Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения
консультация по теме

Жернова Татьяна Александровна

Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешнос­ти их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения


(Цикл занятий по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования социально важных навыков общения)


Позитивные отношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка — его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого — навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели

наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.

Человек — существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами — это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути — обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:

  • провести диагностику эмоциональных связей в группе;
  • измерить степень сплоченности/разобщенности детей;
  • определить эмоциональные привязанности; выявить "социометрические позиции", т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
  • обнаружить внугригрупповые "союзы”;
  • определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога-психолога.


Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено "Социометрия" и методика Н.В. Микляевой "Цветовой тест отношений").

Методика "Социометрия" позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности, Методика "Цветовой тест отношений" базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

  • импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
  • отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
  • преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
  • низкий уровень групповой сплоченности;
  • низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствует цикл занятий (приложение), которые может проводить как педагог-психолог, так и воспитатель группы.
Цели занятий:

  • снятие напряжения в коллективе;
  • развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • раскрепощение неуверенных в себе детей;
  • сплочение группы.
    Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и проводятся один раз в неделю.

    Каждое занятие имеет четкую структуру:
  • организационная часть (состоит из упражнения-приветствия и упражнения-разминки), цели которой — настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
  • основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации, развивающих и подвижных игр), ее цель — развитие на- jвыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  • заключительная часть (состоит из упражнения-прощания), цели которой — символическое окончание занятия, выражение детьми своего отношения к той или иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.

Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, — это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.

Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть ма
i ленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!

Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановки в группе (для старшей группы)
Занятие 1
Цели:

  • уточнить представления детей о том, что значит "уметь дружить";
  • научить оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения;
  • II познакомить с пословицами и поговорками о дружбе; ш снять мышечное напряжение;
  • укрепить чувство единства в детском коллективе, развить тактильное восприятие и воображение детей;
  • научить детей выражать свое отношение к той или иной части занятия;
  • настроить на повседневные дела.
    Материалы: гроздь винограда; колокольчик; диск с записью марша, польки, вальса, спокойной мелодии | и песнями В.Я. Шаинского; магнитофон; канат; текст сказки С.В. Михалкова "Как друзья познаются"; мяч.

     Ход занятия:
    Упражнение-приветствие “Давайте поздороваемся”
    Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
  • под музыку марша — за руку;
  • под музыку польки — плечиками;
  • |под музыку вальса — спинками.
    Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

     Игра “Виноградная гроздь”

    Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звону колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.

    Педагог просит одного ребенка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть ее и передать своему соседу. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом от нее по ягодке. Каждая "ягодка" должна назвать себя, т. е. дети представляются.

    Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держась за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко дружить друг с другом.

     Беседа о дружбе

    Педагог: Дети, сегодня я принесла диск с песнями В.Я. Шаинского и хочу вам предложить послушать одну из них.

    (Звучит песня "Когда мои друзья со мной " сл. М.И. Танина, муз. В.Я. Шаинского.)

    О чем эта песня, как вы думаете? Взрослые часто говорят вам: Нужно быть дружными, дружно жить". Подумайте, и пусть тот, кто хочет, скажет, что такое дружба.

    Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, и что вы делаете для того, чтобы дружба была крепкой?
    (Ответы детей.)

    Педагог: Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, но не только тем, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит, — не ссорится, делится игрушками; если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, — поможет ему, научит. Настоящий друг заметит, кто заплакал, кто загрустил, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.

    Сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы подумаете, так ли поступают настоящие друзья.

    (Педагог рассказывает или читает сказку С.В. Михалкова “Как друзья познаются”,после чего задает вопросы:
  • Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?
  • Почему Кабан сказал: “Ты иди первым, ты старше, тебе почет"?
  • Помогла ли Лиса чем-нибудь Бобру?
  • Почему же она закричала: « Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер"?
  • Как же поступают настоящие друзья?
    (Ответы детей.)

    Педагог: А вы хотели бы иметь таких друзей? Я тоже бы не хотела. Вот послушайте, как в народе говорят о настоящих друзьях: "Сам пропадай, а товарища выручай".

    Упражнение с мячом

    Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии (какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями.

    Упражнение-прощание “Всем-всем, до свиданья”

    Дети ставят свои кулачки в единый “столбик", затем громко кричат: “Всем-всем, до свиданья!" и убирают кулачки.


    Занятие 2

    Цели:
  • развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства;
  • формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию доброжелательных отношений в группе;
  • создать атмосферу доверия, психологического комфорта; s сплотить детей,

Материалы: мяч

Ход занятия:

 Упражнение-приветствие “Общий круг”

Педагог: Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

(Дети принимают единственное верное решение — сесть в круг.)

Педагог: А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

(Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)

Упражнение-разминка “Один за всех”

(Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишие, чтобы начинать им каждое последующие занятие после взаимного приветствия.)

Педагог:

Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
(Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей.
Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: "Один за всех и все за одного").

 Игра “Я хочу с тобой подружиться”

Выбирается водящий. Он произносит слова: "Я хочу подружиться с...", а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

| Игра“Клубочек”

Педагог исполняет роль "катушки". Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается "ниточка", закрепленная на катушке. Последний ребенок водит "ниточку" по кругу до тех пор, пока вся она не "намотается" на "катушку".

Педагог: Теперь почувствуйте, какой у нас подучился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим.
(Некоторое время дети и педагог стоят, не двигаясь, после чего "ниточка" разматывается. Игру можно повторить несколько раз.)

Упражнение с мячом
(См. занятие 1.)
| Упражнение-прощание “Всем-всем, до свиданья”
(См. занятие 1.)

