".
Вопросы игроку:
1. Что такое педагогическое проектирование?
- дань моде;
- догма профессиональной деятельности педагога;
- вид педагогической деятельности.
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
- в начале;
- середине;
- им можно закончить проект.
4. Что такое гипотеза?
- короткая аннотация проекта;
- опасение педагога о неудачной реализации проекта;
- предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
- американский педагог демократ Джон Дьюи;
- великий русский педагог К.Д. Ушинский;
- французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
- реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
- выдвижение гипотезы;
- открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного (контрольно-регулировочного) этапа проекта?
- сопоставление цели и результата проекта;
- рефлексивная оценка проекта;
- выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу проекта.
8. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
- репродуктивный;
- поисковый;
- творческий.
9. Презентуя проект, педагог должен:
- показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
- проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособия, которое окажет практическую помощь коллегам;
- привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы.
V Рефлексия
Педагогам предлагается на весенних листочках написать:
- за этот час я поняла, что…
- я узнала….
- я смогу……
- Принятие решения педсовета.
Решение педсовета:
- Для дальнейшего повышения качества воспитательно-образовательного процесса продолжать работу по организации проектного метода в педагогическом процессе. Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.
- Совершенствовать профессиональные умения педагогов по организации проектной деятельности через различные формы методической работы.
Ответственный: старший воспитатель. Сроки: в течение года.
- Завершить и презентовать все проекты по группам. (Предоставить презентации на следующий педсовет).
Приложение 1
. Анкетирование педагогов
1. Что вы понимаете под воспитанием основ нравственности в дошкольном возрасте?
_________________________________________________________________
2. Как вы думаете, можно ли воспитать у детей патриотические чувства?
________________________________________________________________
3. Какие формы работы вы используете (знаете) для воспитания основ нравственности у дошкольников?
_________________________________________________________________
4. Какие условия (методы, приемы) будут эффективны по воспитанию патриотических чувств у современных детей?
__________________________________________________________________
5. В чем роль взаимодействия с семьей в воспитании основ нравственности у дошкольников?
__________________________________________________________________
6. Какие формы работы могут быть эффективны при взаимодействии с семьей по данной теме?
__________________________________________________________________
7. Какие трудности во взаимодействии с родителями вы испытываете?
__________________________________________________________________
8. В чем их причина:
— недостаток интереса родителей к жизни ребенка;
— нежелание родителей обсуждать проблемы ребенка с педагогами;
— особенности характера и поведения родителей. Какие?_
— недостаточная компетентность педагога по проблеме взаимодействия с семьей.
9. Какую помощь вы хотели бы получить по теме: «Воспитание основ нравственности и гражданственности у дошкольников»:
— участвовать в семинаре по проблеме;
— познакомиться с подборкой литературы по теме для взрослых (детей);
— познакомиться с практическим опытом работы по проблеме;
— другую________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Выступление на педагогическом совете " Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника"
Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"К.Д. Ушинский"Рыбам вода, птиц...
Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...
Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...
Сценарий педагогического совета «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
laquo;Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельнос...