Это страшное слов "Нельзя!".
консультация по теме
Если бы в тот моент, когда с уст родителей слетало слово "Нельзя!" - одновременно звонил бы колокол, то мы бы все оглохли. Так ли уж необходимо это слово?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_slovo_nelzya.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 19 «Колосок»
Консультация для родителей
«Это страшное слово «Нельзя»
Подготовил:
Воспитатель
Сеславинская Елена Вильямовна
Г. Выборг
Мы все любящие мамы и папы. В душе – мы хотим нашим детям только добра. Мы оберегаем наших детей, переживаем за них, стараемся обеспечить им счастливое детство, мечтаем, что они вырастут успешными и обеспеченными, здоровыми, счастливыми…. Оберегая от жизненных ошибок, мы часто говорим детям «Нельзя!»
-Нельзя ходить на улицу!
-Нельзя бегать!
-Нельзя трогать горячий чайник!
-Нельзя гладить уличного кота!
Говоря каждый раз «Нельзя!» - мы пытаемся уберечь ребёнка от чего-то плохого по нашему мнению – от ожогов, от блох с уличных животных, от ушибов. Мы молодцы? Конечно, мы стараемся уберечь любимое чадо от беды.
Давайте посмотрим на это глазами ребёнка.
- Дворовый кот, который жалобно мяучит – наверное, голоден или замёрз... Ну как его не погладить и не накормить кусочком колбасы? А мама сердито дёргает за руку и тянет в квартиру. Его надо погладить – и он перестанет плакать, но мама почему-то сердится.
- Закипел чайник, нужно налить маме в чашку чаю, она устала, пришла с работы, ходила в магазин. Она отдыхает, нужно за ней поухаживать.
Дорогие взрослые, если каждый раз, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ, будет громыхать гром – то мы с вами оглохнем, потому что он будет ГРОМЫХАТЬ ПОСТОЯННО! А самое главное – безрезультатно.
Собственно говоря – почему НЕЛЬЗЯ? Если нельзя бегать, кричать, что-то трогать, исследовать – то, что можно? Чем ребёнку тогда заняться? Есть такая парадоксальная мысль: до года родители учат ребёнка ходить и говорить, а после года – молчать и сидеть. Чаще всего родители запрещают ребёнку всё, что доставляет им какое-нибудь неудовольствие. Запрещают «мазать красками», потому что приходится потом отмывать ребёнка, пол, стол, одежду. Запрещают надевать мамины бусы – вдруг порвёт. Запрещают звонить по папиному телефону – вдруг уронит и сломает, истратит все деньги. Запрещают брать стакан – вдруг разобьет и порежется.
Всем родителям, без сомнения, хочется того, чтобы с первого сказанного «нельзя», ребенок все понял, что от него хотят, никогда не протестовал этому и понимал, где еще уместен запрет, и сам знал наперед, когда необходимо себя ограничивать.
Но на самом деле совсем не так все происходит. Ребенок не может усвоить запреты с первого раза. Он не в состоянии понять, что утюг трогать нельзя, но это не значит для него, что утюг трогать вообще нельзя. Детям трудно усвоить то, что правило может быть общим, ведь они руководствуются и мыслят сиюминутными ситуациями и желаниями.
Если ребенок опять берет тот предмет сегодня, на который вы наложили запрет вчера, это не значит, что ребенок делает все вам назло.
Многое, что делает малыш, связано с освоением и познанием мира. Ребенку интересно, что будет, если он нажмёт кнопку, или залезет в шкаф, ему хочется попробовать налить воды в туфли или взять макароны руками… Любому взрослому понятно – чем может закончится действие, МЫ С ВАМИ ОПЫТНЫЕ, а ребенку не известно, но уж очень интересно. Поэтому ребенок не доволен, когда ставится запрет на то, что ему кажется интересным.
Я не призываю вас разрешать ребёнку исследовать мир, забыв про все запреты. Ребёнок – часть общества, в котором существуют правила. Не стоит разрешать ребёнку в общественном транспорте заглядывать в чужую сумку, мазать пластилином бабушкино парадное платье. Но обязательно нужно объяснять – почему вы сказали НЕЛЬЗЯ. Нельзя выбегать на дорогу, потому что ты может оказаться под машиной и тебе будет очень больно! Нельзя открывать двери незнакомым людям – тебя могут обидеть. Нельзя хватать чужую собаку за хвост – она может тебя укусить и испугать.
Обязательно каждый раз доступно объясняйте – почему нельзя. И обязательно добавляйте – «Мы же за тебя переживаем, мы тебя любим».
