Педагогический совет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
план-конспект урока по теме
в данном материале затронуты проблемы взаимодейстаия педагогов и семьи, обозначены направления работы с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 61.12 КБ |
prezentaciya.pptx | 288.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей.
Задачи: выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников.
Форма проведения: деловая игра
Предварительная работа:
- Оформление подборки нормативных документов по работе с семьей.
- Анкетирование родителей (Приложение 1)
- Предварительная подготовка вопросов к теоретической части «Деловой игры»
- Карточки с заданиями для игрового упражнения «Определи логическую последовательность»
Повестка педсовета:
- Вступительное слово «Актуальность вопросов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников» (старший воспитатель)
- Консультация педагога по теме «Социальное партнерство детского сад и родителей»
- Деловая игра.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Игровое упражнение «Современная семья, какая она?»
- Решение педагогических ситуаций.
- Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»
- Подведение итогов старшим воспитателем.
- Проект решения педагогического совета.
- Вступительное слово «Актуальность вопросов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время этот период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.
Слайд 3
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми;
- Узнать сильные и слабые стороны развития своего ребенка и учитывать их;
- Быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Слайд 4
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор: что важнее в становление личности – семья или общественное воспитание? Одни склоняются в пользу семьи, другие в сторону общественных учреждений. Между тем современная наука располагает многочисленными данными, о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила несравнима ни с каким воспитанием. Так, в законе об образовании записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей.
Слайд 5
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
- Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Слайд 6-7
Для определения перспектив развития учреждения проводятся анкетирования с родителями. В частности, по данным проведенных опросов родителей были выявлены следующие результаты:
- Отношение родителей к источникам информации:
- 60% основываются на своей интуиции;
- 26% пользуются пед. литературой и литературой по психологии;
- 14% берут информацию у педагогов.
Малым доверием пользуются консультации воспитателей в детском саду.
- От детского сада родители хотели бы получить:
- 63% - максимальную полную информацию о ребенке;
- 22% - советы по общению с ребенком;
- 15% - советы психолога.
- Какие трудности испытывают родители при воспитании детей:
- 47% - ребенок плохо ест;
- 32% - не слушает родителей;
- 21% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
- Но за помощью обращаются только 35% родителей.
Почему?
- 39% считают, что справятся сами;
- 18% не придают значения трудностям;
- 43% считают неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, решение таких сложных вопросов не произойдет само по себе. Для этого и нужна систематическая и плодотворная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьей: это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Слайд 8-9
Давайте обозначим для нас, с какими нормативно-правовыми необходимо знакомить родителей, чтобы повысит их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребенка. Этим фондом создан ряд документов (просмотр слайда).
Консультация воспитателя по теме «Социальное партнерство детского сада с родителями»
- Деловая игра.
Цели. Формирование умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов поведения в контактах с родителями; приобретен е опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы.
Ход игры:
- Теоретическая часть.
Вопрос для первой группы:
Как вы понимаете, что такое работа с родителями. Слайд 10
Вопрос для второй группы:
Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями? Слайд 11
Вопрос для первой группы:
Перечислите формы работы с родителями. Слайд 12-13
Вопрос для второй группы:
Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования. Слайд 14
Вопрос для первой группы:
Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью? Слайд 15
Вопрос для второй группы:
Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как «День открытых дверей», открытый просмотр игровой деятельности, выпуск газеты? Что это дает педагогам и родителям? Слайд 17
Вопрос для первой группы:
Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями? Слайд 16
Вопрос для второй группы:
В каком случае плохое поведение ребенка обсуждается:
- В его присутствии;
- Без него;
- В присутствии всех членов семьи?
- Практическая часть.
Слайд 18
Работу с родителями можно разделить на 2 блока. Педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.
Слайд 19
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке, и отметить их (работа по слайдам).
Блоки | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, семинар - практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ | Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
- Игровое упражнение «Современная семья, какая она?
Цель. Проведение среза представлений педагогического персонала о современной семье, анализ идеальной установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
Каждая группа получает набор журналов, бумагу, ножницы, клей.
Задача педагогов:
1 группа - изобразить современную семью в виде коллажей с помощью любых иллюстраций.
2 группа – изобразить семью, с помощью коллажей идеальную в их представлении.
(ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчеркивая ценное и уникальное видение современной семьи в каждой микрогруппе).
- Решение педагогических ситуаций
Цель: провести игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
- Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто адресованную воспитателю группы записку с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут ваши действия в дальнейшем?
- Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребенка по поводу драчливости мальчика. Как вы начнете беседу?
- Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека
воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшествие? Что предпринять в дальнейшем?
- Днем к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Заведующий детским садом предложила воспитателям вечером попросить родителей перенести песок. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
- Игровое упражнение «Определи логическую последовательность»
Задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточку, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течение регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках.
1 группа.
- Определяется тематика, выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.
