«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
«Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста»
(консультация для воспитателей)
Подготовила:
воспитатель Шекурова С.И.
Саранск 2015
Организация и совершенствование работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста
Как известно, для правильного восприятия поэтических произведений необходимо, чтобы дети понимали, что им читают. Понимание обусловлено наличием у слушающих определенных знаний, определенного опыта. Поэтому педагог должен считаться с опытом детей, их возрастом и развитием.
Занятия обычно строятся по следующему плану.
1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения. Воспитатель проводит небольшую вступительную беседу, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень и т.п.). Можно показать предмет, игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
2. Чтение воспитателем всего текста. Прочитать произведение надо так, чтобы оно воздействовало на сознание и чувства детей. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Это два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы дети его почувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные, подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его влияние на чувства, а с другой стороны, влияние на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно» .
С целью более глубокого понимания стихотворения и подготовки его к воспроизведению проводится его анализ.
3. Беседа с детьми о стихотворении. Воспитатель может задавать вопросы, помогающие представить общую картину произведения (о чем?); раскрывающие отношение ребенка к произведению, к герою, его поступкам; характеризующие героев произведения (характер, настроение, состояние); помогающие пониманию поэтической формы произведения, средств выразительности. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста.
4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
5. Воспроизведение стихотворения детьми. Сначала можно предложить повторить стихотворение детям с хорошей памятью. Таким образом, остальные дошкольники смогут несколько раз прослушать текст. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, напоминает свои указания о характере чтения (об интонации, силе голоса, темпе речи). Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме – «Угадай, кто читает?» и т.д.). Стихотворение дошкольники повторяют индивидуально, а не хором. Хоровое повторение мешает выразительности, приводит к монотонности, закрепляет неправильное произношение слов. Небольшие по объему стихотворения необходимо заучивать целиком .
Занятия по заучиванию стихотворений целесообразно дополнять другими видами деятельности: рассматриванием иллюстраций, рисованием на эту же тему, упражнениями по совершенствованию техники речи и др.
Заучивание стихотворений в разных возрастных группах имеет свои особенности. Так, в старшем дошкольном возрасте совершенствуются умения осознанно и выразительно читать стихотворения. В работе с детьми можно использовать следующие приемы:
- показ картины по теме произведения для более глубокого осмысления текста детьми;
- прослушивание грампластинок с записью стихотворения в исполнении мастеров художественного чтения;
- предварительные беседы о том, как дети понимают то или иное выражение;
- придумывание названия к стихотворению;
- литературные викторины (прочитываются строчки какого-нибудь известного произведения, а дети должны назвать его заглавие и автора);
- анализ произведения по вопросам.
Для формирования у детей чувства рифмы им можно предложить:
- подобрать рифмы к словам. Например: «Я буду говорить слова, а вы будете их рифмовать. К примеру, слово «точка». А рифма ваша... («дочка», «кочка», «почка», «ночка»). Скажу я слово «огурец». А вы мне скажете... («боец», «стрелец», «колец», «овец»). Скажу я слово «мышь», а вы мне... («чиж», «тишь», «пыж»)» и т. д;
- соревнование «Кто больше придумает рифмующихся слов»;б
- игру «Доскажи словечко» с напрашивающейся рифмой: «Длинным клювом тонким схватит лягушонка. Капнет с клюва капля, кто же это... (цапля)»; «По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течет вода. Спрячемся по-лучше от дырявой... (тучи)»;
- чтение художественных произведений (отрывок из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Как Незнайка сочинял стихи»;
Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»; сказка Б. Шергина «Рифмы»; стихотворения А. Барто «Капризные ерши» и Е. Лаврентьевой «Поймай рифму» и др.;
- чтение стихов не только словами, но и хлопками (сильный хлопок – ударный слог, слабый хлопок – безударный слог).
Учет особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения детьми поэтических произведений дает возможность педагогу эффективно организовать данную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами
Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...
Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...
Авторская программа «Развитие образной речи, обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами»
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста...
Игры для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сох...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...