Занятие 3

Цели:

  • создать атмосферу доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона;
  • развивать умение работать в микрогруппах, разбиваться на пары, тройки, действовать согласованно, договариваться; создать ощущение единства;
  • формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию внимательного отношения друг к другу; способствовать раскрепощению неуверенных в себе детей; развивать внимание и координацию движений.
    Материалы: картинки с изображением животных (по количеству детей), мяч, крупные игрушки.

    Ход занятия:

    Упражнение-приветствие “Превращение во взрослых”

    Детям поочередно предлагается представиться так, как будто они взрослые, и всех поприветствовать. Остальные ребята отвечают: “Очень приятно" и аплодируют.

    Упражнение-разминка “Один за всех”
    (См. занятие 2.)
    Игра “Коровы, собаки, кошки”
    Дети вытаскивают из “волшебного мешочка" картинку с изображением коровы, собаки или кошки и таким образом делятся на три группы. Педагог завязывает всем глаза, и ребята несколько минут ходят по группе. По команде они начинают мычать, лаять или мяукать и ищут таким образом своих "родственников", говорящих на том же языке.

     Игра “Помоги другу”

    Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

    Игра “Зеркало”

    Дети разбиваются на пары. Олин ребенок — "зеркало". Второй "смотрится" в "зеркало”, которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.

    Упражнение с мячом
    (См. занятие 1.)
    Упражнение-прощание “Всем-всем, до свиданья”
    (См. занятие 1.)

    Занятие 4

    Цели:
  • создать ощущение единства; формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, раскрепощению, снятию эмоционального напряжения;
  • обогатить словарь детей ласковыми словами;
  • формировать нравственные категории.
    Материалы: текст стихотворения А. Кузнецовой "Поссорились''.

    Ход занятия:

    Упражнение-приветствие “Давайте поздороваемся”
    (См. занятие 1.)
    Упражнение-разминка “Один за всех”
    (См. занятие 2.)

    Беседа “О ссорах”
    Педагог:
    Мы поссорились с подругой
    И уселись по углам.
    Очень скучно друг без друга!
    Помириться нужно нам.
    Я ее не обижала,
    Только мишку подержала,
    Только с мишкой убежала
    И сказала: "Не отдам!".
    (Стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились".)

    (Педагог задает детям вопросы:
  • Что же случилось с подругами?
  • Из-за чего поссорились девочки?Нужны ли ссоры?
  • Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?
  • А тот, с кем он поссорился?
  • Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
  • А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж серьезными?
  • А как можно помирить двух поссорившихся друзей?)



(Дети вспоминают детские шуточные “мирилки". Затем им предлагается подумать, как бы закончилась история двух подружек из стихотворения. В заключение зачитывается авторский вариант.)

Педагог:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
Искажу: "Играть давай!".

Игра “Ругаемся овощами”

Педагог Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их "приручить". Как? А вот как! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова — названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т. д.). Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только "овощи". Давайте представим, как это будет выглядеть.

(Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку.)

Капуста!
Сам — огурец!
А ты — редиска!
А ты - помидорище!

(Педагог задает игравшим детям вопросы:

  • Легко ли так ругаться?
  • Чmo почувствовал каждый?
  • Возникла ли охота кричать и ссориться?)
    (Игра повторяется несколько раз с разными участниками.)

    Игра “Ласковые слова”

    Педагог: Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать | ласковые слова. Давайте встанем в круг и по очереди будем передавать друг другу jвот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он — своему, и так по кругу,
    (Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы: 
  • Вам понравилось играть в эту игру?
  • Какие слова были самыми приятными?
  • Что труднее — произносить обидные слова или приятные? 
  • А что приятнее слышать?) 

    Упражнение-прощание “Всем-всем, до свиданья”

    (См. занятие 1.)


    Занятие 5

    Цели:
  • создать ощущение единства;
  • формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию согласованности в действиях, снятию эмоционального напряжения;
  • развивать сотрудничество в группе, создать положительный настрой;
  • развивать зрительное восприятие, восприятие цвета и формы, умение общаться друг с другом;
  • формировать нравственные категории.


Материалы: круглые, овальные и квадратные значки четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый); мяч.

 Ход занятия:

Упражнение-приветствие “Дождик”
(Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога.)
Педагог: Набежали тучки, и пошел дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!

Беседа “О дружбе”
Педагог: Ребята, только что мы с вами играли в игру "Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают они часто-часто — настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все вместе вы стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете ? А если у него есть друзья и близкие? А как вы думаете, кому легче и интереснее жить — человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людям?
(Ответы детей.)

Упражнение-разминка “Один за всех”
(См. занятие 2.)
Игра “Ладошки”
(Каждому ребенку дается значок и прикрепляется таким образом, чтобы его могли видеть остальные члены группы.)
Педагог: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету (красный к красному, синий к синему и т. д.) и хлопнуть друг друга ладошкой, назвав при этом имя того, с кем здороваешься. Если я хлопну два раза в ладоши, вы должны найти пару по форме значка (квадратик к квадратику, кружочек к кружочку) и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого приветствуешь.
(Дети выполняют задание.)
Игра “Доброе животное”
Дети вместе с педагогом — одно большое, доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит.
Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

 Упражнение с мячом
(См. занятие 1.)
Упражнение-прощание “Всем-всем до свиданья”
(См. занятие 1.)

Советы воспитателю для создания бесконфликтной

обстановки в группе

  • Создайте в группе единую систему традиций и ценностей, Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
  • Особое внимание следует обратить на “изолированных" детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
  • Распределяйте между воспитанниками поручения.
  • Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гендерное воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.

Проблема воспиания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОУ "Внутригрупповые отношения детей в условиях ДОУ"

В консультациии дано понятие "Внутригрупповые отношения", описано, как правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников. Кроме этого,...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...

Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения

Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения...