"Важность рисования в детстве"
статья на тему
Детские рисунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnost_risovaniya_v_detstve.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Важность рисования в детстве
Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет, исследует мир... Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские рисунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.
Показатели развития
1 год - В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.
Как тренировать? - Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.
1,5 года - С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.- Подражая взрослым, пытается рисовать.
Как тренировать? - Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.
- Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии - результат его собственных усилий.
- Возьмите по два листа бумаги и карандаши - для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится - попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом - пальцем на бумаге и лишь затем - карандашом.
1,5 - 2 года - Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.
- Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по назначению он пока их не использует.
Как тренировать?- Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества: листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварельными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.
- Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.
- Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.
2 - 2,5 года - Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
- Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предложить ему и кисточку.
- Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.
- В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
2,5 - 3 года - Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.
- Начинает выбирать цвета.
- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.
3 - 3,5 года - В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.
- В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.
- Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его - сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.
- Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.
Как тренировать? - Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.
- Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
3,5 - 4 года - В рисунках по-прежнему некоторые части могут быть пропущены. Но те, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, он может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
- Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его "изделия".
- Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
4 - 5 лет - Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами.
- В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.
- В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
- Ребенок уже может написать свое имя печатными буквами.
5 - 6 лет - Рисунки ребенка все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.
- Может нарисовать младенца в мамином животе.
- Если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем.
- Если малыш рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле.
- Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
- Ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.
Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины... Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства.
Зачем вообще нужно рисовать?
Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.
Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих достижениях.
Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка.
Материалы и инструменты
Что-то вы, конечно, купите в магазине, а кое-какие инструменты и материалы для юного художника можно сделать самим или просто найти в доме, например, на собственной кухне.
Краски и восковые мелки
Не спешите приобрести малышу краски с большим набором цветов. Для начала достаточно будет, если вы дадите три основных цвета - красный, желтый, синий. Хорошая возможность показать ребенку, как можно получить другой цвет, - смешать основные. Например, зеленый можно получить из синего и желтого, оранжевый - из красного и желтого и т. д.
Для самых маленьких лучше выбирать порошковые краски, которые можно разводить до нужной густоты. Старшие дети вполне смогут работать с акварелью.
Мелков поначалу тоже не нужно слишком много. Выбирайте самые удобные мелки для детской руки - толстые и короткие. Тонкие мелки обычно ломаются, поскольку малыши слишком сильно надавливают на них.
Может быть, ребенку больше понравится рисовать не мелками, а фломастерами - из-под них выходят более четкие линии. Только удостоверьтесь, чтобы эти фломастеры были водорастворимыми. Хотя карандаши все же предпочтительнее: карандашный рисунок разнообразнее по тональной гамме, что обусловлено разной силой нажима на карандаш. Это развивает мелкую моторику.
Вторая жизнь мелков
К сожалению, мелки легко ломаются, крошатся. Храните их остатки в банке на кухне. Когда их наберется достаточно много, возьмите фольгу, насыпьте в нее остатки мелков и заверните фольгу так, чтобы получился толстый "карандаш". Несколько таких карандашей разложите на противне и поставьте в нагретую до 300 градусов духовку на несколько минут. Готовые изделия остудите. Остатки разного цвета смешаются, и получится новый интересный инструмент для рисования.
Кисти и другие приспособления
Их понадобится несколько - лучше всего для краски каждого цвета использовать отдельную кисточку. Для самых маленьких художников подойдут поначалу толстые кисти. Но по мере того как будут развиваться тонкие ручные навыки ребенка, он сможет работать кисточками разной толщины.
Кроме кисточек, для рисования можно использовать самые разнообразные приспособления. Например, собственные пальчики... А еще подойдут губки из ванной, скомканная бумага, скрученные из ткани узелки, ватные шарики и многое другое. Покажите малышу, как погружать их в краску и прижимать к поверхности бумаги. А потом он сам начнет экспериментировать с различными приспособлениями и получать разнообразные эффекты.
Бумага
Бумаги понадобится, конечно, очень много и разного качества. Даже приличной толщины альбом для рисования может оказаться разрисованным за пару дней. А потому самый экономичный выход - дать ребенку рулон ненужных обоев или исписанные с одной стороны, но чистые с оборотной листы. Ну а если рисунок предназначается в подарок, тогда малыш, конечно, воспользуется качественной бумагой.
Материалы для лепки
Это, конечно, традиционный пластилин, глина. Сейчас для малышей выпускаются и специальные пластические массы и разводимые в воде порошки, которые нетрудно найти в магазине. И все же прекрасный недорогой материал для лепки вы сможете приготовить дома сами.
