Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Кирилихина Елена Владимировна

"Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план работы22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по формированию у детей морально-нравственных качеств  через приобщение к культуре и                             традициям русского народа

                                                Кирилихина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ №83 «Утиное гнездышко» г. Сургут

п/п

Вид деятельности

Задачи

Методы и приемы

1.

Беседа «Мудрые сказки»

Формировать представление о добре и зле, способность правильно оценивать и характеризовать поступки героев.

Беседа, сопоставление персонажей, анализ пословиц.

2

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Беседа «Что значит быть добрым и эаботливым»

Выяснить с детьми морально-нравственные качества доброго человека: обратить внимание на то, что качества личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому) взаимосвязаны.

Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

3

Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Формировать ценностное отношение к положительным качествам: доброта, трудолюбие, щедрость и отрицательное отношение к лени, равнодушию, жадности

Выразительное чтение, беседа, «нравственная лесенка», рисование персонажей.

4

«Маленькое дело лучше большого безделья»

Беседа о лености , трудолюбии.

Формировать в детях положительное отношение к такому качеству как трудолюбие, и отрицательное отношение лености.

Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

5

 Слушание  русских народных песен

Воспитывать интерес к музыкальному фольклору, знакомить с жизнью и бытом русского народа

Беседа, сравнительный анализ, рисование своих впечатлений.

6

 Детское  творчество «Старые сказки на новый лад»

Воспитывать желание наделять отрицательных героев положительными качествами, способствовать формированию потребности и мотивов нравственного поведения.

Беседа, изменение конца сказки, сравнение героев старой и новой сказки, иллюстрирование.

7

Чтение сказки «Заяц-хваста». Рассматривание иллюстраций  Е. Рачева.

Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, формировать умение по образу определять качества героя.

Беседа, рассматривание иллюстраций, сопоставление и сравнение персонажей (Заяц в сказках  «Заяц-хваста», «Колобок», «Заюшкина избушка»).

8

 Тематическое развлечение «Сердце матери лучше солнца греет»

Формировать чуткое, заботливое отношение к матери, сформировать положительный образ, обладающий такими качествами – чуткость, терпение, заботливость, самопожертвование.

Беседа, подбор пословиц, дидактическое упражнение «Я начну, я ты продолжи», чтение стихотворений, пение песен, муз. игры, изготовление коллективного поздравительного плаката.

9

Русские народные игры

Вызвать интерес к народным играм, развивать внимание, ловкость, быстроту, силу и стремление к победе, способствовать сплоченности детского коллектива, проявлению лучших качеств – доброты, взаимовыручки.

Рассказ воспитателя о народных играх, беседа о взаимоотношениях в процессе игры, знакомство с правилами, разучивание текста (слов), движений.

10

«Как аукнется, так и откликнется» Беседа о чуткости и равнодушии.

Формировать морально-нравственные качества на примере анализа конкретных ситуаций и поступков.

Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц, дидактическое упражнение «Назови и объясни».

11

Составление загадок о личностных качествах героев (Рукодельница и ленивица).

Учить детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености

Сравнение фольклорных жанров (загадка, пословица), составление загадок.

12

Чтение туркменской сказки «Падчерица».

Сформировать положительный образ, обладающий такими морально-нравственными качествами, как: скромность, трудолюбие, заботливость, терпение.

Выразительное чтение, сопоставительный анализ персонажей сказок: Падчерица и Хаврошечка, «Нравственная лесенка», рисование героинь.

13

Игра-драматизация «Заюшкина избушка».

Воспитывать у детей сострадание, умение понять горе другого, желание оказать помощь тому, кто в ней нуждается, формировать такое чувство как смелость.

Сопоставительный анализ, сравнение персонажей, чтение по ролям.

14

Беседа «Соврешь - не помрешь, да вперед не поверят».

Формировать у детей умение положительно оценивать проявление у сверстников честности и отрицательно относиться проявлению лживости

Беседа, подбор и толкование пословиц, дидактическое упражнение «Придумай новый вариант пословицы»

15

Чтение сказки «Морозко».

Формировать ценностное отношение к положительным качествам: доброта, трудолюбие, заботливость, щедрость и отрицательное отношение к качествам: лени, равнодушию, жадности.