- Выбираются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
- Продумывается структура и содержание каждой встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Обеспечиваются заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи в устном опросе, путем анкетирования.
2 группа.
- Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Цель. Установление доверительных отношений с родителями.
- Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.
Цель. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.
- Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка.
Цель. Предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.
- Совместное исследование и формирование личности ребенка.
Цель. Воспитание доверия между родителями и педагогами.
Слайд 20
- Подведение итогов.
- Проект решения педагогического совета.
Приложение 1
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители!
Цель анкеты. Адаптировать работу учреждения к потребностям вашего ребенка. Она анонимна, поэтому просим вас искренне ответить на предложенные вопросы.
Благодарим за сотрудничество!
- Откуда вы берете информацию о воспитании вашего ребенка?
- Собственная интуиция
- Педагогическая и психологическая литература
- От воспитателя детского сада
- От психолога детского сада
- Из личного опыта, воспоминаний детства
- Советы других родителей, друзей, соседей
- Другое
- Что бы вы хотели получить от детского сада?
- Обеспечение максимально полной информации о ребенке
- Педагогические советы по общению с ребенком
- Психологические консультации
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка того или иного возраста лучше прочитать
- Возможность большего общения с родителями других детей
- Возможность участвовать в самодеятельности детского сада
- Другое
- Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста.
- Ребенок плохо ест
- Не слушает родителей
- Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребенка
- Не знаете, чем занять ребенка дома
- Другое
- Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?
- Если нет, то почему не обращались?
- Не придаете особого значения этим трудностям
- Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога
- Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада
- Считаете, что справитесь сами
- Другое
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: выявить проблемы, препятствующие плодотворному взаимодействию педагогов с родителями; формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; обозначить направления работы педагогов с семьями воспитанников Цель педсовета:
Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; Понять, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми; Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их; Быть эмоциональной поддержкой ребенку Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
Семейное; Общественное За всю историю человечества сложились 2 ветви воспитания подрастающего поколения:
Изучение потребности родителей в образовательных услугах; Просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры; Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
Отношение родителей к источникам информации (откуда они ее берут): 1. родители основываются на своей интуиции; 2. пользуются педагогической литературой и литературой по психологии; 3. берут информацию у воспитателей От детского сада родители хотели бы получить: 1. максимально полную информацию о ребенке; 2. советы по общению с ребенком; 3. советы психолога. Для определения перспектив развития учреждения проводятся анкетирования родителей, опросы. В частности можно сделать следующие выводы:
Трудности, которые испытывают родители при воспитании ребенка: 1. ребенок плохо ест; 2. не слушает родителей; 3. родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи. Родители не обращаются за помощью к педагогам детского сада потому что: 1. считают, что справятся сами; 2. не придают особого значения этим трудностям; 3. считают это неудобным, т.к. подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Повышение правовой культуры родителей Нормативно-правовые документы Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) Семейный кодекс РФ Закон РФ «Об образовании» Изучение Конституции РФ в части прав и о бязанностей родителей и детей Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям: Изучение особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах Знакомство с современными системами семейного воспитания Пропаганда здорового образа жизни Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей Работа с родителями –
Изучение семей; Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ; Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; Просвещение родителей в области педагогики и психологии Задачи ДОУ по работе с родителями:
1. Массовые – совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам. 2. Совместные мероприятия педагогов, родителей, детей : дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, совместное творчество, праздники, родительские собрания, выпуск газет, концерты, соревнования. Формы работы с родителями:
3. И ндивидуальные : беседы, посещения на дому, выполнение индивидуальных поручений. 4. Наглядно-информационные : информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ), информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
Различают открытые и закрытые анкеты. Плюсы: возможность охвата большого количества родителей, простота обработки результатов. Минусы: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями. Анкетирование – означает список вопросов.
Дети, которые имеют неустойчивое поведение. Дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность). Дети с повышенной тревожностью, депрессивностью, заниженной самооценкой. Застенчивые дети. Посещение на дому целесообразно, если имеются:
Пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни. Внешне благополучная семья, где родители обеспеченные. Различают несколько типов трудных семей:
Достаточно распространенная форма работы с родителями (родители активно посещают занятия с участием детей и другие мероприятия, заполняют анкеты, пишут отзывы, пожелания педагогам). Позволяет увидеть реальные достижения каждого ребенка. «День открытых дверей»
1 блок Педагогическое просвещение родителей; 2 блок Включение родителей в деятельность ДОУ Работу с родителями можно разделить на 2 блока:
Блоки Задачи Формы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, совместные мероприятия Задача: определить, какие формы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке, и отметить их.
«Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие родители» Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; обязательно вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Содержание педсовета по работе с семьёй....
Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...
Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей
Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....
Педагогический совет"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Методическая разработка содержит теоретические и практические материалы педсовета по взаимодействию детского сада и семьи. Будет интересна старшим воспитателям. методистам, педагогам детского са...
Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с с...
Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...