Консультация для педагогов ДОУ "Внутригрупповые отношения детей в условиях ДОУ"
план-конспект урока на тему

Маркова Светлана Юрьевна

В консультациии дано понятие "Внутригрупповые отношения", описано, как правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников. Кроме этого, в работе даны советы воспитателю по созданию бесконфликтной обстановки в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»

Позитивные отношения между детьми группы – залог успешности коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:

  1. Провести диагностику эмоциональных связей в группе;
  2. Измерить степень сплоченности/ разобщенности детей;
  3. Определить эмоциональные привязанности;
  4. Выявить «социометрические позиции», т.е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
  5. Обнаружить «внутригрупповые» союзы;
  6. Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуется помощь и поддержка воспитателя и педагога-психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик («Социометрия», «Цветовой тест отношений»)

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

  1. Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
  2. Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
  3. Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
  4. Низкий уровень групповой сплоченности;
  5. Низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствует цикл занятий (о них будет сказано позднее), которые может проводить воспитатель группы.

Цели занятий:

  1. Снятие напряжения в коллективе;
  2. Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
  3. Раскрепощение неуверенных в себе детей;
  4. Сплочение группы

Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и проводятся один раз в неделю.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

  1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
  2. Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
  3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
  4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

  1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
  2. Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
  3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
  4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

  1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
  2. Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок
  3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
  4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на создание партнёрских отношений между педагогами и родителями детей в условиях ДОУ.

Картотека игр на создание партнёрских отношений между педагогами и родителями детей в условиях дошкольного учреждения....

Консультация для педагогов «Результаты адаптации детей к условиям ДОУ»

Результаты адаптации детей 1 младшей группы к условиям ДОУ...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей в условиях семьи и ДОУ"

    В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком,...

Консультация для педагогов «Организация адаптации детей к условиям ДОУ»

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Пути реше...