Обобщение педагогического опыта "Трудовое воспитание как способ социализации личности дошкольника"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Труд – это могучий помощник в педагогической деятельности воспитателя.» А.С.Макаренко Труд – одно из важнейших средств воспитания детей. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять те несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать. Но гораздо сложнее выработать привычку в необходимости трудиться, добиться того, чтобы эта привычка была устойчивой. Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость трудового воспитания дошкольников с целью приобщения их к жизни в обществе.
Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой труд и труд других людей, ценить результат труда, осознавать ценность труда как первостепенной значимости для общества .
Задачи: - обучение дошкольников трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование; - воспитание интереса к труду, ответственности, самостоятельности; - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь; - формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Условия организации труда детей: Подбор оборудования для труда Демонстрация заинтересованности педагога Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка Создание в группе трудовой атмосферы Создание эмоционально-положительной обстановки Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера Создание мотивации трудовой деятельности
Средства, методы и приемы трудового воспитания: НОД Наблюдения за трудом взрослых Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым Экскурсии Художественные средства Дидактические, сюжетно-ролевые игры Рассматривание иллюстраций Использование ИКТ.
Непосредственно-образовательная деятельность НОД по формированию целостной картины мира «Такие нужные профессии». Цель: формирование у дошкольников положительного отношения к труду.
Непосредственно-образовательная деятельность НОД по развитию речи «Домашние животные» Цель: актуализация словаря дошкольников. Воспитательные задачи: привить любовь к животным, воспитать желание помогать взрослым.
Досуги и развлечения «Осень золотая» «Терпенье и труд все перетрут» «В гостях у Незнайки»
Экскурсии и наблюдения за трудом взрослых. «Наблюдаем за работой поваров» «Учимся уважать чужой труд»
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические) «Парикмахерская» «Учим профессии» «Играем в строителей»
Художественные средства Чтение художественной литературы Театрализованные представления «Читаем книги» «Превращаемся в сказочных персонажей»
Рассматривание иллюстраций
Использование ИКТ
Виды трудовой деятельности в ДОУ: - Хозяйственно-бытовой. - Труд в природе. - Ручной труд. - Самообслуживание .
Хозяйственно-бытовой труд Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка. «Протираем полочки» «Наводим порядок в группе»
Труд в природе Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде сочетаются умственные и волевые усилия. «Поливаем цветы» «Ухаживаем за рассадой»
Ручной труд Этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. «Подклеиваем книги» «Букет цветов» «Смастерили домовят »
Самообслуживание Оценивая воспитательное значение самообслуживания , прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. «Учимся причесываться»
Работа с родителями «Значение трудовой деятельности дошкольника в нравственном становлении личности» «Трудовое воспитание дошкольника в семье» «Как научить ребенка трудиться» «Труд – естественная форма активности ребенка» «Каждый труд должен быть в радость»
Анализ результатов опыта Данный опыт позволил выявить необходимые аспекты привития интереса дошкольников к трудовой деятельности: занимательная игровая форма разного рода мероприятий, наглядный пример взрослых, чтение художественной литературы, взаимодействие с родителями. Все это в полной мере способствует повышению заинтересованности детей дошкольного возраста в труде.
Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых.
Методическая литература 1. ФГОС ДО. 2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. – Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014. 3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 4 Журнал «Справочник старшего воспитателя» 9 (с.6-8), 10 (с. 8-21), 12 (с.5-25) - 2013 г. 5. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755920-1455474503.jpg)
Инновационный проект ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСКТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Качественное повышение уровня социально-личностных показателей развития ребёнка дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-827874-1584016257.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: "Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника"
Консультация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1009020-1518031440.jpg)
Обобщение педагогического опыта ТЕМА: « РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
1.Уточнить и углубить знаний о растениях, животных и природных явлениях; 2.Формировать знания о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост и развитие), о правильн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/16/picture-1458815-1676544205.jpg)
Роль игры в социализации личности дошкольника. Выступление на педагогическом совете
В игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры. Роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/08/picture-455308-1402215875.jpg)
Консультация для воспитателей: «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника».
Консультация для воспитателей: «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника». «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры.Поэтому и в...