педагогическая помощь в организации взаимодействия с детьми,имеющими задержку психическогог развития.
консультация по коррекционной педагогике

Яковлева Альбина Масхудовна

В материале описаны проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а так-же содержание и способы педагогической помощи семьям в организации взаимодействия с детми с ОВЗ,(лекции, тренинги детско- родительских отношений).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ

В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Проблема воспитания  и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не является новой в отечественной педагогике. Она привлекла внимание исследователей еще в прошлом столетии. Ученые раскрыли особенности познавательной и эмоциональной сфер личности детей дошкольного возраста с различными формами недоразвития, определили их типы. Рекомендации ученых помогли воспитателям в работе с такими детьми.

Усилившиеся экологические нарушения, физические и эмоциональные перегрузки женщин, рост алкоголизма и наркомании привели к резкому росту числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

Имеются и внутрисемейные проблемы: неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия  (конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жесткое обращение с ними и т.д.).

Для  преодоления проблемы воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями  необходимо создание специальных условий обучения и воспитания; и чем раньше начинается этот процесс, чем грамотнее он осуществляется, тем успешнее нормализуется проблемная ситуация.      

Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, отсутствия уверенности в завтрашнем дне только усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем ученые особо отмечают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки, обеспечения психофизического здоровья ребенка.

Не имея глубоких знаний о природе того или иного недоразвития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем развитии и предъявлением к нему требований как к нормально развивающемуся ребенку и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми. Их результат – утрата так необходимых детям этого возраста добрых теплых отношений с самыми близкими людьми.  

Понимая, что воспитание детей с ООП является серьезной и важной обязанностью родителей, и, не перекладывая всю ответственность за их воспитание на семью, воспитатели  пытаются помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми, но будучи эпизодической, содержательно ограниченной и бессистемной эта помощь оказывается малодейственной.

Исследования проблем семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ ограничиваются лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на оказание помощи родителям, а в рамках коррекции предлагается консультирование их специалистами различных профилей.

 Противоречие между необходимостью оказания детским садом системной помощи родителям в организации педагогически эффективного взаимодействия со своим ребенком, с одной стороны, и теоретической не разработанностью ее содержания и способов предоставления, с другой, определило необходимость разработки содержания

«Педагогической помощи родителям в организации взаимодействия с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья».

Мы предположили если родителям, имеющим детей

дошкольного возраста с ООП, оказать педагогическую помощь:

– в освоении системы знаний о причинах и природе недоразвития детей, их типах и особенностях проявления;

– в адекватном восприятии негативных последствий нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности таких детей;

– в стимулировании проявлений родительского долга, стремления окружить их своей заботой и поддержкой;

– в организации их совместной деятельности с детьми, в которой осваиваются различные методы и приемы эффективного взаимодействия – беседы, разыгрывание педагогических ситуаций и их анализ, упражнения, поручения, личный пример, постановка перспектив, игры и др.,

то у родителей сформируется готовность к эффективному взаимодействию со своими детьми, реализация которого благотворно отразится на эмоциональном благополучии детей и их общем развитии.

В результатебыла  разработано

«Содержание и способы оказания детским садом педагогической помощи семьям в организации взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Содержание каждого блока разрабатывалось с учетом потребностей целевой аудитории родителей, т.е. тематика  каждого блока ориентировалась на структуру того или иного дефекта. Например, темы блоков для родителей, воспитывающих детей с ЗПР, были следующими:

Лекции:

  1. «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР»
  2. «Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста  с ЗПР»
  3. «Особенности детско-родительских отношений при задержке психического развития»
  4. «Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника»

Тренинги детско-родительских отношений:

Разработан цикл занятий с родителями в рамках проекта «Школа для родителей и детей», воспитывающих детей с ЗПР. Занятие состоит из пяти частей: приветствия, разминки, основной части, рефлексии прошедшего занятия и заключительной части.

Занятие 1. «Знакомство». Цель: приветствие и знакомство участников друг с другом, с групповой формой работы. Постановка целей и задач занятий.

Занятие 2. «Учимся сотрудничать». Цель: установление и развитие отношений партнерства и навыков сотрудничества как родителей с детьми, так и детей друг с другом.

Занятие 3. «Я и моя семья». Цель: знакомство с семьей и семейными традициями. Формирование чувства близости между родителями и детьми, укрепление семейных связей и привязанностей. Развитие самоуважения ребенка.

Занятие 4. «Индивидуальность как ценность». Цель: формирование умения принимать индивидуальность ребенка, а также внимательно относиться к детским чувствам, эмоциональным состояниям ребенка и адекватно на них воздействовать.

Занятие 5. «Волшебный мир чувств». Цель: выработка стремления к восприятию, пониманию и принятию эмоций, чувств другого. Обучение умению учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы другого и ориентироваться в них при построении взаимодействия с ним. Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Занятие 6. «Добрые и злые чувства». Цель: знакомство с эмоциями и эмоциональными состояниями человека. Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства и чувства других людей. Обучение умению владеть своими чувствами: открыто выражать в социально приемлемой форме, развивать и контролировать позитивный эмоциональный тон взаимодействия.

Занятие 7. «Принятие и поддержка». Цель: развитие способности к безоценочному отношению и безусловному принятию ребенка, снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развитие «социальной связанности» во взаимоотношениях.

Занятие 8. «Сочувствие и благодарность». Цель: формирование способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детско-родительских отношениях.

Индивидуальные беседы:

  1. Результаты диагностики.
  2. О динамике развития и индивидуальных особенностях ребенка.

Семинары и диспуты:

  1. Развитие мыслительных процессов дошкольников с ЗПР.
  2. Значимость коррекционно-развивающих игр для детей с ЗПР.

Вывод:

Таким образом, мы понимаем, что воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья является серьезной и важной обязанностью родителей, и, не перекладывая всю ответственность за их воспитание на семью, воспитатели  пытаются помочь им в организации педагогически эффективного взаимодействия со своими детьми. Но эта помощь должна носить системный характер, разносторонней и подвижной по содержанию, лишь тогда она будет эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия ДОУ с семьёй по развитию творческой активности детей дошкольного возраста» Проект

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную задачу – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преоб...

Организация взаимодействия с родителями по физическому развитию детей

laquo;Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»Академик Н.М. Амосов....

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО» Презентация

Выстраивая современную модель взаимодействия с родителями воспитанников с применением современных педагогических технологий, можно сформулировать ожидаемые результаты: создание детско-взрослого сообще...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...

«Применение педагогических технологий в организации взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО»

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностн...

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ, ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ.

Аннотация: в статье раскрываются современные подходы работы дошкольного отделения в вопросах партнерского взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоров...