План по самообразованию в старшей группы на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Андреевна Казеко

Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 59»

План по самообразованию в старшей группы на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель: Казеко Е.А.

Содержание:

1

Актуальность

2

Перспективный план работы по самообразованию

3

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

4

Работа с родителями

5

Приложение

#1040;ктуальность

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

2. Перспективный план работы по самообразованию

Цель:создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Примечания

результат

Теоретический этап

(начальный)

Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

В течение года

Аннотация на методическую литературу

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.

Сентябрь

2023 г.

Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования.

Практический

этап

(основной)

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

Октябрь - май

2023 - 2024уч. г.

Консультации для родителей.

Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Почемучка».

Октябрь

2023 г.

Оснащение центра исследовательской деятельности «Почемучка».

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Ноябрь – декабрь

2023 г.

Перспективные планы.

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Декабрь

2023 г.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Проведение мастер - класса для родителей: «Волшебный круг».

Декабрь 2023 г.

Конспект мероприятия.Презентация: «Домашние опыты».

Подбор дидактического материала для создания лэпбука «Водица - вода».

Январь

2024 г.

Лэпбук «Водица - вода»

Проведение ООД «Есть на свете цветок….» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Февраль

2024 г.

Конспекты мероприятий

Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала».

Февраль

2024 г.

Методическая копилка Выставка поделок

Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей».

Март

2024 г.

Конспект мероприятия

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория

чудес и превращений».

Фотовыставка: «Мы экспериментируем»

Март - Апрель

2024 г.

Конспект мероприятия

Выставка фотографий.

Родительское собрание: «Чему мы научились».

Май

2024 г.

Конспект собрания, презентация.

Написание отчета о проделанной работе.

Май

2024 г.

Отчет по самообразованию.

3. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Ответственный

Сентябрь

Тема «Неживая природа. Солнце»

Д/и «Времена года», «Собери солнышко».

Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.

Воспитатели

Беседа: «Зачем нужно солнце?»

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами.

Воспитатели

Опыт: «Какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?».

Развивать познавательный

интерес ребенка в процессе

экспериментирования.

Воспитатели

ООД «Ходит в небе солнышко».

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе.

Воспитатели

Игровая ситуация «Откуда берутся солнечные зайчики».

Помочь детям понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом).

Воспитатели

Октябрь

Тема: «Неживая природа. Воздух и ветер»

Опыт - Ветер в комнате («Живая змейка»)

Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Воспитатели

Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Воспитатели

Эксперимент - Подводная лодка

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Воспитатели

Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя».

Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха.

Воспитатели

Ноябрь

Тема: «Неживая природа. Вода и мыло»

Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Воспитатели

Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик).

Познакомить детей с процессом конденсации.

Воспитатели

Создание лэпбука «Водица - вода».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Воспитатели

Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки».

Познакомить детей с животворным свойством воды.

Воспитатели

Игра - эксперимент «Мыло - фокусник».

Рисование мылом.

Учить детей изготавливать мыльный раствор

Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Воспитатели

Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».

Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.

Воспитатели

Декабрь

Тема: «Физические явления.Свет и тень»

Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень».

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Воспитатели

Игры - ситуации: «Угадай сказку» (по тени), «Свет повсюду».

Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Воспитатели

Опыты: «Как появляется тень?», «Предмет и его тень», «Чудесные превращения тени»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Воспитатели

Эксперимент «Волшебный круг».

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе.

Воспитатели

Д/и:«Найди тень. Фигуры», «Пляшущие тени», «Источники света».

Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Воспитатели

Январь

Тема: «Неживая природа. Снег. Лед».

Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает».

Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой.

Воспитатели

Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед».

Уточнить представления о

свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Воспитатели

Игры - ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед».

Учить решать познавательные

задачи, логически мыслить.

Воспитатели

Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед».

Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар).

