Опыт работы по экологическому воспитанию
материал на тему

Михайлова Оксана Михайловна

Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на основе определенных результатов - таковы программные задачи подготовки детей к школе. В процессе наблюдений и труда детей в природе постепенно углубляю  воспитательные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по экологическому воспитанию

                                                 Природа оставляет глубокий след в душе      

                                                          ребенка, воздействует на его чувства своей

                                                           яркостью, многообразием, динамичностью.

Окно в природу ребенку приоткрывает прежде всего родители. С их помощью дети начинают понимать гармонию в природе, целесообразность всего сущего в ней, постигать ее законы, ощущать красоту.

И чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в душе зерен доброты, тем сильнее будет желание оберегать все растущие и живое. Некоторые родители полагают, что пребывание среди природы само по себе оказывают положительное воздействие на детей. Однако все ли может быть воспринято правильно ребенком при самостоятельном общение с природой? Ведь может статься, что он оторвет крылья у бабочки  или стрекозы, нарвет охапку ландышей и тут же бросит их под ноги!

Чтобы подобное не случилось, надо влиять на сознание детей, учить их не просто любить природу, а и наблюдательность, устанавливать связи и причины явлений, обобщать и систематизировать знание с тем, чтобы сложилось реалистическое представление о природе, отдельных ее объектах.

Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и получением на основе определенных результатов - таковы программные задачи подготовки детей к школе. В процессе наблюдений и труда детей в природе постепенно углубляю  воспитательные задачи. Например, основы бережного отношения детей к природе закладываются уже в младшей группе. В более старшем дошкольном  возрасте, ребенок приобщается к посильному участию в охране природы. У старших дошкольников воспитываю деятельную любовь к природе: стремление как можно больше узнать о ней, желание и умение применять знания при уходе за растениями. Я должна в этой работе  учитывать взаимосвязь трех компонентов: использование эмоционального фактора, сообщение и закрепление знаний о природе  и организацию полезной деятельности. При ознакомление детей с природой стержнем должны служить не отдельные явления, а омысление того, как протекает жизнь природы в целом, ее сезонные изменения. При выборе там необходимо учитывать воспитательную ценность получаемых детьми знаний, возможность заинтересовать, увлечь ребят,  возможность и формы связи познания природы с активной деятельностью детей по ее охране. Рассмотрим, как планировать и осуществлять работу на примере как: «Уход за растениями»

Уход за растениями: Дети, владеющие приемами работы, но не имеющие знаний о растениях, часто неправильно ухаживают за ними. Поэтому надо пользоваться каждым случаем, чтобы показать ребенку значение света воздуха для роста и развития растений.

Например, расставляя вместе с детьми горшки с цветами, воспитатель рассказывает о том, какие растения светолюбивые, а какие теневыносливые. Иногда следует дать возможность самим детям решить, куда лучшепоставить растение. Так, обращая внимание на то, что листья у камнеломки, подвешенной на раму окна боком к свету, повернулись к стеклу, ребята убеждаются в том, что растения тянется к свету: »Листочки повернулись к окну, как будто просят света»; «Надо ее в другое место перевесить, чтобы кругом свет был»,- делают они вывод.

Уход за растениями требует знания особенностей строения каждого из них. Воспитатель разъясняет детям, что при расположении корней близко к поверхности земли рыхлить эти растения надо особенно осторожно. Пыль можно смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев. Растения с нежными и ворсистыми листьями надо обрызгивать. Воспитатель напоминает о том, что от тщательности и аккуратности ухода за растением зависят рост и хорошее его развитие. Постепенно дети усваивают, что ухаживать за растениями надо по-разному. Что при этом необходимо учитывать:

1. Происхождение растения. Родина многих растений с сочными листьями - пустыня. Растения впитывают много воды и долго ее сохраняют, поэтому их не надо поливать часто. Частой поливки требует болотное растение - традесканция.

2. Стадии роста  и развития, время года. Весной и летом растениям требуется больше воды, потому что они усиленно растут. Часто поливки и количество воды зависят от времени года. Зимой надо оберегать растения от холодного воздуха, а то листья замерзнут и почернеют.

3. Создаю эмоциональную основу при воспитании бережного отношения к растениям и поддержать интерес к уходу за ними и выращиванию их помогают экскурсии в ботанический сад, оранжерею, проведение различных дидактических игр.

4. В дидактических играх дети упражняются в узнавании и сравнение растений, вычленении характерных признаков в уходе за растениями. Игры можно проводить, когда у детей имеется уже достаточный запас знаний о растениях уголка природы и навыки ухода за ним.

5. С детьми подготовительной к школе группы можно проводить викторины-загадки  о комнатных растениях.

В ходе длительных наблюдений дети устанавливают связь между трудом и полученными результатами. Учу видеть вокруг себя жизнь живых существ, выделять тех, которые нуждаются в помощи. Сформировать положительное отношение к природе невозможно без опоры на доброту и отзывчивость детей, на их стремление оказать свое покровительство более слабым, нуждающимся в опеке и заботе  живым существам.

Эмоциональный настрой поддерживается чтением художественных произведений о том, как растения живут у себя на родине, рассматриванием картин о труде человека в природе.

Дети моей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами и за растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию

Наблюдение - как основа чувственного познания природы...

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...