«Формирование безопасного поведения дошкольников как условие сохранения их жизни и здоровья»
статья на тему

Сосина Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosina_t.n.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование безопасного поведения дошкольников как условие сохранения их жизни и здоровья»

 «Самое дорогое у человека – это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, которая обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать у него представление о наиболее опасных ситуациях.

Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. В результате цели и задачи ознакомления детей с первоначальными основами безопасности также претерпели изменения.

В работе по данному направлению я определила следующие цели:

  • формирование у дошкольников здорового образа жизни воспитание у детей дошкольного возраста безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации: по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

Работа с детьми по основам безопасности жизнедеятельности включает целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  • воспитание грамотного участника дорожного движения;
  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию безопасного поведения дошкольников:

- непосредственно образовательная деятельность;

- заучивание стихотворений;

- заучивание правил безопасного поведения;

- отгадывание загадок;

- игры-занятия;

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- чтение художественной литературы;

- сбор фотоматериалов;

- рассматривание иллюстраций по теме;

- беседы;

- наблюдения;

- экскурсии;

- театрализованные представления;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры-тренинги;

- просмотр мультфильмов и видеоматериалов;

- трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- развлечения и досуги;

- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

- встреча с интересными людьми;

- участие в различных конкурсах;

- личный пример взрослых.

С целью формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в группе создана предметно-пространственная  развивающая среда. В неё входят:

1. Уголок безопасности:

- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш» и др.

2. Игротека:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно-печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом!», «Огуречик»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель работы с родителями по формированию безопасного поведения дошкольников - объяснить актуальность, важность данной проблемы, прилечь их к активному участию в данной деятельности.

В работе с родителями использую:

- информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей;

- познавательное направление: родительские собрания;

- наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, размещение информации на стенде, оформление папок-передвижек, разработка памяток;

- досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий, походов;  

- выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе добилась следующих результатов работы:

1. Полученные ребенком знания о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Список литературы:

Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.:

Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника

Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....

формирование безопасного поведения дошкольников в природе

формирование безопасного поведения дошкольников в природе...

«Формирование безопасного поведения дошкольников».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.              2.1.        Средства о...

Круглый стол с участием педагогов: «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»

Круглый стол с участием педагогов «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в ...