«Формирование безопасного поведения дошкольников как условие сохранения их жизни и здоровья»
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование безопасного поведения дошкольников как условие сохранения их жизни и здоровья»
«Самое дорогое у человека – это жизнь» Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, которая обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать у него представление о наиболее опасных ситуациях.
Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. В результате цели и задачи ознакомления детей с первоначальными основами безопасности также претерпели изменения.
В работе по данному направлению я определила следующие цели:
- формирование у дошкольников здорового образа жизни воспитание у детей дошкольного возраста безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации: по возможности избегать их, при необходимости – действовать.
Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Этапы реализации задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию безопасного поведения дошкольников:
- непосредственно образовательная деятельность;
- заучивание стихотворений;
- заучивание правил безопасного поведения;
- отгадывание загадок;
- игры-занятия;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- сбор фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- беседы;
- наблюдения;
- экскурсии;
- театрализованные представления;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-тренинги;
- просмотр мультфильмов и видеоматериалов;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- развлечения и досуги;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- встреча с интересными людьми;
- участие в различных конкурсах;
- личный пример взрослых.
С целью формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в группе создана предметно-пространственная развивающая среда. В неё входят:
1. Уголок безопасности:
- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш» и др.
2. Игротека:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно-печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности»;
- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;
- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;
- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;
- И. А. Яворская «Дети и дорога»;
- И. Лешкевич «Светофор»;
- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;
- Н. Носов «Автомобиль»;
- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;
- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;
- А. Дмоховский «Чудесный островок»;
- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
- А. Северный «Три чудесных цвета».
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителями по формированию безопасного поведения дошкольников - объяснить актуальность, важность данной проблемы, прилечь их к активному участию в данной деятельности.
В работе с родителями использую:
- информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;
- познавательное направление: родительские собрания;
- наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, размещение информации на стенде, оформление папок-передвижек, разработка памяток;
- досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, походов;
- выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря проделанной работе добилась следующих результатов работы:
1. Полученные ребенком знания о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Список литературы:
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.:
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника
Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....
Формирование безопасного поведения дошкольников
Доклад по ЗОЖ...
формирование безопасного поведения дошкольников в природе
формирование безопасного поведения дошкольников в природе...
Формирование безопасного поведения дошкольников в быту.
план по самообразованию...
«Формирование безопасного поведения дошкольников».
План: 1. Введение.2. Основная часть. 2.1. Средства о...
Круглый стол с участием педагогов: «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»
Круглый стол с участием педагогов «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в ...
Совместная деятельность по формированию безопасного поведения дошкольников «СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Закрепление знаний детей о правилах безопасного движения...