Опыт работы по экологическому воспитанию
статья
система работы в детском саду по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_5.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Радуга» р.п. Ветлужский
Опыт работы по постановке экологического воспитания в детском саду.
Выполнила: Бурданова А.Д.
Старший воспитатель
2015
Здравствуйте, хочу поделиться опытом работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В.А. Сухомлинский
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому в своей работе большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.
Уже на протяжении нескольких лет приоритетным напрвлением развития является экологическое воспитание дошкольников.
Цель: экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
- Формирование у дошкольников элементов экологического сознания ,
- Развитие любознательности и бережливого отношения к окружающему миру в процессе исследовательской деятельности.
- Развитие творческого потенциала воспитателей в использовании готовых технологий
- Усовершенствование, преобразование эколого-развивающей среды.
- Формирование экологической культуры родителей.
Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими принципами:
Системности.
Работа организуется в системе, последовательности.
Научности
Вся информация преподносимая детям должна иметь научное обоснование.
Соответствие возрастным особенностям
Планировать работу и отбирать формы и методы работы должны соответствовать возрастным особенностям.
Интеграции
Экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности.
Единство работы с семьей. Воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.
Ежегодно в годовом плане мы планируем работу по экологическому воспитанию дошкольников. Планируется следующая работа
Оснащение педагогического процесса:
Работа с персоналом и родителями ДОУ
Работа с детьми
Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию это организация предметно-развивающей среды
В ДОУ созданы следующие условия
имеется литература по экологическому воспитанию
дошкольников, наглядно-дидактический материал. Сделана подборка презентаций для детей такие как «Перелетные птицы», «Первоцветы», «Зимующие птицы», «Времена года»
В группах оснащены уголки природы где есть растения, материал для детского экспериментирования, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания , природный материал, дидактические игры и многое другое. В детском саду оборудована комната природы ,где имеются различные виды растений с паспортами, имеется небольшой аквариум. Дети с удовольствием посещают комнату природы. Наблюдают за живыми объектами, ухаживают за ними. Имеется мини-лаборатория, где собран материал для организации опытов, водой, воздухом, и др. Так же в детском саду созданы мини-музеи «Волшебница- вода», «Воздух – невидимка»,Чудо-дерево», Волшебный цветок», Музей хлеба».
Дети с удовольствием приходят посмотреть на экспонаты мини музеев, дети могут здесь поиграть в игры, потрогать, понюхать, повести небольшое исследование, что развивает у детей любознательность. В детском саду собрана библиотека детских книг о природе, энциклопедий, дидактических игр.
Совместно с педагогами с целью знакомства детей с охраняемыми объектами природы, в детском саду создана Красная книга животных, книга животных Нижегородской области, Краснобаковского района, жалобная книга животных.
Так же совместными усилиями созданы условия на территории детского сада, разбиты цветники, огород, на территории растет много разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года.
Все это помогает организовать работу с детьми, педагоги используют разнообразные формы организации.
Непосредственно-образовательная деятельность
Экскурсии на территории детского сада по экологической тропе за пределы в овраг, на поле.
Чтение художественной литературы о природе.
Наблюдения за объектами живой и не живой природы.
Посильный труд в уголке природы и на участке детского сада.
Проводятся праздники «День Нептуна», «Праздник березки», «День земли», «Капустник»
Организация опытнической деятельности, детского экспериментирования
Организация дидактических, сюжетно-ролевых игр экологического содержания.
«Что будет если…?», «Восстанови последовательность.»,«С какого дерева листок»,«Угадай по описанию.»,«Когда это бывает?» и другие
Организуется исследовательская деятельность через реализацию экологических проектов таких как «Чудо- вода», «Лаборатория неживой природы» «Превращение капельки»,»Дикие животные»
Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями:
Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Как привить ребенку любовь к природе», «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Постоянно действующие стенды для родителей «Азбука природы», «экологические странички.» Где размещается информация для родителей экологического содержания.
Организованы выставки: «Что нам осень принесла», «Кормушка для птиц своими руками», «Выставка поделок из природного материала»,оформление альбомов «Мое любимое дерево», «Первоцветы».
Организуем экологические акции «Деревья наши друзья», «Берегите первоцветы», «Берегите птиц»,
Вывод: Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мир, мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольника. Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ будет совершенствоваться и развиваться.
Свое выступление хочу закончить такими словами. Будем же изучить родную природу, и сами у нее будем учиться!
Будем воспитывать экологическую культуру у себя, детей и их родителей! Природа для нас – кладовая с великими сокровищами … Охранять природу – значит охранять Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому воспитанию
Наблюдение - как основа чувственного познания природы...
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...
Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....
Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"
опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...
Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"
Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....
Опыт работы по экологическому воспитанию
Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и пол...
Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...