Это страшное слов "Нельзя!".
консультация по теме

Сеславинская Елена Вильямовна

Если бы в тот моент, когда с уст родителей слетало слово "Нельзя!" - одновременно звонил бы колокол, то мы бы все оглохли. Так ли уж необходимо это слово?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eto_slovo_nelzya.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский  сад комбинированного вида № 19 «Колосок»

Консультация для родителей

«Это страшное слово «Нельзя»

Подготовил:

Воспитатель

Сеславинская Елена Вильямовна

Г. Выборг

Мы все любящие мамы и папы. В душе – мы хотим нашим детям только добра.  Мы оберегаем наших детей, переживаем за них, стараемся обеспечить им счастливое детство, мечтаем, что они вырастут  успешными и обеспеченными, здоровыми, счастливыми…. Оберегая от жизненных ошибок,  мы часто  говорим детям «Нельзя!»

-Нельзя ходить на улицу!

-Нельзя бегать!

-Нельзя трогать горячий чайник!

-Нельзя гладить уличного кота!

Говоря каждый раз «Нельзя!» - мы пытаемся уберечь  ребёнка от чего-то плохого по нашему мнению – от ожогов, от блох с уличных животных, от ушибов. Мы молодцы? Конечно, мы стараемся уберечь любимое чадо от беды.

Давайте посмотрим на это глазами  ребёнка.

- Дворовый кот, который жалобно мяучит – наверное, голоден или замёрз... Ну как его не погладить и не накормить кусочком колбасы? А мама сердито дёргает за руку и тянет в квартиру.  Его надо погладить – и он перестанет плакать, но мама почему-то сердится.

- Закипел чайник, нужно налить маме в чашку  чаю, она устала, пришла с работы, ходила в магазин. Она отдыхает, нужно за ней поухаживать.

Дорогие взрослые,  если каждый раз, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ, будет громыхать гром – то мы с вами оглохнем, потому что он будет ГРОМЫХАТЬ ПОСТОЯННО! А самое главное – безрезультатно.

Собственно говоря – почему НЕЛЬЗЯ? Если нельзя бегать, кричать, что-то трогать,  исследовать – то,  что можно? Чем ребёнку  тогда заняться?  Есть такая парадоксальная мысль: до года родители учат ребёнка  ходить и говорить, а после года – молчать и сидеть. Чаще всего родители запрещают ребёнку всё, что   доставляет им какое-нибудь неудовольствие. Запрещают «мазать красками», потому что приходится потом отмывать ребёнка, пол, стол, одежду. Запрещают  надевать мамины бусы – вдруг порвёт. Запрещают звонить по папиному телефону – вдруг уронит и сломает,  истратит все деньги. Запрещают брать стакан – вдруг разобьет и порежется.

Всем родителям, без сомнения, хочется того, чтобы с первого сказанного «нельзя», ребенок все понял, что от него хотят, никогда не протестовал этому и понимал, где еще уместен запрет, и сам знал наперед, когда необходимо себя ограничивать.

Но на самом деле совсем не так все происходит. Ребенок не может усвоить запреты с первого раза. Он не в состоянии понять, что утюг трогать нельзя, но это не значит для него, что утюг трогать вообще нельзя. Детям  трудно усвоить то, что правило может быть общим, ведь они руководствуются и мыслят сиюминутными ситуациями и желаниями.

Если ребенок опять берет тот предмет сегодня, на который вы наложили запрет вчера, это не значит, что ребенок делает все вам назло.

Многое, что делает малыш, связано с освоением и познанием мира. Ребенку интересно, что будет, если он нажмёт кнопку, или залезет в шкаф, ему хочется попробовать налить воды в туфли или взять макароны руками… Любому взрослому понятно – чем может закончится действие, МЫ С ВАМИ ОПЫТНЫЕ,  а ребенку не известно, но уж очень интересно. Поэтому ребенок не доволен, когда ставится запрет на то, что ему кажется интересным.

         Я не призываю вас разрешать ребёнку исследовать мир, забыв про все запреты. Ребёнок – часть общества, в котором существуют правила. Не стоит разрешать ребёнку в общественном транспорте заглядывать в чужую сумку, мазать пластилином бабушкино  парадное платье. Но обязательно нужно объяснять – почему вы сказали НЕЛЬЗЯ. Нельзя выбегать на дорогу, потому что ты может оказаться под машиной и тебе будет очень больно! Нельзя открывать двери незнакомым людям – тебя могут обидеть. Нельзя хватать чужую собаку за хвост – она может тебя укусить и испугать.

Обязательно  каждый раз доступно объясняйте – почему нельзя. И обязательно добавляйте – «Мы же за тебя переживаем, мы тебя любим».

