Развитие творческого мышления в работе со сказкой
консультация (старшая группа) по теме
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 11 «Машенька»
Развитие Творческого мышления в работе со сказкой
Выполнила
Клапанюк Сильвия Павловна
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки. И это понятно: сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавалась и устно передавалась из поколения в поколение. Известно, что сказочники не только рассказывали сказки, но и одновременно с этим сочиняли их. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой, но и своим красноречием. В сказке устанавливалась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и произведения сказовая композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая для многих сказок традиционной. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями, проявляющимися в присказках, присловьях, прибаутках, уподоблениях, крылатых выражениях и поучительных речениях.
Сказка – школа народного красноречия.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.
Сказки составляют для ребенка особый мир, который дети воспринимают активно. Для ребенка важнее всего становится содержание, сказка уже меньше интересует ребенка. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру своего воображения и что он в тоже время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.
В процессе слушания сказки интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи : «Я и другие» , «Я и вещи» и др. Ребенок усваивает с помощью сказки понятия о пространстве, времени, взаимоотношениях.
Сказка служит познавательному развитию дошкольников. Дети учатся рассуждать, анализировать. Большую роль играет подбор вопросов при работе со сказкой.
Примерный список вопросов:
- Как вы думайте, о чем (про что, про кого) сказка?
- Кто из героев больше всего понравился ( не понравился) ?
- Как вы думайте, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Как вы думайте, что было бы если бы тот или иной герой не сделал бы такого поступка? Как вы думайте, если бы в сказке были бы одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?
- Зачем в сказке есть плохие или хорошие герои?
Детям можно предложить необязательно определенную сказку, но и сказочную ситуацию.
Например, решил Иван-царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того, чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба – Яга очень хитрой была – всем, кто хотел к ней на службу поступить, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану – царевичу и почему?
Сказочная ситуация, которая предлагается детям, должна соответствовать определенным требованиям:
- Ситуация не должна иметь готового правильного ответа (принцип «открытости»);
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему («зашифрованную») в образном ряде сказки. Например : преодоление страха, самоорганизация, взаимопомощь и т.п
- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно – следственные связи.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
- Развитие творческого (креативного) мышления.
- Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
- Развитие фантазии, воображения.
- Развитие способности к глубокому образному мышлению.
- Развитие эмпатии и умения слушать.
Основной задачей в работе со сказкой я выделяю развитие творческого мышления.
Творческое мышление – это умение находить свободные от стереотипов, новые решения задач; умение достигать результата с наименьшими энергозатратами и большей радостью; понимание множественности причин и различных последствии тех или иных действии. Одним из методов развития творческого мышления в работе со сказкой считаю использование мнемотаблиц. Данную методику предлагает Т.В Большева в пособии «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
Мнемотабоица- это схема, которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами направлена так же на выполнение следующих задач:
- Развитие памяти, внимания, образного мышления;
- Перекодирование информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы.
Работа с детьми по усвоению мнемотаблиц осуществляется поэтапно.
Русская Народная Сказка «Теремок».
- Рассматривание таблицы, изображенного на ней.
- Осуществление перекодировки информации, т.е преобразование из абстрактных символов в образы.
- После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Сказку могут рассказать сами дети либо совместно с воспитателем.
- Дети делают графические зарисовки мнемотаблицыи.
- При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.
В младшей и средней группе мнемотаблцы необходимо использовать цветные, т.к. в этом возрасте для детей имеет важное значение цветовое обозначение предмета, образа (лисичка-рыжая, мышка – серая, цыпленок – желтый и др. )
На этом этапе дети осознают сказку и происходящее в ней.
В старшем возрасте дети не только пересказывают сказку, закодированную в мнемотаблице, но и сочиняют собственные сказки. Дети ассоциируются изображенные символы с новыми образами.
Мнемотаблице и мнемодорожки используются в разнообразных видах занятий: развитие речи, обучение грамоте, изодеятельность, экологическое воспитание. Например, при ознакомлении с сезонными явлениями. Детей можно научить рассказывать о времени года по мнемотаблицам и мнемодоржкам.
В младшем возрасте в основном используются мнемодорожки, а в старшем возрасте используются мнемотаблицы и вводятся буквенные обозначения.
Литература:
- Большева Т.В Учимся по сказке. СПб.:Детсво-пресс.,2001.
- Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М Теория и практика Сказкотерапии. Спб.: Смарт., 1996.
- Тумина Л.Е Кружок «Сочини сказку». М.: Перспектива., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯРАБОТАЕМ ПО СКАЗКЕ.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что «Дети учатся жить у жизни», но если чему-то учиться у жизни - то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать&raq...
Статья "Развитие творческого мышления дошкольников в работе со сказкой"
Издавна известно, что самым популярным жанром для дошкольников является сказка. Она с рождения входит в жизнь ребёнка и является не столько средством развлечения, сколько средством воспитания (эстетич...
«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке»
Педагогическая находка развития творческого мышления у детей дошкольного возраста с помощью сказки....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гостях у сказки" для детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии развития творческого мышления: арт- терапии)
Конспект может быть использован для занятия педагога- психолога или воспитателя в средней группе детского сада. Занятие можно проводить как с подгрупппой детей, так и в групповом формате....
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Творческий проект: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста через создание мультфильма по оригинальной сказке с применением элементов ТРИЗ-технологии»
Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозмож...