Инновационные формы работы в ДОУ по воспитанию безопасного поведения детей
материал (младшая группа)
Инновационные формы работы в ДОУ по воспитанию безопасного поведения детей
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.
Главная цель по воспитанию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, т. к. именно родители выступают для ребенка примером для подражания
Многие родители ежедневно на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все-таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей в данном возрасте выступает игровой метод. Игра – это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Особое место занимают дидактические игры. Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и средство всестороннего развития личности, и самостоятельная деятельность дошкольников. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Mногие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, группировать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать обобщения, правильные выводы. Дидактические игры по правилам безопасности дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; формируют умения различать потенциально опасные предметы; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровые занятия. Они дают возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Проводятся занятия по воспитанию безопасного поведения детей:
в природе;
на дорогах;
собственной жизнедеятельности;
пожарной безопасности.
На занятиях следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе занятий необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят" «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок,«Сказка про спички».
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровые занятия способствуют развитию у них поисковой активности.
Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.
Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей, будь то безопасность на улице, дома или в лесу, культура поведения в общественных местах и общения с животными, способы оказания первой помощи в различных бытовых ситуациях. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях,консультациях.
взаимодействуя с родителями, мы используем различные формы работы:
индивидуальный диалог;
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
знакомство с публикацией из местной прессы;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
участие в конкурсах;
оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;
• информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.
Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_raboty_v_dou_po_vospitaniyu.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы в ДОУ по воспитанию безопасного поведения детей
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.
Главная цель по воспитанию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Ведь безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, т. к. именно родители выступают для ребенка примером для подражания
Многие родители ежедневно на глазах своих детей нарушают правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все-таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
Поскольку ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов здоровьесберегающего воспитания детей в данном возрасте выступает игровой метод. Игра – это эффективное средство формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.
Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
Особое место занимают дидактические игры. Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и средство всестороннего развития личности, и самостоятельная деятельность дошкольников. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.
Mногие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, группировать, сравнивать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать обобщения, правильные выводы. Дидактические игры по правилам безопасности дают возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления; формируют умения различать потенциально опасные предметы; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровые занятия. Они дают возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Проводятся занятия по воспитанию безопасного поведения детей:
в природе;
на дорогах;
собственной жизнедеятельности;
пожарной безопасности.
На занятиях следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе занятий необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят" «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок,«Сказка про спички».
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровые занятия способствуют развитию у них поисковой активности.
Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения.
Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей, будь то безопасность на улице, дома или в лесу, культура поведения в общественных местах и общения с животными, способы оказания первой помощи в различных бытовых ситуациях. Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях, открытых занятиях,консультациях.
взаимодействуя с родителями, мы используем различные формы работы:
индивидуальный диалог;
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
знакомство с публикацией из местной прессы;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
участие в конкурсах;
оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;
• информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности.
Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Публикация. Опыт работы «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи....
Использование инновационных форм работы по формированию культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
мастер-класс для педагогов...
Инновационные формы работы в ДОУ по воспитанию безопасного поведения детей
Инновационные формы работы в ДОУ по воспитанию безопасного поведения детейВ период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом ...
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика, показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками...
Конспект занятия «В гостях у сказки». Теневой театр как средство инновационной формы работы для развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развитие связной речиЗадачи:Развивать знания о правилах поведения в театре.Воспитывать умение слушать знакомые сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.Воспитывать доброжелател...