Опыт работы «Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования»
материал (подготовительная группа) по теме
Опыт работы с различными техниками рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_ratelya_gbou_sosh_im.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя ГАПОУ МОК им. Талалихина
Платоновой Л.М. на тему:
«Формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников и позволяет ему, отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития.
Мой опыт заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Все дети любят рисовать и рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не принуждаю, а стимулирую и поддерживаю малыша, открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому, в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Работу с детьми строю так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., я нашла много интересных идей соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:
- · сформировать у детей технические навыки рисования;
- · познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- · научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;
- · привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.
В основу опыта положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой. Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство гордости за свои достижения, за группу, за детский сад.
действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.
Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка, а значит, у меня и родителей имеется возможность корректировать такие качества личности, которые мешают в дальнейшем приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.
В связи с этим передо мной встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния
Нетрадиционное рисование раскрывает возможность использования : хорошо знакомых им приоритетов в качестве художественных материалов.
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лепка на полу, под столом, на полу, на кусочке дерева, на листе… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получиться; он уверен, что получится, и получится красиво.
Педагогами изучено и освоено более 30 различных техник рисования:
— техника тычка,
— рисование пальчиками,
— рисование ладошкой,
— оттиск пробкой, печатками, ластиком,
— оттиск поролоном, пенопластом,
— оттиск смятой бумагой,
— обрывание бумаги,
— скатывание бумаги,
— рисование восковыми мелками и акварелью,
— рисование свечой и акварелью,
— монотипия приоритетов,
— монотипия пейзажная,
— кляксография,
— набрызг,
— тиснение,
— тычкование,
— цветной граттаж,
— чёрно- белый граттаж,
— рисование акварельными мелками,
— рисование нитками,
— рисование с помощью мыльных пузырей,
— рисование пластилином,
— рисование солью,
— рисование опилками.
- рисование на ткани батик
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Канва моего опыта, с применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребёнка:
- · мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- · пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- · внимания и усидчивости;
- · изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- · кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Программы К. Дороновой, Б.Неменского, Р.Чумичёвой открывают новые подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом:
- Приобщать детей к наблюдению за действительностью;
2. Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца- художника;
3. Формировать наблюдательность и внимательность;
4. Предоставить свободу в отражении — доступными для ребёнка художественными средствами — своего видения мира.
Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится,- немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище…
Отличительной особенностью моего начинающегося опыта является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (сюжетно-ролевая игра, игра-подражание, игра-драматизация, мини-спектакль, набор оригинальных творческих заданий и др.) . Мой начинающий опыт универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Результативность опыта: выставки рисунков.
Идея опыта подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Отмечу, что работая самостоятельно, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея небольшой опыт рисования различными способами, они уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны дошколят, родителей и воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...
Опыт работы: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Для воспитателей дошкольных учреждений...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...
Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»
Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...
Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
Цель исследования: формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения в окружающей дорожно- транспортной среде, пополнение знаний о правилах дорожного движения...