Методика работы с детьми по воспитанию безопасного поведения в любой дорожной ситуации
Методика работы с детьми младшей группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге.
В правилах нет термина «улица», есть «дорога», старайтесь избегать этого термина. Можно использовать в качестве названия улицы в населенном пункте или пояснить: «Иногда дорогу в населенном пункте называют улицей, но в правилах она называется дорогой».
Правила еще в 30-х годах прошлого века исключили термин «шофер», а ввели термин «водитель».
Для участника дорожного движения, т.е. каждого человека, принимающего участие в процессе движения, нет правил для города, деревни и т.д., есть правила для населенного пункта»;
Нельзя называть автомобиль «машиной», но есть швейная машина, стиральная машина, а правила дают определения, «транспортное средство». Одним из его видов является автомобиль, он может быть грузовым и легковым;
Самая грубая ошибка, которая может привести к трагедии, - неправильное название сигналов светофора. По красному цвету (или свету) светофора - стоять, желтому - приготовиться, зеленый - идти. Есть три цвета сигналов светофора. Но сигналов светофора, самых простых, которые должны обязательно знать уже в младшей группе, - шесть сигналов, которые были рассмотрены раньше. По желтому сигналу готовиться к переходу запрещено, он предупреждает - вскоре будет включен красный сигнал светофора;
Обращать к детям нормальным языком, а не детским, уменьшительным: автомобильчик, светофорчик; чтобы не искажать реальную картину дорожного движения;
Не используйте картинки по правилам дорожного движения в стиле веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают детей, но отвлекают от основной задачи - увидеть и осознать реальную опасность на дороге, пути безопасного решения дорожной ситуации;
Показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно покажите разницу при движении: игрушка -автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно нельзя остановить, и в этом главная опасность транспорта при его движении;
Показывайте ребенку те нарушения, которые делают водители, пешеходы.
Объясняйте причины возможных ДТП.
Используйте ситуационный метод обучения правилам безопасного поведения ребенка на дороге. Показывайте, как кусты, деревья, заборы, дома, стоящий транспорт могут закрывать видимость движущихся транспортных средств; при подходе к проезжей части прекращать разговоры, почему бегущий через проезжую часть пешеход попадает чаще в ДТП – так как смотрит только перед собой, повернуть голову не может, мгновенно остановиться тоже не может; почему переходить проезжую часть надо под прямым углом - обзором лучше, слева и справа видно все одинаково.
Учите ориентироваться в ближайшем окружении детского сада, спрашивайте, что они видят;
Рассматривайте с детьми отдельные детали транспортных средств; руль бывает у велосипеда, мотоцикла, мопеда; рулевое колесо у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди – белого цвета, фонари сзади – красного или оранжевого цветов; колеса передние и задние; впереди и сзади бампер – он первым принимает удар при наезде; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая, и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры.
Знакомить детей с дорожно-транспортной лексикой: регулирования движения (регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка, одностороннее или двухстороннее движение), места стоянок, остановок, автозаправочные станции, дорожные работы; дорожные глаголы – объезжать, обгонять, опережать, ускорять, перевозить, поворачивать направо, движение прямо, движение задним ходом, поворачивать налево, разворачиваться или движение в обратном направлении, освещать, подавать сигналы, буксировать, заправлять и т.д.
Прививать привычку, каждый раз напоминая: «По дорогам ходить одному нельзя», «Проезжая часть – для автомобилей, тротуар – место для движения пешеходов», «Переходить проезжую часть, только держась за руку взрослого человека», «Дорога не страшна, дорога опасна и главное: «Транспорт и дорога не опасны, если выполнять определенные правила безопасного поведения на дороге»;
Проводить раз в месяц целевые прогулки к дороге, где можно наблюдать движение транспорта, пешеходов, работу светофора;
После прогулок обязательным опросом закреплять знания правил безопасного поведения на реальной дороге: «Где ходят пешеходы?», «Где движется транспорт?», «Где переходят проезжую часть?», «Где пассажиры садятся в маршрутный транспорт?»;
Дети должны усвоить, зачем нужны правила дорожного движения, что будет, если не будет правил, зачем нужен транспорт, зачем нужно регулировать движение;
Показывать детям диаграммы. Читать стихи, книжки, загадки, проводить игры, связанные с дорожной тематикой, определить, кто нарушает ПДД.
После бесед и экскурсий проводить с детьми рисование на тему « Дорожная азбука», «Наша улица Орбитальная» или предлагать построить дорогу с ее элементами.
Младшая группа (от 2-4)
- Общая характеристика транспортных средств, их назначение;
- Знакомство детей с цветами
- Учить рисовать цветные картинки;
- Учить различать элементы дорог: что такое дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекресток;
- Учить детей выполнять требования цветов: красный-стоять, зеленый-идите;
- Различать предметы: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу;
- Сравнивать различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте.
- Воспитывать у детей умение ориентироваться на местности вокруг детского сада.
- Учить детей останавливаться у проезжей части;
- Учить узнавать предметы на дороге;
- Учить отвечать на вопрос» Что это?»
- Учить детей играть в обстановку на дороге, водителя за рулевым колесом автомобиля, за рулем мотоцикла, мопеда, велосипеда, в движении транспорта на проезжей части, выполнение обязанностей его участников;
- Учить строить дома, гаражи, дороги, школы, детские сады;
- Учить рассказывать, что построил, нарисовал.
- Учить называть предметы, окружающие его, их размеры, признаки, расположения в пространстве;
- Читать детям рассказы, связанные с дорожной тематикой.