ЭКООБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья на тему

Смирнова Ольга Николаевна

               В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил поведения в природе, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Знания – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Родная природа, красота полей и лугов, величие леса открывают богатейшие возможности для воспитания у детей любви к Родине, родному краю и городу. Природа повседневно воздействует на ребенка. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого. Он должен сам «видеть и слышать» природу и учить этому детей.

                В нашем ДОУ мы знакомим детей с природой, происходящими в ней изменениями в разное время года. На основе приобретенных знаний формируем реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, а также любовь к природе и навыки бережного отношения к ней. Экологические знания дают ребенку первое представление о мире, как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым, кроме того у дошкольника формируются основы теоритического мышления, а также умение анализировать, сравнивать, обобщать. Умея сравнивать один и тот-же объект с разных точек зрения, умея видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность  объектов в подчиненности одной и той же зависимости, Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

               В экологическом образовании наибольший воспитательный потенциал имеет организация трудовой деятельности, которая рассматривается как процесс создания оптимальных условий для жизнедеятельности живых существ. Развивая у дошкольников навыки ухода за растениями и домашними животными, мы учитываем, что ребенок сначала испытывает восхищение, жалость, и только затем понимает необходимость трудовых операций. Затем они выбирают технологию работы с природным объектом , которая обуславливается знаниями о его особенностях. Ухаживая за живыми объектами, ребенок не только общается с ними, но и постоянно планирует свои действия, формируя самооценку: «Я умный – понял, что растению не хватает воды, Я заботливый – полил растение». Начиная с раннего возраста, всю экологическую работу с детьми сопровождаем произведениями литературы и искусства. Постоянно используем различные формы наглядности: демонстрационные и раздаточные картинки, слайды, репродукции, видеофильмы, позволяющие рассказ воспитателя, его объяснения, чтение художественной литературы сделать образным и показать ребенку то, что стоит за словом и не доступно его пониманию. Дети мыслят конкретно, Зрительные образы , создаваемые картинами и другими наглядными ресурсами, легко запоминаются и остаются в памяти на многие годы.

                  Особое значение в процессе экологического образования имеют обобщающие беседы и тематически связанные с ними экологические акции. Так наблюдая за осенними изменениями в природе, дети обнаружили и зафиксировали в календаре факты постепенного исчезновения насекомых и перелета птиц. Соответственно была проведена  обобщающаяся беседа о птицах, уточнялись представление  детей о причине миграции насекомоядных птиц, развивались умения правильно строить рассуждения, прогнозировать и делать выводы. Аналогично проводятся беседы и экологические акции »Осторожно, первоцветы»,»Друзья леса», «Елочка – зеленая иголочка», «Кормушка».

                       На участке детского сада дети часто любуются березками. Мы всегда обращаем внимание детей на игру красок, света и теней в ясный солнечный день   на березках. Дети часто задают много вопросов природоведческого характера, и чтобы не оставлять их без ответа, в группе беседуем по картине И.Левитана «Березовая роща». В конце беседы стараемся объяснить детям, что русская природа отличается особой красотой, что картина «Березовая роща» передает тот период жизни природы, когда все растет и зеленеет.

                      Используя различные формы и методы воспитания дошкольников через общение с природой, мы развиваем личность, что служит основой экологического образования в ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx179.97 КБ

Предварительный просмотр:

http://matumaini.064vrspb.caduk.ru/images/image-m3id13765.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...