НОД по развитию речи. Заучивание стихотворений при помощи пиктограмм. Заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» Платона Воронько.
методическая разработка по развитию речи
Материал будет интересен воспитателям старшей и подготоывительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию (чтение художественной литературы): заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» Платона Воронько.
Задачи:
Развивать интерес детей к художественной литературе, умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений (ЧХЛ).
Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением; воспитывать умение слушать друг друга (РР).
Закрепить и уточнить знания детей о России, о родном посёлке. Дать знания о дальневосточной перелётной птице – даурский журавль (ПР).
Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю; воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы и рассматривание альбомов на тему «Наша родина – Россия», «Наш край родной», чтение стихотворений о Родине. ( Приложение 2, Приложение 6, Приложение 21, Приложение 22, Приложение 23.
Словарная работа: натрудил, вейник, осока.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, пиктограммы к стихотворению, бумажные журавлики по количеству детей.( Приложение 18, Приложение 5)
Индивидуальная работа: закреплять умение интонацией, жестом, мимикой передавать своё отношение к содержанию литературной фразы – Маша, Илья.
Структура НОД и методические приёмы:
I. Вводная часть - 5 минуты.
а) загадка про Родину;
б) Словесная игра «Вопрос – ответ»;
в) Словесная дидактическая игра «Родина – это …» (подбор синонимов к слову Родина).
II. Основная часть - 22 минут.
а) загадка про журавля;
б) первичное прочтение стихотворения;
в) знакомство с Даурским журавлём;
г) физическая минутка «Не идет ли к нам весна?»;
д) повторное чтение стихотворения;
е) беседа по содержанию стихотворения;
ё) чтение стихотворения детьми по пиктограммам.
III. Заключительная часть - 3 минуты.
а) отзывы детей о НОД и обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
Ход НОД:
I. Вводная часть
- Ребята, отгадайте загадку:
Здесь родился и живешь
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место,
Ты знаешь? /Родина/
- Как вы думаете, что такое Родина?
Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.
Словесная игра «Вопрос – ответ»:
- Как называется наша страна?
- Как называют граждан нашей страны?
- Главный город нашей страны?
- Президент нашей страны?
- Как называет регион, в котором мы живём?
- Название нашего посёлка?
- Как называют людей, проживающих в нашем посёлке?
- Главное предприятие нашего посёлка?
Словесная игра «Родина – это…» (подбор синонимов к слову Родина): отчизна, отечество, колыбель, прародина, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места.
II. Основная часть
- Сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением украинского поэта Платона Воронько «Лучше нет родного края». Отгадайте загадку про главного героя этого произведения:
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто, скажите?
Чтение стихотворения воспитателем:
- Жура – жура - журавель!
Облетел он сто земель
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
- К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/
- Как он его называет? /жура – жура – журавель/
- Знакомьтесь – перелётная птица нашего кая - даурский журавль. Даурский журавль - птица семейства журавлей, обитающая в Восточной Азии, в том числе и на территории Российской Федерации. Природный ареал даурского журавля расположен в Азии — места гнездовий распространены в исторической области Даурия (отсюда и название) и включают в себя Северо-Восточный Китай, Северо-Восточную Монголию и прилегающие территории юго-восточной части России. В Российской Федерации его можно встретить в Забайкальском крае в бассейне рек Агуца, Онон; в Еврейской автономной области, на берегах озера Ханка, в Хинганском заповеднике и его Архаринском филиале, вдоль рек Амур и Уссури.
Единственный вид журавлей, у которых ноги имеют розоватый оттенок, а вдоль шеи проходят широкие белые полосы. Вокруг глаз имеются участки красной голой кожи. Оперение большей части тела взрослых птиц тёмно-серое; маховые и кроющие перья крыльев более светлые и имеют серебристый оттенок.
Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.
Даурские журавли всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Основной рацион составляют корневища и побеги водных растений, насекомые, рыба, креветки и другие мелкие позвоночные животные. Их можно встретить кормящихся зерновыми культурами на рисовых, кукурузных, соевых и пшеничных посевах.
Основным фактором риска этого вида является осушение пригодных для гнездовий заболоченных территорий в результате хозяйственной деятельности человека, освоение земель под сельскохозяйственные нужды, мелиорация, строительство дамб, лесные пожары и беспокойство, вызванное присутствием человека.
Физкультминутка «Не идет ли к нам весна?»
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Повторное чтение стихотворения.
- О чем спросили журавля?
- Что он ответил?
- Как долго он летал? /облетел он сто земель/
- Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/
- Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/
- Кто из вас готов прочитать стихотворение Платона Воронько «Лучше нет родного края»:
- Сначала называем автора и название стихотворения, а вот эти мнемотаблицы помогут вам прочитать данное стихотворение.
Чтение стихотворения детьми.
III. Заключительная часть:
- Понравилось вам стихотворение?
- Какие сказал журавль последние слова в стихотворении?
- Как вы думаете, почему нет земли лучше, чем родной край, чем Родина?
У каждого человека есть Родина – это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении.
Любовь к Родине - это любовь к стране, к месту, где мы родились, где живут наши родные и близкие люди. Это наши светлые воспоминания о детстве. Это желание защищать всегда и везде, то, что дорого нам. Любовь к Родине делает нас сильными. Любить родину означает любить свой народ, быть благодарным ему за славную историю и заботу, любить землю, на которой человек живет, любить все хорошее и прекрасное, что с ней связано.
Как говорится «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «В гостях хорошо – а дома лучше».
- Я довольна сегодня вами, вы все постарались и запомнили новое стихотворение о Родине и память о нашем занятии я хочу вам подарить бумажного журавлика. Среди бумажных фигурок в Японии нет более известной, чем журавлик. И не случайно: для японцев журавль - птица священная, она символизирует счастье и радость. Изображения журавлей там встречаются повсюду. Исстари японцы считали, если положить у стен храма гирлянду из тысячи маленьких бумажных журавликов, она отведет беды и болезни, принесет в дома радость и счастье. И пусть мой журавлик принесёт вам счастье и радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм"
Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культу...
Конспект НОД по развитию речи заучивание стихотворения А. Фета "Ласточки" с помощью мнемотехники.
Мнемотехника, мнемотаблица,развитие речи....
Мастер-класс по развитию речи заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
Загадки, беседа об овощах, заучивание стихотворения по таблице, инсценировка....
Конспект НОД по развитию речи заучивание стихотворения Е.Благининой "Шинель" с помощью мнемотехники.
Заучивание стихотворения с помощью мнемотехники...
Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения "Кораблик" Д. Хармс с помощью мнемотаблицы.
Закрепить умение рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы. Воспитывать интерес к художественной литературе....
Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы.
Задачи: Образовательные: помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы, упражнять в умении выразительно читать его. Развивающие: развивать речь детей, умение рассуждать, дока...
Тема образовательной деятельности «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм». Стихотворение: «Осень».
Конспект будет интересен воспитателям старшей грппы...
- Мне нравится (1)