Развитие интереса к родному краю и родной культуре ОО «Речевое развитие»
консультация по развитию речи
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие интереса к родному краю и родной культуре ОО «Речевое развитие» | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звёздочка»
города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
Развитие интереса к родному краю и родной культуре ОО «Речевое развитие»
Учитель – дефектолог Нагимуллина Гульназ Э.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Данный отрезок жизни наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок.
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. И наша задача – научить детей видеть проявления нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы нравственного воспитания не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан и сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
Данная проблема коснулась и нашего образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.
Грамотная организация работы по познавательно – речевому развитию в условиях предметной среды уголков «Центр познавательно-речевого развития в ДОУ», «Центр патриотического воспитания в ДОУ» в сочетании с традиционно принятыми методическими рекомендациями образовательной программы позволят повысить уровень содержательного компонента по следующим разделам:
— познавательное развитие (формирование целостной картины мира, региональных представлений, ФЭМП, социальная действительность),
— художественно – эстетическое развитие (продуктивная, музыкальная деятельность),
— развитие речи дошкольников через использование педагогами устного народного творчества, малых фольклорных форм при организации совместной деятельности с детьми,
— нравственно – патриотическое воспитание,
— работа с родителями.
Создание атмосферы народного быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группах можно создать уголоки нравственно-патриотического воспитания, в которых есть: альбомы, раскраски, «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка». Большую радость приносят детям игрушки. Происходит знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой. И звучат из поколений в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду, ведутся работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры. Цель. Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи. Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах. Познакомить с русским народным инструментом балалайкой. Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Активизировать речь детей. Произведения устного народного творчества – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу можно проводить как на занятиях, так и в свободное время. В разные режимные моменты можно использовать фольклорные произведения (сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки). Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»; Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»; Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.» Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбодрить ребенка робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорят: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун». На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами». Широко использую загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода. Малышам можно предложить загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях можно использовать соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают, Осенью опадают» Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, учить детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; учим водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические. В играх - драматизациях использовать сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька будем в более старшем возрасте. Проведение традиционных праздников, где дети могут познакомиться с атрибутами и русскими костюмами, таким праздником будет вскоре «Масленица». Таким образом, систематически организованная работа с детьми по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание патриотических чувств у дошкольников через развитие интереса к родному краю
обобщение педагогического опыта...
Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.
Важнейший период становления личности человека – это дошкольное детство....
Открытое занятие "Формирование нравственных качеств, воспитания у детей любви к природе родного края в ходе ООД по речевому развитию".
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любить ее. Формировать нравственное поведение в природе; умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Помочь детям запомнить стихотворение А...
«Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»
laquo;Ознакомление дошкольников с культурой родного края и родным языком»...
Сообщение на тему: «Развитие интереса к родному краю в процессе музыкального воспитания»
«Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Творческий проект по направлению:«История и культура родного края» «Тепло родного дома»
Проблема патриотического воспитания у дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитывать любовь к родине, а оказывается , не в состоянии воспитать любовь к самому близкому...