семинар - практикум для воспитателей по ФГОС часть I
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида № 45
Семинар – практикум
Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации» часть I
Разработала и провела старший воспитатель Гостяева С .Е
Дата «_____»_________2014г
Химки 2014
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
Задачи:
- Продолжать изучать с педагогами ФГОС ДО;
- активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО;
- содействовать развитию их педагогического кругозора по данной тематике.
Предварительная работа.
- Сформировать пакет нормативно-правовых документов по реализации ФГОС ДО.
- Оформить стенд «Изучаем ФГОС».
- Оформить методическую папку «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
- Участие педагогов в семинарах по изучению и внедрению ФГОС ДО.
- Оформление памяток для педагогов
Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем семинар – практикум на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования.
Для начала, я предлагаю вам вспомнить песню в исполнении легендарной группы «Машина времени» - «Поворот».
«Вот, новый поворот… что он нам несет, пропасть или взлет, омут или брод…». Слова этой песни как никогда актуальны сегодня, потому что в обществе идет становление новой системы образования. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования.
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Конечно, многие не готовы менять что-то в своей жизни добровольно, предпочитают за благо устоявшиеся крепкие жизненные позиции.
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155)
Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.
Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что является основными целями ФГОС ДО?
• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Какие требования выдвигает новый ФГОС ДО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования, которые включают в себя:
2.1. требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;
- предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
- Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Содержание Программы должно охватывать следующие ОО:
1.Социально-коммуникативноеразвитие
2.Познавательно-речевое развитиепредполагает
3.Художественно-эстетическое развитие
4.Речевое развитиевключает
5.Физическое развитие
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Давайте с Вами вспомним этапы разработки и введения ФГОС ДО.
- 30 января 2013 год – начало разработки проекта ФГОС ДО ПриказМинобрнауки РФ №57 от 30.01.2013г. « О разработке ФГОС дошкольного образования.
- 2013 год (апрель –май )- Проект ФГОС ДО выносится на широкое обсуждение общественности.
- 2013 год (июнь-июль) – Проект ФГОС ДО в рамках общественного слушания Представлен в Общественной палате РФ.
- 28 августа 2013 года Проект ФГОС ДО утвердил Совет Минобрнауки РФ по ФГОС.
- 2013 год (сентябрь) ФГОС направлен в юридическую службу Минобрнауки РФ.
- 17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении ФГОС ДО.
- 14 ноября ФГОС ДО зарегистрирован в МИНЮСТЕ РФ.
- с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2013 г. – этап апробации Стандарта в экспериментальном режиме.
- Январь 2014- декабрь 2015 внедрение ФГОС.
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности.
Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе.
Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
А сейчас я предлагаю вам разминочный тест-шутку, который разрядит обстановку и послужит поводом для более серьезного разговора. Но помните, что в каждой шутке есть доля шутки.
Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик четыре буквы: Л, Д, Р.
К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3), не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т.д.)
Следующий этап – к каждому сочетанию буквы и цифры следует прибавить название какого-либо зверя, птицы или насекомого и по три качества, которые, на ваш взгляд, их характеризуют.
Может получиться следующая итоговая запись:
1Р – носорог, толстокожий, медлительный, непробиваемый.
2Л – пчела, резвая, трудолюбивая, неугомонная.
3Д – рыба, скользкая, юркая, красивая.
Пришло время дать расшифровку теста-шутки.
Л – любовь, Д – дружба, Р – работа. Цифры говорят о том, на каком месте в вашей жизни они находятся, ну а животные с совокупными качествами – это то, как мы представляем себя в соответствующих жизненных процессах.
А теперь вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о ФГОС Дошкольного образования. Для этого мы с вами разделились на две команды.
Правила игры:
Вам надо будет прочитать вопрос и ответить на него .
Обратите внимание у вас на столах лежат
- молоточки, удар молоточка будет означать, что команда готова к ответу;
Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).
Практическая часть.
Итак, начинаем
Расшифруйте аббревиатуру: ФГОС ДО – это… |
ФГОС ДО вводится в российском дошкольном образовании впервые или повторно? |
В каком году были введены: - ФГТ, - Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования, - ФГОС ДО (1996 г., 2014 г., 2009г.)? |
В каком направлении реализуется преемственность образовательных ступеней? («сверху вниз» или «снизу вверх») (выберите правильный ответ) (проведи правильно стрелки): - школа готовится к ребенку; - ребенок д/в готовится к школе; - педагог и ОУ адаптируется к ребенку. |
Назовите дату начала разработки ФГОС ДО? |
Назовите имя руководителя рабочей группы по разработке ФГОС ДО. |
ФГОС ДО – это (выберите правильный ответ): - Стандарт результатов освоения Программы; - Система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей; - система подготовки детей к школе; - гарантии государства, условия для развития, возможности, поддержка разнообразия детства; - социализация детей; - адаптация детей. |
Развивающая образовательная среда, согласно ФГОС ДО, - это: (выберите правильный ответ): - система условий социализации и индивидуализации детей; - социальная ситуация развития ребенка; - система специально организованных занятий с детьми. |
Содержание дошкольного образования включает в себя ряд образовательных областей. Назовите их. |
Перечислите основные свойства развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, согласно ФГОС ДО - насыщенность; -полифункциональность; - вариативность; - информативность; - доступность; - педагогическая целесообразность. - безопасность; - трансформируемость;
Результатами освоения Программы в ДОУ являются (выберите правильный ответ): - интегративные качества; - объем знаний, умений и навыков; - целевые ориентиры; - образовательные области. |
Основная образовательная Программа (ООП) реализуется (выберите правильный ответ): - в течение всего дня; - первую половину дня; - вторую половину дня; - в течение двух часов. |
Основная образовательная Программа (ООП) (выберите правильный ответ): - разрабатывается и утверждается самой образовательной организацией; - разрабатывается и утверждается субъектом РФ; - разрабатывается образовательной организацией и утверждается муниципалитетом; - разрабатывается на основе ФГОС ДО с учетом Примерных программ; - разрабатывается с учетом ФГОС ДО на основе Примерных программ |
Согласно ФГОС ДО, предметом оценки в д/с будут являться (выберите правильный ответ): - условия предметно-пространственной среды; - результаты освоения детьми Программы; - педагогический процесс; - педагогические кадры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Разработка тематических проектов по организации образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО»
создание мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов в работе с воспитанниками....
Семинар - практикум для воспитателей "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС".
Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»....
Семинар - практикум для воспитателей «Формирование РППС в ДОУ в соответствии ФГОС ДО»
В данном семинар - практикум для воспитателей раскрываются принципы построения развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО....
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».
Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода в речевом развитии старших дошкольников.Задачи:- уточнить и закрепить знания ...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для воспитателей «Игры на осознание частей своего тела»
Семинар – практикум для воспитателей «Игры на осознание частей своего тела»...