Воспитатели

Февраль

Тема: «Растения»

Дидактические игры: «Узнай растение», «Назови по описанию», «Где растут цветы», «Что изменилось?».

Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.

Воспитатели

Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений?»

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Воспитатели

Игры – эксперименты: «Ухаживаем за растениями», «Движение к свету».

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Воспитатели

Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение».

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Воспитатели

Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?».

Доказать, что растение дышит всеми частями.

Воспитатели

Март

Тема: «Рукотворный мир. Разные ткани»

Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны»

Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования.

Воспитатели

Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь»«Одень куклу».

Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу.

Воспитатели

Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки»

Определение возможности окрашивания ткани природными объектами.

Воспитатели

Опыт«Ткань и бумага»

На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.

Воспитатели

Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты»

Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду.

Воспитатели

Апрель

Тема: «Неживая природа. «Магнит и его свойства»

Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон».

Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый).

Воспитатели

Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок».

Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы.

Воспитатели

Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит, «Какой груз притянет магнитная полоска?».

Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических

предметов, учить детей обобщенным способам

исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования.

Воспитатели

Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм»

Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы.

Воспитатели

Май

Тема: «Неживая природа. Волшебный песок и глина»

Рассматривание: Альбом «Глиняные изделия», иллюстрации «Удивительная пустыня».

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Воспитатели

Д/и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка».

Формирование знаний о важности песка и глины в жизнедеятельности человека.

Воспитатели

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Расширять знания о свойствах песка и глины, развивать умение с ним обращаться, сравнивать.

Воспитатели.

Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки».

Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Воспитатели.

Игровая ситуация - Что на поверхности?

Выявить свойства глины и песка.

Воспитатели

Игры - эксперименты: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете».

Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой.

Воспитатели

4. Работа с родителями:

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?».

Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования.

Октябрь

Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!»

Буклет «Экспериментируем дома».

Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно –

экспериментальной деятельности.

Ноябрь

Создание сенсорной коробки «Подводный мир».

Оформление коллекции мыла.

Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями».

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.Укрепление детско-родительских отношений.

Декабрь

Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло».

Разработать практические материалы.

Январь

Папка - передвижка «Чего нельзя и Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов.

Февраль

Консультация «Научите ребенка любить живую природу».

Проведение проекта «Волшебный росток».

Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии.

Март

Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала».

Оформление коллекции«Разные ткани»

Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка).

Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие.Побудить

родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Апрель

Консультация: «Волшебные свойства магнита».

Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками».

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Май

Родительское собрание «Чему мы научились».Форма - Круглый стол с представлением презентации.

Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат.

Для детей:

- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,

- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,

- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- самореализация.

Для родителей:

- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;

- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Вывод:

В основе экспериментальной деятельности старших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.

5. Список литературы.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы.

Приложение 1

Консультация дляродителей

«Солнце, воздух ивода - наши лучшиедрузья!»

Лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды.

Воздушные ванны- начинают при температуре воздуха 22 °С продолжительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Так же полезен дневной сон на воздухе. Дети от года до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму.

Закаливание солнцемлучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в утренние часы.

Первое время солнечные ванны малышу удобнее принимать в лёгкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3-4 дня вместо рубашки наденьте майку, ещё через несколько дней он может принимать процедуры голышом.

Длительность первых сеансов 1-4 минуты (по 1 минуте на спине, животе, правом и левом боку). Затем каждые 2-3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела. Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3-4-летних детей до 12-15 минут, 5-6-летних - до 20-25 минут и для 5-7-летних - до 20-30 минут.

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта лёгким, светлым головным убором.

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день.

Внимание, мамы и папы: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребёнка. При появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за советом к врачу.

Закаливание водой .

Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первоначальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры, ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры- способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в летнюю пору. Начинать могут дети 2-3- летнего возраста, но только после предварительного закаливания воздухом и водой.

