Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредствам театрализованной деятельности.
статья (старшая группа)

Чубшвец Анна Александровна

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры.

Театр - неисчерпаемый источник развития чувств переживаний и эмоциональных открытий, способ преобщения к духовному богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_odarennosti.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В последнее время проблема выявления и развития одаренных детей привлекает все большее внимание педагогов и психологов. Работа с одаренными детьми является реализацией права личности на индивидуальность, о чем заявлено в Конвенции о правах ребенка.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, педагоги пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день.

В условиях реализации ФГОС ДО образовательного процесса в дошкольных организациях должен строится с учетом индивидуальных способностей ребенка. Поэтому необходимо создавать условия, которые способствуют развитию одаренности детей и их разнообразных потенциальных возможностей.

Природа детской одаренности, ее истоки и механизмы формирования - проблема, требующая специальных исследований. Несмотря на это уже сейчас можно выделить особенности, характеризующие одаренных детей, и наметить пути развития одаренности в детском возрасте. Обычно дети с высоким развитием общих способностей обнаруживают значительные успехи в самых разных видах деятельности. Открытая эмоциональность, непосредственность восприятия, склонность восприятия окружающего, склонность к фантазированию характерны для психики дошкольника.

У каждого ребенка своя «изюминка». Ее просто надо найти. Но как? И педагоги решили обратиться к нашим детям.

Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

Театр - неисчерпаемый источник развития чувств переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Театрализованная деятельность, во-первых, приближена к игре, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; во-вторых, в ней ребёнок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами – движение, мимика, интонация, жесты, поза.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем развивающая предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, настольный и другие), детские рисунки и так далее. Кроме того, необходимо периодическое обновление и пополнение материала.

Все эти средства в равной степени служат обогащению эмоциональной сферы ребенка, развитию его творческих способностей, а театрализованная деятельность позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей мной в группе детского сада была оборудована театральная зона «Мир сказки», где размещены: различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе; реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, шапочки.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Каждый предмет, выставленный на полочках, способствует привитию детям духовно-нравственных качеств, обогащению их внутреннего мира.

Театр полезен детям как некая тренировочная среда для многих навыков, умений и способностей. Театр – это проверка мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков. Театр – это не только зрелище, эстетический результат, но и в первую очередь различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, умением двигаться, слышать себя и других.

Благодаря созданной среде, у детей отмечена динамика в формировании социальных умений и навыков поведения. Также наблюдаются отзывчивость, общительность, дружелюбие, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких людей результатами своего труда.

Таким образом, работа по теме «Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности» основывается   на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Поскольку именно в процессе работы над образом, сюжетом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами, произведениями не менее важна, чем сам спектакль, выступление на сцене.

Итак, дети, у которых есть проблемы с развитием речи, молчаливые, замкнутые, раскрываются на театрализованных занятиях, а беспокойные шалуны, от которых воспитатели мечтают отдохнуть хотя бы минуту, становятся задорными танцорами, веселыми музыкантами, играют в театре. Дети занимаются с большим желанием, растут более эмоциональными, коммуникативными. Мы наблюдаем, как творчество, театр, искусство позволяют освободить подавленные чувства, помогают установить творческую связь с другими видами деятельности, оказывают влияние на умственное, нравственное, эстетическое, физическое развитие детей, преодолевают барьеры, условность слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Развитие творческой одаренности и формирование социально-коммуникативных способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности....

План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....

Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...