Для соленого теста нужно взять равные количества муки и соли, добавить немного растительного масла. Воды добавьте столько, чтобы получилась мягкая и упругая масса, удобная для лепки. Хорошо вымесите. Такое тесто можно довольно долго хранить в холодильнике в пластиковом мешке. Готовые фигурки из этого материала подсушивают в несильно нагретой духовке, потом их можно раскрасить и покрыть лаком. Цветным тесто можно сделать и сразу, если при замешивании добавить в него пищевого красителя.
Возясь с тестом, 2-3-летние малыши вовсе не собираются сделать из него что-то определенное. Им просто нравится сжимать его в руках, расплющивать и отщипывать кусочки. Дайте ребенку пластиковую или деревянную доску (можно выделить ему специально для игры разделочную доску с кухни). Понадобится еще деревянный или пластмассовый нож - их можно взять из набора игрушечной посуды. А еще поищите среди своей кухонной утвари выемки для печенья и формочки для пирожных или кексов. Ребенку наверняка понравится работать с ними, вырезая с их помощью различные фигурки из теста.
С папье-маше вы, скорее всего, сами работали в детстве. Понадобятся газетная бумага и клейстер - его можно приготовить самим из крахмала (развести крахмал в небольшом количестве холодной воды и постепенно вливать, размешивая, в кипящую воду, после чего тут же снять с огня), а можно воспользоваться обойным клеем. Традиционный способ работы с папье-маше - нарвать газету на кусочки, погружать их в клейстер и постепенно покрывать выбранную форму. Например, надутый воздушный шарик, тарелку, цветочный горшок... Перед началом работы форму можно смазать каким-нибудь жиром. Каждому слою нужно давать просохнуть. Всего понадобится 6-7 слоев. Потом изделие оставляют в теплом месте. Когда оно окончательно просохнет, первоначальную форму удаляют и можно приступить к раскраске. Предупредите ребенка, что изделия из папье-маше боятся воды.
Природный материал
На любой прогулке в парке или за городом можно набрать множество самых разнообразных материалов для домашнего творчества. Это могут быть шишки, веточки, сухие плоды, семена, листья интересной формы, камешки, перья и т. д. и т. п. Их ребенок может использовать для составления коллажей на бумаге с помощью клея или для объемных композиций, скрепляя элементы с помощью пластилина.
Трафареты
Рисование по трафарету всегда увлекает малышей и помогает развить тонкие движения кисти и пальцев. Обычные трафареты с геометрическими фигурами можно приобрести в канцелярском отделе магазина. Есть и специальные наборы детских трафаретов, которые продаются в магазине игрушек. Трафареты достаточно просто изготовить и самим из плотного картона.
Можно оглядеться вокруг и воспользоваться любыми подходящими предметами. Пусть малыш попробует обвести ключи, выемки для теста, свою руку или ступню, ложку, монетку, крышку от бутылки, кубик, элементы головоломки паззл, другие плоские предметы интересной формы.
Необычные техники рисования
Ваш малыш получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Веселые брызги
Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.
Отпечатки листьев...
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски - так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом малыш сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
...и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Каракули
Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.
Картофельные штампы
Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.
Выцарапывание
Понадобятся кусок картона, восковые мелки и какой-нибудь острый предмет (не забываем при этом о правилах безопасности). Берем мелки и покрываем ими всю поверхность картонки слой за слоем. Можно начать со светлых мелков, а под конец нанести слои темных цветов. Теперь берем заготовленный острый предмет и процарапываем им изображение, открывая слой нужного цвета.
Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
Пятна и кляксы
Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.
Руками и пальцами
Вы уже знаете такой простейший способ "рисования", как размазывание краски руками на подносе или противне. Поместите несколько пятен густой краски на большой поднос или противень. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Ребенку постарше может понравиться просто использовать пальцы вместо кисточки, создавая рисунки прямо на бумаге. Рисование руками и пальцами прекрасно развивает осязание. К тому же малышу очень важно получить возможность исследовать материалы и окружающую среду по своему усмотрению.
Закрашивание рельефов
Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.
Мечта дизайнера
Найдите старую одноцветную простыню по размеру кровати ребенка. Приготовьте несмывающиеся маркеры разных цветов - и ваш художник готов будет приступить к воплощению своих великих замыслов. Пусть он разукрасит простыню, как ему хочется: изобразит самого себя спящего, сценку из жизни джунглей или что-то другое из своих фантазий. Не менее интересно расписать простыню собственным именем или буквами алфавита. В другой раз можно в том же стиле расписать наволочку или пододеяльник.
Мелом на асфальте
Прекрасное занятие для солнечного летнего дня. Разумеется, рисовать веселее в компании других ребятишек. Например, во дворе на асфальтовых дорожках. Для нескольких художников можно расчертить асфальт на квадраты.
Рисование на природе
Детям постарше, которые любят рисовать, может понравиться идея заняться живописью на природе. Неважно при этом, создаст ли ваш ребенок шедевр. Главное - пробудить в нем умение наблюдать, соотносить размеры предметов, подмечать оттенки цвета (например, зеленого), замечать, как падают тени, и т. д.
Приготовьте принадлежности для рисования: бумагу, краски, карандаши, стаканчик для воды, фанерку размером больше, чем лист рисовальной бумаги. А еще 2 складных стульчика - для себя и для ребенка. Договоритесь с малышом, что он хотел бы нарисовать с натуры. Может, он попробует нарисовать интересное здание, или памятник, или деревья в парке. Можно рисовать животных, необычный цветок в саду, уличные фонари и т. д. Для начала хватит и нескольких минут. Если ребенок продолжает рисовать, предложите ему поработать еще несколько минут и добавить к рисунку несколько деталей. Ребенка, который не может высидеть за рисунком и пяти минут, нужно специально учить наблюдать, подмечать детали, возвращаться к тому, что уже нарисовано. Если вы научите его наблюдать, малыш будет проводить за рисованием больше времени.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьез.
Из теста и глины
Отпечатки с поверхности
Мы уже знаем, как много вокруг интересных рельефных поверхностей. С помощью пластических материалов можно получить и сохранить их отпечатки. Покажите малышу, как раскатать тесто или глину в шарики - размером с мячик для настольного тенниса. Теперь прижимаем шарик к рельефной поверхности. Например, к стене с выпуклым узором, стволу дерева, подошве новых кроссовок, рифленому концу молотка для отбивания мяса... Мелкие предметы, наоборот, вдавим в поверхность теста. Потом отпечатки можно высушить и попытаться определить, где какой.
Что лепить?
Если ребенок никак не может решить, что вылепить из теста или глины, дайте ему несколько подсказок. Или просто начните что-то лепить у него на глазах. Для начала можно попробовать изготовить еду для кукол или мишек - бутерброды, фрукты или сосиски... В тесто перед изготовлением добавьте пищевые красители, только учтите, что при фиксации (выпекании в духовке) краски несколько бледнеют. Раскрасить изделия можно и после выпечки. Кроме того, тесто подойдет для изготовления разнообразных фигурок, зверюшек, кукольной мебели и т. д.
Объемное творчество
Предложите малышу сделать на листе картона горы из глины, теста или пластилина. Предложите воздвигнуть горы разной формы - высокие, узкие и невысокие, приземистые. Когда горная цепь будет готова, дайте ребенку клей, чтобы он обрызгал им вершины, а потом посыпал их солью. Одну горку можно посыпать не солью, а сахаром, а еще какую-нибудь мукой и сравнить результат. Можно слепить не горы, а, например, старинный замок или египетские пирамиды.
Снежные скульптуры
Подскажите ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина. Можно достать формочки для игры в песок или для выпечки пирожных, пластиковые коробочки или стаканчики разных форм и размеров. Набиваем их снегом и плотно утрамбовываем, затем вытряхиваем, как при игре в куличики. Можно залить формочки водой и выставить на мороз. Тогда скульптуры будут ледяными.
Аппликация и коллаж
Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию.
Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества.
Заведите с ребенком специальную коробку, в которую будете складывать детали будущих картин. Что можно собирать?
- Куски фольги, разнообразной бумаги - папиросной, оберточной, гофрированной, цветную бумагу, блестки.
- Лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, ленты, шнурки от подарочных упаковок, ненужные пуговицы, клубочки пряжи, ватные шарики.
- Перья, листья, семена, плоды, сухие соцветия интересной формы, плоские камешки, крупный песок, раковины, веточки, кусочки коры, бересты и т. п.
- Красивые сухие фасолины, бобы, горох, фигурные макаронные изделия.
К этим материалам на кухне всегда можно найти дополнения: поваренную соль или сахарный песок, какао-порошок, муку, яичную скорлупу, рис, овсяные хлопья... Еще понадобится плотная бумага для основы и клей. Удобнее всего для этой техники пользоваться клеевым карандашом - так легче нанести клей точно в нужное место. Подойдет и клей ПВА. Можно приготовить клейстер из муки.
Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги набрасываются приготовленные материалы. Пускай сначала ребенок просто попробует поработать с самыми различными материалами: набросает на клейкую поверхность крупу или горох, блестки, кусочки яичной скорлупы или цветной бумаги... Он увидит, что более тяжелые предметы (камешки, горох, бобы) потребуют большего количества клея.
