Педагогический совет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
план-конспект урока по теме

в данном материале затронуты проблемы взаимодейстаия педагогов и семьи, обозначены направления работы с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx61.12 КБ
Файл prezentaciya.pptx288.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.

Задачи: выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.

Форма проведения: деловая игра

Предварительная работа:

  1. Оформление подборки нормативных документов по работе с семьей.
  2. Анкетирование родителей (Приложение 1)
  3. Предварительная подготовка вопросов к теоретической части «Деловой игры»
  4. Карточки с заданиями для игрового упражнения «Определи логическую последовательность»

Повестка педсовета:

  1. Вступительное слово «Актуальность вопросов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» (старший воспитатель)
  2. Консультация педагога по теме «Социальное партнерство детского сад и родителей»
  3. Деловая игра.
  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Игровое упражнение «Современная семья, какая она?»
  4. Решение педагогических ситуаций.
  5. Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»
  6. Подведение итогов старшим воспитателем.
  7. Проект решения педагогического совета.


  1. Вступительное слово «Актуальность вопросов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время этот период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.

 Слайд 3

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  2. Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
  3. Узнать сильные и слабые стороны развития своего ребенка и учитывать их;
  4. Быть эмоциональной поддержкой ребенку.

Слайд 4

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор: что важнее в становление личности – семья или общественное воспитание? Одни склоняются в пользу семьи, другие в сторону общественных учреждений. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила несравнима ни с каким воспитанием. Так, в законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.

Слайд 5

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
  3. Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Слайд 6-7

Для определения перспектив развития учреждения проводятся анкетирования с родителями. В частности, по данным проведенных опросов родителей были выявлены следующие результаты:

  1. Отношение родителей к источникам информации:
  1. 60% основываются на своей интуиции;
  2. 26% пользуются пед. литературой и литературой по психологии;
  3. 14% берут информацию у педагогов.

Малым доверием пользуются консультации воспитателей в детском саду.

  1. От детского сада родители хотели бы получить:
  1. 63% - максимальную полную информацию о ребенке;
  2. 22% - советы по общению с ребенком;
  3. 15% - советы психолога.
  1. Какие трудности испытывают родители при воспитании детей:
  1. 47% - ребенок плохо ест;
  2. 32% - не слушает родителей;
  3. 21% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
  1. Но за помощью обращаются только 35% родителей.

Почему?

  1. 39% считают, что справятся сами;
  2. 18% не придают значения трудностям;
  3. 43% считают неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, решение таких сложных вопросов не произойдет само по себе. Для этого и нужна систематическая и плодотворная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьей: это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Слайд 8-9

Давайте обозначим для нас, с какими нормативно-правовыми необходимо знакомить родителей, чтобы повысит их правовую культуру.

 При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребенка. Этим фондом создан ряд документов (просмотр слайда).

Консультация воспитателя по теме «Социальное партнерство детского сада с родителями»

  1. Деловая игра.

Цели. Формирование умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; приобретен е опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы.

Ход игры:

  1. Теоретическая часть.

Вопрос для первой группы:

Как вы понимаете, что такое работа с родителями. Слайд 10

Вопрос для второй  группы:

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями? Слайд 11

Вопрос для первой группы:

Перечислите формы работы с родителями. Слайд 12-13

Вопрос для второй группы:

Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования. Слайд 14

Вопрос для первой группы:

         Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью? Слайд 15

Вопрос для второй группы:

        Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День открытых дверей», открытый просмотр игровой деятельности, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям?  Слайд 17

Вопрос для первой группы:

Работа с трудными семьями.  Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями? Слайд 16

Вопрос для второй группы:

В каком случае плохое поведение ребенка обсуждается:

  1. В его присутствии;
  2. Без него;
  3. В присутствии всех членов семьи?
  1. Практическая часть.

Слайд 18

Работу с родителями можно разделить на 2 блока.  Педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Слайд 19

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке, и отметить их (работа по слайдам).

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, семинар - практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация

Включение родителей в деятельность ДОУ

 Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ

Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

  1. Игровое упражнение  «Современная семья,  какая она?

Цель. Проведение среза представлений педагогического персонала о современной семье, анализ идеальной установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждая группа получает набор журналов, бумагу, ножницы, клей.

Задача педагогов:

1 группа - изобразить современную семью в виде коллажей с помощью любых иллюстраций.

2 группа – изобразить семью, с помощью коллажей  идеальную в их представлении.

(ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение современной семьи в каждой микрогруппе).

  1. Решение педагогических ситуаций

Цель: провести игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто адресованную воспитателю группы записку с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна. Причина не указывалась.  Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребенка по поводу драчливости мальчика. Как вы начнете беседу?
  3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека

 воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшествие? Что предпринять в дальнейшем?

  1. Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Заведующий детским садом предложила воспитателям вечером попросить родителей перенести песок. Как вы будете просить родителей о помощи?   А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
  2. Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»

Задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточку, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

1 группа.

  1. Определяется тематика, выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.
  2. Выбираются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч.
  3. С родителями согласуются удобные для них   дни проведения встреч.
  4. Продумывается структура и содержание каждой встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечиваются заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования.

