семинар - практикум для воспитателей по ФГОС часть I
учебно-методический материал на тему

Гостяева Светлана Евгеньевна

Материал для воспитателей по ФГОС .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_2014_gostyaeva.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45

        Семинар – практикум

Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» часть I

        Разработала и провела старший воспитатель Гостяева С .Е

Дата «_____»_________2014г

        Химки 2014

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задачи:

  1. Продолжать изучать с педагогами ФГОС ДО;
  2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
  3. содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.

Предварительная работа.

  1. Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
  2. Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
  3. Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
  4. Участие педагогов в семинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
  5. Оформление памяток для педагогов

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем семинар – практикум на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования. 

Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в  исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».

«Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…».  Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.

Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.

Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен  в нашей системе?

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования  (от 17.10.2013 №1155)

Все эти документы требуют от  педагогов ДОУ высокого профессионализма.

Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать  на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса,  грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что является основными целями ФГОС ДО?

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
  •  Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:

2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

  • предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  •  Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:

1.Социально-коммуникативноеразвитие

2.Познавательно-речевое развитиепредполагает

3.Художественно-эстетическое развитие

4.Речевое развитиевключает

5.Физическое развитие

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.

Давайте с Вами вспомним этапы разработки и введения ФГОС ДО.

  • 30 января 2013 год – начало разработки проекта ФГОС ДО  ПриказМинобрнауки РФ №57 от 30.01.2013г. « О разработке ФГОС дошкольного  образования.
  • 2013 год (апрель –май )- Проект ФГОС ДО выносится на широкое обсуждение общественности.
  • 2013 год (июнь-июль) – Проект ФГОС ДО в рамках общественного слушания Представлен  в Общественной палате РФ.
  • 28 августа 2013 года  Проект ФГОС ДО утвердил Совет Минобрнауки РФ по ФГОС.
  • 2013 год (сентябрь) ФГОС направлен в юридическую службу Минобрнауки РФ.
  • 17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении ФГОС ДО.
  • 14 ноября  ФГОС ДО зарегистрирован в МИНЮСТЕ РФ.
  • с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2013 г. – этап апробации Стандарта в экспериментальном режиме.
  • Январь 2014- декабрь 2015 внедрение ФГОС.

Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.

Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.

Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р.

К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3), не повторяясь (например, 1Л,4Р,  и т.д.)

Следующий этап – к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.

Может получиться следующая итоговая запись:

1Р – носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.

2Л – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.

3Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.

Пришло время дать расшифровку теста-шутки.

Л – любовь, Д – дружба, Р – работа. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами – это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.

А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделились на две команды.

Правила игры:

Вам надо будет прочитать вопрос и  ответить на него .

Обратите внимание у вас на столах лежат

- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;

Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Практическая часть.

Итак, начинаем

Расшифруйте аббревиатуру: ФГОС ДО – это…

ФГОС ДО вводится в российском дошкольном образовании впервые или повторно?

В каком году были введены:

- ФГТ,

- Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования,

- ФГОС ДО (1996 г., 2014 г., 2009г.)?

В каком направлении реализуется преемственность образовательных ступеней? («сверху вниз» или «снизу вверх») (выберите правильный ответ) (проведи правильно стрелки):

- школа готовится к ребенку;

- ребенок д/в готовится к школе;

  - педагог и ОУ адаптируется к ребенку.

Назовите дату начала разработки ФГОС ДО?

Назовите имя руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО.

ФГОС ДО – это (выберите правильный ответ):

- Стандарт результатов освоения Программы;

- Система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей;

- система подготовки детей к школе;

- гарантии государства, условия для развития, возможности, поддержка разнообразия детства;

- социализация детей;

- адаптация детей.

Развивающая образовательная среда, согласно ФГОС ДО, - это: (выберите правильный ответ):

- система условий социализации и индивидуализации детей;

- социальная ситуация развития ребенка;

  - система специально организованных занятий с детьми.

Содержание дошкольного образования включает в себя ряд образовательных областей. Назовите их.

Перечислите основные свойства развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, согласно ФГОС ДО

- насыщенность;         -полифункциональность;

- вариативность;        - информативность;

- доступность;            - педагогическая целесообразность.

- безопасность;

- трансформируемость;  

       

Результатами освоения Программы в ДОУ являются (выберите правильный ответ):

- интегративные качества;

- объем знаний, умений и навыков;

- целевые ориентиры;

  - образовательные области.

Основная образовательная Программа (ООП) реализуется (выберите правильный ответ):

- в течение всего дня;

- первую половину дня;

- вторую половину дня;

- в течение двух часов.

Основная образовательная Программа (ООП) (выберите правильный ответ):

- разрабатывается и утверждается самой образовательной организацией;

- разрабатывается и утверждается субъектом РФ;

- разрабатывается образовательной организацией и утверждается  муниципалитетом;

- разрабатывается на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ;

- разрабатывается с учетом ФГОС ДО на основе Примерных программ

Согласно ФГОС ДО, предметом оценки в д/с будут являться (выберите правильный ответ):

- условия предметно-пространственной среды;

- результаты освоения детьми Программы;

- педагогический процесс;

 - педагогические кадры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах  реализации образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»....

Семинар - практикум для воспитателей «Формирование РППС в ДОУ в соответствии ФГОС ДО»

В данном семинар - практикум для воспитателей раскрываются принципы построения  развивающей предметно - пространственной среды в  ДОУ в соответствии ФГОС ДО....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.Задачи:- уточнить и закрепить знания ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум для воспитателей «Игры на осознание частей своего тела»

Семинар – практикум для воспитателей «Игры на осознание частей своего тела»...