Формирование безопасности у дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему
В наше время очень много опасностей подстерегает детей как дома,так и за его пределами.Наша задача состоит в формировании у детей представления о безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley_1.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №134»
Консультация для воспитателей. Тема:«Формирование культуры безопасности у дошкольников»
Воспитатель: Щеглова И.Д
Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных , воспитывающих душу влияний.
Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе ,к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием,экологически оринтированным поведением и деятельностью в природе,гуманным и природоохранным отношением.Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка.
Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность,умение использовть их в реальной жизни,в поведении,в разнообразной деятельности(в играх,труде,в быту). Самоценность дошкольного детства очевидна:первые семь лет жизни ребенка-это период его бурного роста и интенсивного развития.Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой,при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.Таким образом ,экологическое воспитание предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе стем совершенствованию внутреннего мира самого человека. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа –это источник духовного обогащения. Зеленые луга, леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака,падающие хлопья снега,лужи после дождя- все это привлекает внимание детей,радует их,дает богатую пищу для их развития. Однако не всегда можетбытьправильно понято детьми при самостоятельном общении с природой,далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы,сформировать представления-знания о ее объектах и явлениях,воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детскогосада.
Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности.
Учебная деятельность организуется в форме занятий,экскурсий и прогулок.
Занятие-это обязательная форма обучения со всем коллективом детей в строго определенное время,на котором решаются намеченные задачи.Оно имеет определенную цель и четкую структуру,представленную в конспекте.
Повседневная деятельность включает в себя прогулки,дежурство и совместная деятельность(с воспитателем) в уголке природы.
Особое внимание хочется уделить экскурсии. Экскурсия - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи : оздоровительные , познавательные , нравственные и эстетические.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Значение экологических экскурсий:
1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
2. Экскурсия формирует у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
3. Экскурсии в лес, в поле предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.
5. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.
По содержанию экскурсии можно разделить на три вида:
1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.
2. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.
3. Эстетические –учить детей видеть всю красоту и многогранность природы.
Организация экскурсий.
Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.
1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.
2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.
Подготовка детей.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.
Проведение экскурсий.
- Природоведческая экскурсия.
Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т.д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к дереву беги!» и т.д.
- Сельскохозяйственная экскурсия.
Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи ит.д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.
Работа с детьми в группе после экскурсии.
После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так , чтобы восстановить весь ход событий.
Таким образом можно сделатьвывод отом,что педагог в своей практике должен применять разнообразные формы и методы ознакомления детей с природой.
Экскурсии в разное время года.
Природоведческие экскурсии решают задачи знакомства с природой-в лес,по территории детского сада.
Экологические экскурсии направлены на освоение разнообразных связей в мире и природе между растениями , животными и птицами.
На сельскохозяйственные объекты- помогают детям освоить представления в труде людей,они помогают понять,что человек влияет на природу,выращивая растения и животных,ухаживая за ними-огород,клумба,оранжерея.
Экскурсии эстетического характера помогают научиться воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств-лес.
Так же можно проводить экскурсии в детском саду-кабинет мед.сестры , прачка , кухня , музыкальный зал,кабинет логопеда,психолога,что дает детям возможность узнавать профессии и структуру работы детского сада.
Круглый год проводят экскурсии по территории детского сада,что дает возможность следить за сезонными изменениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника
Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....
Формирование безопасного поведения дошкольников
Доклад по ЗОЖ...
формирование безопасного поведения дошкольников в природе
формирование безопасного поведения дошкольников в природе...
Формирование безопасного поведения дошкольников в быту.
план по самообразованию...
«Формирование безопасного поведения дошкольников как условие сохранения их жизни и здоровья»
Консультация для педагогов ДОУ по экологии...
Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду.
Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду....
Совместная деятельность по формированию безопасного поведения дошкольников «СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Закрепление знаний детей о правилах безопасного движения...