Старайтесь, чтоб запреты  были «умными», выражайте свои мысли доступно для ребёнка. Бессмысленно говорить – «Не лезь в лужу». Она такая привлекательная, эта лужа! В ней плавает листик и отражается небо, как же в неё не наступить? Ребёнок думает – «Я не лезу, я только попробую в неё наступить, от моих ботинок будут брызги». Может, стоит сказать: «Посмотри, какая грязная вода! Ты испачкаешь свои новые ботинки,  у тебя промокнут ноги и ты можешь заболеть. С больным горлом нельзя будет гулять и есть мороженое. Обойди эту лужу по краю»

Не стоит говорить «Нельзя хватать кошку за хвост!» А за что её можно хватать? Скажите «Кошке больно, она может тебя поцарапать и будет больно уже тебе, будет идти кровь. Мы помажем йодом и будет очень щипать»

Часто я слышу «Что ты делаешь! Нельзя рисовать на обоях! Будет некрасиво!»  Они такие удобные для рисования, эти обои. На них много места и удобно – можно рисовать высоко и низко  где хочешь. Только быстро, пока не увидела мама. И будет очень красиво – я ведь от души маминой помадой нарисовал домик.  Скажите: «Вот тебе большой лист бумаги, нарисуй что хочешь. Посмотри, какой он чистый, гладкий. А потом мы  покажем всем, а то за диван заглянуть и увидеть что ты нарисовал,  может не каждый»

«Не шуми! Голова от тебя болит!»  Да ребёнок не шумит специально, просто машинка у него с моторчиком. И  кукле надо песню спеть обязательно. Предложите  послушать тишину, прислушаться  к пению синицы  за окном или по звукам определить -  что делают в соседней комнате (за окном)

Запрещая что-то не забудьте предложить альтернативу. Ребёнок может переключить внимание, принять разумные доводы. Например: «Не нужно разрисовывать книжку со сказками, её потом будет неприятно читать,  от краски слипнутся страницы. Для рисования есть альбом (раскраски)»

Ещё одно немаловажно  обстоятельство. Запреты в семье должны быть у всех одинаковые. Если папа разрешает ходить босиком на балкон, а мама даже  запрещает пройтись по полу без тапок – результат запретов будет нулевым. Проверьте себя – обсудите с домочадцами что можно и что нельзя вашему ребёнку и поймёте, как расходятся ваши мнения. На таком же семейном совете можно установить  какую-то определённую грань дозволенности в запрещённом действии. «Мы тебе разрешаем ходить по лужам, но только в резиновых сапогах» Или «Ты можешь пойти гулять во двор один, но только так, чтоб тебя было видно из окна».

Запреты маленькому ребенку – как говорить нет и нельзя – вопрос это достаточно сложный и деликатный, а еще требует особого подхода. Как бы нам не хотелось, чтобы ребенок понимал все с первого раза, но, к сожалению чаще бывает наоборот. Все запреты индивидуальны, повторять их необходимо. Вседозволенность не приведёт к добру, но  здесь очень трудно уловить грань чрезмерности. А так же не забывайте про поощрения ребёнка, ведь он очень старается выполнять все ваши «Нельзя». А самое главное -  не стоит забывать, что «Нельзя» должно быть для всех одинаковым. Если уж ребёнку запрещено вытирать руки об скатерть, то этого не должно быть дозволено и дедушке.

Лучше всего на ребенка  действуют личный пример. Бессмысленно  запрещать сыну раскидывать одежду, когда у папы весь гардероб разложен на ковре. Давайте вспомним старую английскую пословицу «Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие песочного рисования для детей с задержкой психического развития на тему: «Никакой страшный зверь, не войдет в эту дверь»

Занятие на закрепление знаний дошкольника по сказкам А.С.Пушкина с применением песочного рисования...

НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО!

Конспект занятия«НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО» Программное содержание:1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опаснос...

Познавательно - игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста "Нам на улице не страшно".

В доступной интересной форме дети осваивают основные правила дорожного движения....

«Нам на улице не страшно»

Конспект совместной деятельности детей с педагогом в средней возрастной группе детского сада по ПДД « Нам на улице не страшно» Цель. -закрепить у детей знания правил дорожного движения...

Конспект праздника-КВН "Пожар - это страшно!" (муз.рук. Степанова Л.А.)

Конспект разработан для подготовительной группы....

НОД "Нам на улице не страшно"

НОД явилось завершением игрового проекта с детьми второй младшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения. Деятельность детей выразилась в наблюдении за транспортом, решении проблемных си...

Сценарий спортивного праздника. «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом»!

Сценарий спортивного праздника: «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом». Для детей 6-7 лет, с учётом ФГТ....