"Игра - способ социализации, и не только..."
статья (подготовительная группа) на тему

" Игра - способ социализации, и не только..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА – СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ, И НЕ ТОЛЬКО…

 Карагодина Н.Б. воспитатель I категории

МДОУ детский сад №11 комбинированного вида г.Валуйки                                                                                              «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»                                                                                               В.А.Сухомлинский

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.                                                                                 Исследования отечественных психологов (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В. Запорожец, В.С.Мухина ) доказывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Но в последние годы игра в ДОУ стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость, как вид творческой деятельности.  Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит научить жить. Чтобы опираться в воспитании на природу ребёнка, на его возрастные возможности, чтобы дети были активными, энергичными, чтобы они оставались детьми, педагоги должны не только иметь знания о детской игре, но и сами освоить игру во всех её проявлениях, выработать адекватное  отношение к ней, а именно:

- относится к ней как к серьёзному, важному занятию, форме проживания ребёнком жизни;                                                                                                                                                                                    - определить достойное место и роль игры в педагогическом процессе;                                     - найти оптимальное место взрослого в детской игре;                                                                                                     - создать условия для свободного развёртывания игры с учётом желаний, потребностей, возрастных предпочтений, половой принадлежности детей.                                                                                                             Поэтому воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить детям как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же они не навязывают игру, но и не оставляют её без руководства, т.к. детям нужна поддержка в развитии замысла, уточнение игровых действий, распределение ролей, поэтому сам воспитатель должен стать играющим. Опытные педагоги используют в работе с детьми игры, которые помогают скорректировать поведение дошкольников, а не применять наказания, запреты, нравоучения – это игры с правилами.                           Игры – соревнования создают условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.                                                                                                        Игры- драматизации помогают преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость.                                                                                                        Дидактические игры развивают у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих замыслов и познавательных интересов. Режиссёрские игры выполняют психотерапевтическую функцию, где дошкольник может выплеснуть свою агрессию, «спрятавшись» за куклу персонажа.

В  детском саду особое внимание уделяется организации игровой среды. Игровая среда – это не просто оборудование и не просто место, где дети играют. Игровая среда – это пространство, подходящее по размерам для определенного количества детей, эстетически оформленное, отвечающее требования  безопасности, гигиеническим нормативам, включающее интересное для детей игровое оборудование и позволяющее взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, педагоги руководствовались принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка:                                                                                                                                                                                                                                             -насыщенностью среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы);                                                                                                                        - трансформируемости (возможность изменения ППС в зависимости от образовательной ситуации);                                                                                                                                      - полифункциональности ( возможности разнообразного использования);                                                                                                               - вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;                                                                                                                                  - доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;                                                                                                                                                            - безопасности ( соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Требования  к содержанию и  наполняемости в соответствии с возрастной группой педагоги отразили в разработанных паспортах центров в группах.

Они активно используют игровые ситуации в образовательном процессе, знают направления педагогического руководства игровой деятельностью:

- вовлекают детей в игру, используя особые приемы, побуждающие желание играть,

- помогают решать игровые задачи, действуя по правилам,

- развивают творческий потенциал ребенка в процессе игры.

В основу деятельности МДОУ положено игровое моделирование – часть деятельности дошкольников происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат.

Например, модели транспортной техники, изготовленные детьми, используются при организации игр-соревнований и путешествий

Детский сад  в своей работе использует технологии из программ «Развитие», «Одаренный ребенок» Л.Венгера.  Хотелось бы познакомить с играми для детей 5-7 лет, которые придуманы  в соответствии с педагогической технологией и методами этих программ. Играя в эти игры, ребенок решает логические задачи, выявляет и учитывает скрытые от восприятия признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Вот некоторые игры, направленные на развитие логического мышления, фантазии, эмоциональной речи детей, умение анализировать и классифицировать.                                                                                                                                                                                                                    

« СОСЕДИ »                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Педагогическая цель: развивать сообразительность, навыки классификации                      Средства реализации: набор мелких игрушек, цветные дома – квадраты разного цвета, обозначающие климатические зоны.                                                                 Ход игры:                                                                                                                                      Дети садятся вокруг стола. Перед ними набор мелких игрушек-животных, цветные дома. Взрослый спрашивает: «Как вы думаете, кто такие соседи ?»                         ( это люди или животные, которые живут рядом друг с другом). Взрослый продолжает: « Да , это те, кто живут рядом, но каждый в своём доме. Посмотрите, можно ли в жёлтый домик поселить верблюда и змею? Почему?»

( Верблюд и змея живут в пустыне). Дети расселяют животных по домикам, объясняя свой выбор. Если кто-то невнимателен в выборе домиков, он пропускает ход.

«ИВА»                                                                                                                                      Педагогическая цель: развитие эмоциональной речи детей, образного мышления                                                                                                                                  Средства реализации: стихотворение, символические костюмы

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам ее спросить?   (И. Токмакова)                            

Проговаривая эти стихи, дети вместе с педагогом придумывают не один, а множество разных жестов и движений, чтобы как можно ярче передать содержание стихотворения и его эмоциональную окраску. В лицах и интонациях детей есть и удивление, и недоумение, и жалость.  Стихи в сочетании с несложными жестами или движениями могут стать хорошей разминкой, веселой минуткой. Самые удачные и интересные варианты игр со стихами педагоги используют на детских праздниках. Подбирают символические костюмы, полюбившиеся стихотворения превращаются в небольшую сценку. Здесь решается проблема с речью ребенка, ее недостаточной выразительностью, с трудностями публичного выступления, мы развиваем моторику рук, а значит стимулируем мыслительную деятельность ребенка. Кроме того мы знакомим ребят с лучшими образцами детской отечественной и зарубежной поэзии, прививаем интерес к литературе, закладываем желание и потребность в самостоятельном сочинительстве, в получении удовольствия от творческого поиска. А это, согласитесь, в наше компьютеризированное время так важно, но так не просто сделать!

Наблюдая за детьми, нужно отметить, что они стали гораздо смелее, активнее, увереннее в себе,  лица, жесты более выразительны.

А уверенный в своих способностях и возможностях ребенок преодолеет все временные  сложности в поре своего Детства, найдет способ решения разного рода детских проблем, сможет многое в себе развить и многого достичь.    

    Таким образом, различные виды игр активизируют творческую деятельность, учат быть соучастниками событий, учат разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.                                                                               Игра способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, устойчивости к  стрессовым ситуациям и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Литература:                                                                                                                                                                     ФГОС                                                                                                                                        Д.Б.Эльконин «Психология игры»                                                                                                                                          А.Н.Леонтьев «Психологические основы дошкольной игры»                                                                                                                                                                                                   Л.Венгер,О.Дьяченко «Одарённый ребёнок»                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально-психологическое занятие в старшей группе по теме: «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста»...

Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

Вопросы о том, насколько комфортно чувствует  себя ребенок в группе детского сада, являются  очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это  первое звено в системе об...

Консультации для воспитателей Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе.

Консультации для воспитателейКоммуникативные музыкальные игры как способ социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе. Социализация является важным условием гармоничного ...

Презентация опыта работы по теме: "Взаимопомощь между детьми с умственной отсталостью и детьми с РАС, как способ социализации в разновозрастных группах ДОУ".

Актуальность данной темы сложно умолить. Ведь каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Для усп...

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Сотрудничество дошкольных учреждений с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопас...

Дидактическая игра, как один из способов социализации детей младшего дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят....

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...