Если малышу понравилась новая изобразительная техника, вы можете посоветовать ему создать целую картину. Сначала пусть наметит контуры будущих изображений на бумаге карандашом. Если пока ребенок рисует не очень хорошо, вы можете немного помочь ему или предложить воспользоваться шаблонами. Главное, чтобы он учился располагать детали будущей картины на основе в соответствии со своим замыслом, а еще подбирать подходящие материалы. Теперь каждую деталь рисунка в пределах намеченного контура намазываем клеем и посыпаем нужным материалом. Даем подсохнуть и принимаемся за следующую деталь.
Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца.
Коллаж из ткани
Понадобятся лоскутки ткани разного цвета, клей и бумага для рисования. Нужно нарезать ткань на мелкие кусочки, скомкать их и разложить перед собой на столе, подобрав по цвету. Потом нужно нанести на бумагу небольшие капли клея. Кусочек скомканной ткани нужно приклеить одним концом к бумаге (приложив к этим каплям), а остальная часть будет лежать совершенно свободно. Таким же образом можно получить необычный эффект и на рисунках: вставленные туда тряпичные облака, цветы или огонь сделают необыкновенно эффектным рисунок.
Аппликация
То, что нам, взрослым, кажется достаточно простым, от малыша может потребовать больших усилий. Аппликация, то есть вырезание, намазывание клеем и приклеивание мелких деталей дают хорошую возможность попрактиковаться в тонких ручных умениях. А еще, как и техника коллажа, это занятие развивает зрительно-моторную координацию и пространственное воображение.
Поначалу малышу будет трудно аккуратно намазывать детали. Но со временем он обретет необходимые навыки. В качестве деталей можно использовать трафареты или любые предметы интересной формы, обводить их, вырезать, а потом составлять из этих деталей композиции. Можно предложить и темы для композиций: например, море с кораблями, рыбами, дельфинами... Или сценки в цирке, зоопарке и т. д.
Мозаика из серпантина
Купите несколько рулончиков серпантина. Дайте ребенку эти ленточки и бумагу для основы. Малышам очень нравится рвать ленточки на кусочки разной длины. А потом можно создать из них разноцветные абстрактные или предметные картины, причудливо располагая и перекрещивая кусочки ленточек на бумаге. Для намазывания дайте ребенку клеевой карандаш или бесцветный клей и тонкую кисточку.
Картины из яичной скорлупы
Вымойте и высушите скорлупу на листе бумаги. Затем ее нужно измельчить с помощью ложки или пестика. Возьмите пластмассовые стаканчики, налейте воды и растворите в каждом немного краски разного цвета. Разложите по стаканчикам измельченную скорлупу и перемешайте. Выдержите скорлупу в растворе 15 минут для окраски. Теперь пусть ребенок откинет скорлупу на сито и разложит на бумаге. Дайте ей высохнуть в течение ночи. На следующий день можно сложить мозаичную картину. Для этого кусочки скорлупы наклеивают на бумагу, фон можно заполнить цветными мелками, а какие-то детали добавить с помощью карандаша или фломастера.
Витраж
Витраж смотрится очень красиво, особенно если повесить его на окно. Понадобится картон, канцелярский клей и папиросная бумага разных цветов. Сначала на обратной стороне картона нанесите карандашом ваш рисунок, но желательно простой, без мелких деталей. Затем сделайте линии объемными (не больше 1 см) и заштрихуйте части рисунка. Вырежьте заштрихованные части. Обведите вырезанные детали на папиросной бумаге нужного цвета с небольшими "припусками" и вырежьте. Намажьте края деталей клеем и приклейте к обратной стороне картонной заготовки. Когда вы приклеите все детали витража, положите его под пресс (например, под стопку книг).
Надеемся, что с помощью наших предложений вам удастся разнообразить и обогатить изобразительную деятельность вашего сына или дочки, сделать этот вид творчества еще более притягательным для них. Возможно, вы увидите, как постепенно будут проявляться и крепнуть художественные способности вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование в детстве.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»Василий Александрович Сухомлинский Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в опре...
Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)
Перспективно - тематический план по рисованию (программа "Детство" вторая младшая группа)...
Конспект занятия по рисованию "Друг детства"
конспект...
«Важность рисования в жизни ребенка».
Художественно-эстетическое развитие реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на формирование эстетичес...
Нетрадиционные техники рисования "Краски детства"
В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к позн...
Консультация «Важность рисования для детей раннего возраста»
Зачем нужно рисовать детям в раннем возрасте. Рисование - это серьезная работа для ребенка, даже когда он делает каракули....
Важность рисования на вертикальных поверхностях
Рисование на вертикальных поверхностях очень мощная нейростимуляция для развития детей в ДОУ....