Старайтесь, чтоб запреты были «умными», выражайте свои мысли доступно для ребёнка. Бессмысленно говорить – «Не лезь в лужу». Она такая привлекательная, эта лужа! В ней плавает листик и отражается небо, как же в неё не наступить? Ребёнок думает – «Я не лезу, я только попробую в неё наступить, от моих ботинок будут брызги». Может, стоит сказать: «Посмотри, какая грязная вода! Ты испачкаешь свои новые ботинки, у тебя промокнут ноги и ты можешь заболеть. С больным горлом нельзя будет гулять и есть мороженое. Обойди эту лужу по краю»
Не стоит говорить «Нельзя хватать кошку за хвост!» А за что её можно хватать? Скажите «Кошке больно, она может тебя поцарапать и будет больно уже тебе, будет идти кровь. Мы помажем йодом и будет очень щипать»
Часто я слышу «Что ты делаешь! Нельзя рисовать на обоях! Будет некрасиво!» Они такие удобные для рисования, эти обои. На них много места и удобно – можно рисовать высоко и низко где хочешь. Только быстро, пока не увидела мама. И будет очень красиво – я ведь от души маминой помадой нарисовал домик. Скажите: «Вот тебе большой лист бумаги, нарисуй что хочешь. Посмотри, какой он чистый, гладкий. А потом мы покажем всем, а то за диван заглянуть и увидеть что ты нарисовал, может не каждый»
«Не шуми! Голова от тебя болит!» Да ребёнок не шумит специально, просто машинка у него с моторчиком. И кукле надо песню спеть обязательно. Предложите послушать тишину, прислушаться к пению синицы за окном или по звукам определить - что делают в соседней комнате (за окном)
Запрещая что-то не забудьте предложить альтернативу. Ребёнок может переключить внимание, принять разумные доводы. Например: «Не нужно разрисовывать книжку со сказками, её потом будет неприятно читать, от краски слипнутся страницы. Для рисования есть альбом (раскраски)»
Ещё одно немаловажно обстоятельство. Запреты в семье должны быть у всех одинаковые. Если папа разрешает ходить босиком на балкон, а мама даже запрещает пройтись по полу без тапок – результат запретов будет нулевым. Проверьте себя – обсудите с домочадцами что можно и что нельзя вашему ребёнку и поймёте, как расходятся ваши мнения. На таком же семейном совете можно установить какую-то определённую грань дозволенности в запрещённом действии. «Мы тебе разрешаем ходить по лужам, но только в резиновых сапогах» Или «Ты можешь пойти гулять во двор один, но только так, чтоб тебя было видно из окна».
Запреты маленькому ребенку – как говорить нет и нельзя – вопрос это достаточно сложный и деликатный, а еще требует особого подхода. Как бы нам не хотелось, чтобы ребенок понимал все с первого раза, но, к сожалению чаще бывает наоборот. Все запреты индивидуальны, повторять их необходимо. Вседозволенность не приведёт к добру, но здесь очень трудно уловить грань чрезмерности. А так же не забывайте про поощрения ребёнка, ведь он очень старается выполнять все ваши «Нельзя». А самое главное - не стоит забывать, что «Нельзя» должно быть для всех одинаковым. Если уж ребёнку запрещено вытирать руки об скатерть, то этого не должно быть дозволено и дедушке.
Лучше всего на ребенка действуют личный пример. Бессмысленно запрещать сыну раскидывать одежду, когда у папы весь гардероб разложен на ковре. Давайте вспомним старую английскую пословицу «Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие песочного рисования для детей с задержкой психического развития на тему: «Никакой страшный зверь, не войдет в эту дверь»
Занятие на закрепление знаний дошкольника по сказкам А.С.Пушкина с применением песочного рисования...
НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО!
Конспект занятия«НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО» Программное содержание:1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опаснос...
Познавательно - игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста "Нам на улице не страшно".
В доступной интересной форме дети осваивают основные правила дорожного движения....
«Нам на улице не страшно»
Конспект совместной деятельности детей с педагогом в средней возрастной группе детского сада по ПДД « Нам на улице не страшно» Цель. -закрепить у детей знания правил дорожного движения...
Конспект праздника-КВН "Пожар - это страшно!" (муз.рук. Степанова Л.А.)
Конспект разработан для подготовительной группы....
НОД "Нам на улице не страшно"
НОД явилось завершением игрового проекта с детьми второй младшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения. Деятельность детей выразилась в наблюдении за транспортом, решении проблемных си...
Сценарий спортивного праздника. «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом»!
Сценарий спортивного праздника: «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом». Для детей 6-7 лет, с учётом ФГТ....