2 группа.

  1. Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Цель. Установление доверительных отношений с родителями.

  1. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.

Цель. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, формирование и подкрепление установки  к сотрудничеству.

  1. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка.

Цель. Предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

  1. Совместное исследование и формирование личности ребенка.

Цель. Воспитание доверия между родителями и педагогами.

Слайд  20

  1. Подведение итогов.
  1. Проект решения педагогического совета.

Приложение 1

Анкетирование родителей.

Уважаемые родители!

Цель анкеты. Адаптировать работу учреждения к потребностям вашего ребенка. Она анонимна, поэтому просим вас искренне ответить на предложенные вопросы.

Благодарим за сотрудничество!

  1. Откуда вы берете информацию о воспитании вашего ребенка?
  1. Собственная интуиция
  2. Педагогическая и психологическая литература
  3. От воспитателя детского сада
  4. От психолога детского сада
  5. Из личного опыта, воспоминаний детства
  6. Советы других родителей, друзей, соседей
  7. Другое
  1. Что бы вы хотели получить от детского сада?
  1. Обеспечение максимально полной информации о ребенке
  2. Педагогические советы по общению с ребенком
  3. Психологические консультации
  4. Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка того или иного возраста лучше прочитать
  5. Возможность большего общения с родителями других детей
  6. Возможность участвовать в самодеятельности детского сада
  7. Другое
  1. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста.
  1. Ребенок плохо ест
  2. Не слушает родителей
  3. Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребенка
  4. Не знаете, чем занять ребенка дома
  5. Другое
  1. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?
  2. Если нет, то почему не обращались?
  1. Не придаете особого значения этим трудностям
  2. Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога
  3. Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада
  4. Считаете, что справитесь сами
  5. Другое


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Педагогический совет

Слайд 2

Активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников Цель педсовета:

Слайд 3

Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; Понять, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми; Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их; Быть эмоциональной поддержкой ребенку Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

Слайд 4

Семейное; Общественное За всю историю человечества сложились 2 ветви воспитания подрастающего поколения:

Слайд 5

Изучение потребности родителей в образовательных услугах; Просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры; Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

Слайд 6

Отношение родителей к источникам информации (откуда они ее берут): 1. родители основываются на своей интуиции; 2. пользуются педагогической литературой и литературой по психологии; 3. берут информацию у воспитателей От детского сада родители хотели бы получить: 1. максимально полную информацию о ребенке; 2. советы по общению с ребенком; 3. советы психолога. Для определения перспектив развития учреждения проводятся анкетирования родителей, опросы. В частности можно сделать следующие выводы:

Слайд 7

Трудности, которые испытывают родители при воспитании ребенка: 1. ребенок плохо ест; 2. не слушает родителей; 3. родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи. Родители не обращаются за помощью к педагогам детского сада потому что: 1. считают, что справятся сами; 2. не придают особого значения этим трудностям; 3. считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Слайд 8

Повышение правовой культуры родителей Нормативно-правовые документы Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) Семейный кодекс РФ Закон РФ «Об образовании» Изучение Конституции РФ в части прав и о бязанностей родителей и детей Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

Слайд 9

Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям: Изучение особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах Знакомство с современными системами семейного воспитания Пропаганда здорового образа жизни Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям

Слайд 10

это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей Работа с родителями –

Слайд 11

Изучение семей; Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; Просвещение родителей в области педагогики и психологии Задачи ДОУ по работе с родителями:

Слайд 12

1. Массовые – совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам. 2. Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей : дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, совместное творчество, праздники, родительские собрания, выпуск газет, концерты, соревнования. Формы работы с родителями:

Слайд 13

3. И ндивидуальные : беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений. 4. Наглядно-информационные : информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Слайд 14

Различают открытые и закрытые анкеты. Плюсы: возможность охвата большого количества родителей, простота обработки результатов. Минусы: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями. Анкетирование – означает список вопросов.

Слайд 15

Дети, которые имеют неустойчивое поведение. Дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность). Дети с повышенной тревожностью, депрессивностью, заниженной самооценкой. Застенчивые дети. Посещение на дому целесообразно, если имеются:

Слайд 16

Пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни. Внешне благополучная семья, где родители обеспеченные. Различают несколько типов трудных семей:

Слайд 17

Достаточно распространенная форма работы с родителями (родители активно посещают занятия с участием детей и другие мероприятия, заполняют анкеты, пишут отзывы, пожелания педагогам). Позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. «День открытых дверей»

Слайд 18

1 блок Педагогическое просвещение родителей; 2 блок Включение родителей в деятельность ДОУ Работу с родителями можно разделить на 2 блока:

Слайд 19

Блоки Задачи Формы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, совместные мероприятия Задача: определить, какие формы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке, и отметить их.

Слайд 20

«Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие родители» Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; обязательно вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей

Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....

Педагогический совет"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

Методическая разработка содержит теоретические и практические  материалы педсовета по взаимодействию детского сада и семьи. Будет интересна старшим воспитателям. методистам, педагогам детского са...

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...