Температура воды должна быть не менее 22-23 градусов С, воздуха 24-25 градусов C. Время пребывания в воде на первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается

до 6-8 минут. Купаться достаточно один раз в день. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при меньшей температуре воздуха, но не ниже 18 градусов С.

Очень полезна закаливающая процедура, существенно снижающая частоту простудных заболеваний – хождение босиком.

Приучать к нему ребенка можно постепенно. Сначала малышу дают возможность побыть без обуви некоторое время на разостланном ковре или одеяле, затем в теплые летние дни позволяют побегать по нагретому песку или траве. Вначале продолжительность не превышает 30-40 мин. в день. Постепенно увеличивается.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца) ;

- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут, во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п. Самое главное - не прекращайте закаливания!

Картотека опытов и экспериментов

  1. Опыт: «Какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?»

Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным? Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!

  1. ВЕТЕР В КОМНАТЕ («ЖИВАЯ ЗМЕЙКА»)

Цель. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Игровой материал. Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Ход игры. Взрослый зажигает свечу и дует на неё. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть «змейку»её спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что её поднимает тёплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно. Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу дверного пройма. Дети объясняют, почему направление ветра разное (тёплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают результаты опыта.

  1. Эксперимент- подводная лодка.

«Подводная лодка»

Цель. Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду,

как воздух выходит из воды.

Материал. Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы,

емкость с водой.

Ход игры. Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в

воду, сможет ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружаютстакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутуютрубочку, вдувают под него воздух. В конце опыта делают выводы: стаканпостепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

«Помощница вода»

Цель. Использовать знания о повышении уровня воды для решения

познавательной задачи.

Материал. Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с

водой, стаканчики.

Ход игры. Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не

прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край).

Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода,

заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

«Уличные тени»

Цель. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света ипредмета, их взаиморасположение.

Ход игры. Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем — от солнца, вечером — от фонарей и утром — от различных предметов; в помещении — от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света), что такое тень, почему она образуется (этотемное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозьпредмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее). Прирассматривании теней дети выясняют:

  • от одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень);
  • чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером).
  • по море удаления от источника света тень удлиняется и контур становится менее четким;
  • очертание предмета и тени схожи;
  • чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

«Изготовление солнечных часов»

Цель. Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Материал. Стержень (палочка) с заостренным концом.

Ход игры. Взрослый проводит игру-занятие на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность Земли), как более точно можно определить время (по часам), какие бывают часы (механические, песочные и пр.). Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

«Световой луч»

Цель. Понять, что свет — это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Материал. Фильмоскоп, аквариум (емкость с водой), лист черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, зеркало.

Ход игры. Взрослый предлагает детям отгадать загадку о луче света. Рассматривают иллюстрацию, где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу (или толщу воды), и объясняют, что свет — это лучи, которые в воздухе невидимы, их можно увидеть в воде или тумане (когда в воздухе очень много частиц воды). Взрослый демонстрирует это детям и объясняет увиденное но ходу действия. Выключает свет, включает фильмоскоп, спрашивает, что появляется на стене (световой круг), почему (лампа в фильмоскопе засветилась, и от нее стали исходить лучи света; отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг). Выключает фильмоскоп, изображение исчезает (нет участка света). Вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, включает фильмоскоп и спрашивает, что изменяется, почему (изображение уменьшается, так как луч света становится тоньше из-за уменьшения отверстия). Взрослый направляет луч света в аквариум, выясняет, что дети видят (луч). Затем ставит на пути светового луча в воде зеркальце, уточняет, почему луч пошел в другом направлении (он отразился от зеркала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Консультация для родителей в старшей группе На тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»

Консультация для родителей в старшей группеНа тему: «Возрастные особенности развития детей старшей группы»...

Электронный образовательный маршрут для родителей детей старшей группы на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование в домашних условиях»

Представляю вашему вниманию электронный образовательный маршрут на тему «Познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование в домашних условиях» Маршрут поможе...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...