Опыт работы «Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования»
материал (подготовительная группа) по теме

Платонова Людмила Михайловна

Опыт работы с различными техниками рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ratelya_gbou_sosh_im.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя ГАПОУ МОК им. Талалихина

Платоновой Л.М. на тему:

«Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования»

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.

     Мой опыт заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Все дети любят рисовать и рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не принуждаю, а стимулирую и поддерживаю малыша, открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому, в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Работу с детьми строю так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

   Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., я нашла много интересных идей соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:

  • ·        сформировать у детей технические навыки рисования;
  • ·         познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • ·         научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
  • ·        привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.

      В основу опыта положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.

действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у меня и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают в дальнейшем приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

   В связи с этим передо мной встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния

Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования : хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.

Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лепка на полу, под столом, на полу, на кусочке дерева, на листе… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.

Педагогами изучено и освоено более 30 различных техник рисования:

—        техника тычка,

—        рисование пальчиками,

—        рисование ладошкой,

—        оттиск пробкой, печатками, ластиком,

—        оттиск поролоном, пенопластом,

—        оттиск смятой бумагой,

—        обрывание бумаги,

—        скатывание бумаги,

—        рисование восковыми мелками и акварелью,

—        рисование свечой и акварелью,

—        монотипия приоритетов,

—        монотипия пейзажная,

—        кляксография,

—        набрызг,

—        тиснение,

—        тычкование,

—        цветной граттаж,

—        чёрно- белый граттаж,

—        рисование акварельными мелками,

—        рисование нитками,

—        рисование с помощью мыльных пузырей,

—        рисование пластилином,

—        рисование солью,

—        рисование опилками.

-          рисование на ткани батик

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Канва моего опыта, с применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребёнка:

  • ·        мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • ·        пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • ·        внимания и усидчивости;
  • ·        изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • ·        кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Программы К. Дороновой, Б.Неменского, Р.Чумичёвой открывают новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом:

  1.       Приобщать детей к наблюдению за действительностью;

2.        Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;

3.        Формировать наблюдательность и внимательность;

4.        Предоставить свободу в отражении — доступными для ребёнка художественными средствами — своего видения мира.

Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится,- немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище…

     Отличительной особенностью моего начинающегося опыта является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.) . Мой начинающий опыт универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.

    Результативность опыта: выставки рисунков.

    Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.

Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Отмечу, что работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея небольшой  опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель исследования:   формирование и развитие у детей навыков осознанного  безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде, пополнение знаний о правилах дорожного движения...