Выразительное чтение, игра-беседа с персонажами, сопоставление с поступками детей в группе.

16

Беседа «Рождественские и Новогодние обычаи на Руси»

Приобщать  детей к традициям русского народа, познакомить с древними православными праздниками (Рождество, Святки), объяснить их происхождение и назначение.

Рассказ воспитателя, разучивание колядок, придумывание новых колядок с пожеланием счастья, здоровья.

17

«Гостю щей не жалей – погуще налей» Беседа о щедрости и жадности.

Помочь детям понять и осознать такое морально-нравственное качество как щедрость и противоположное ему – жадность.

Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

18

«Видно сокола по полету, а молодца по поступкам».

Помочь детям понять и осознать морально-нравственные качества: храбрость, смелость, трусость.

Беседа, анализ пословиц, придумывание сказок по пословицам.

19

Беседы о русских богатырях. Чтение былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче.

Вызвать интерес к фольклорному жанру – былина.

Выразительное чтение, беседа,  рассматривание картин, слушание отрывка из «БОГОТЫРСКОЙ СИМФОНИИ» Бородина.

20

Спортивное развлечение «Есть такая профессия Родину защищать».

Воспитывать  уважение к защитникам отечества, расширять и закреплять знания о родах войск, развивать двигательную и речевую активность.

Чтение стихотворений,  игры – эстафеты, дидактическое упражнение «Назови род войск», «Кому какая техника».

21      

Игра-путешествие  «Чудеса Матушки - Руси»

Продолжать знакомить детей с народным искусством Руси, красотой ее промыслов, великолепием природы.

Рассматривание картин русских художников, народных игрушек, слушание русских народных мелодий,  хороводные игры, игра «Нарисуй орнамент».

22

«В здоровом теле – здоровый дух»

Продолжать знакомить с фольклором, развивать интерес к народной мудрости, способствовать приобщению к ЗОЖ.

Беседа, подбор пословиц и поговорок о здоровье, составление рассказов по пословицам, п/и.

23

Чтение сказки «Два Мороза».

Формировать в детях положительное отношение к такому качеству как трудолюбие и отрицательное к лености.

Выразительное чтение, воображаемый диалог с героями.

24

«Дружить – значит весело жить».

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям., выяснить с детьми какими качествами они хотели бы наделить своего друга.

Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

     25

Слушание музыкальных произведений: «Баба Яга» А.К Лядова; «Избушка на курьих ножках» М.П Мусоргского,  «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И Чайковского

Учить по характеру музыки отличать положительных и отрицательных персонажей.

Беседа, дидактическое упражнение «Подумай и отгадай», зарисовка впечатлений.

26

КВН по пословицам и поговоркам

Помочь углубить нравственный опыт детей, способствовать  формированию положительных  качеств.

Дидактические упражнения: «Продолжи пословицу», «Назови и объясни пословицу», «Придумай новый вариант пословиц»,  «Нарисуй пословицу», «Придумай сказку, рассказ по пословице».

27

Досуг «Богатырская Русь».

В непринужденной форме знакомить с прошлым своего народа, приобщать к вечным истинам и ценностям, формировать такие морально-нравственные как смелость сила духа

игра – драматизация былины «Сказ о богатыре Илье Муромце»,  народные игры, слушание народных мелодий.

28

Слушание песен военных лет: «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского,  «На безымянной высоте» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского,  «Алеша» муз. Э. Колмановского, сл. Ваншенкина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

Воспитывать уважительное отношение к военной странице истории нашей страны, к воинам защитникам.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

29

«Победа в воздухе не вьется, а руками  создается»

Формировать представление о  таких качествах как мужество, храбрость, отвага, воспитание чувств патриотизма.

Рассказ о воинах-защитниках Отечества, мультимидийная презентация «Музей Боевой Славы», чтение сказки «Каша из топора».

30

Чтение сказки «Иван Царевич и серый волк»

Учить дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях, развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов.

Выразительное чтение, игра-беседа с персонажами, анализ словесных и музыкальных образов (С.В.Рахманинов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

"Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по психомоторному развитию

Перспективный план предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....