Заучивание стихотворений с помощью метода крокирования.
статья (старшая группа) на тему

ЗАХАРОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Память по скоростиразвития опережает другие способности. Память ребенка необходимо тренировать. Надо научить его различным приемам, помогающим лучше запоминать...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ  МЕТОДА КРОКИРОВАНИЯ .

Захарова Татьяна Николаевна                                                                                                                                           г. Санкт – Петербург.                                                                                                                                                   Калининский район                                                                                                                                                            ГБДОУ детский сад № 47

                                                                                                                                                                                          «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему   пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

                                                                                                                                               К.Д. Ушинский

 Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности.   У младших дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать. Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать.

 Метод  крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.

Метод  крокирования  – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Младшим детям  даем картинки, придуманные взрослыми, а старшим можно и нужно предлагать самим составить схему стихотворения с помощью картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.

С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Последовательность заучивания стихотворения:

1. Выразительно прочитайте детям разучиваемое стихотворение.

2. Проведите словарную работу, объяснив значение незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисуйте стихотворение, привязав каждое слово в стихотворении к зрительному образу.

4. Эмоционально, выразительно воспроизведите текст стихотворения по схеме сначала вместе с детьми, затем дети – самостоятельно.

Пусть малыш попробует поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить в последовательности образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

В течение дня на доступном детям месте оставьте нарисованное разучиваемое детьми стихотворение, чтобы они имели возможность самостоятельно читать, к концу дня все дети будут хорошо его знать.

Овладение приемами работы с кроки сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Научив ребенка самостоятельно создавать рисунки, мы можем облегчить ему обучение в школе, сокращая время на запоминание большого объема информации, ибо множество людей не расстаются с «детским» зрительным восприятием текста и на протяжении всей жизни.

В заключение предлагаю пример разученного стихотворения с детьми:

          Осень.

Осенью идут дожди,

Часто небо хмурится.

Пригодятся сапоги,

Плащ и зонт на улице.

Лист желтеет, опадает

И всю землю покрывает.

Вянут травы, и цветы -

Засыпают до весны.

В стаях в теплые края

Птицы собираются,

И животные в лесу

Кормом запасаются.

C:\Users\дима\Desktop\DSC02176 (2).jpg

Использованная литература:

1.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

2.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

3.Е.Д Сафронова «Интеллектуальное развитие дошкольников».

4.Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».

                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация :"Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5"

Обучение заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники детей 4-5...

НОД: Речевое развитие (коммуникация) Заучивание стихотворения с помощью алгоритмов С. А. Есенин «Береза».

Данное занятие было проведенно с помощью  Деятельностного  подхода  в технологии "Ситуация", в старшей группе (5-6 лет) в соответствии ФГОСТ...

Консультация для педагогов. "Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм"

Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культу...

"Метод заучивания стихотворений при помощи презентации"

Данная  педагогическая идея разработана для детей  среднего возраста при заучивании стихотворений на занятии с помощью мультимедийной презентации....

"Метод заучивания стихотворений при помощи презентации"

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ СПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать...