"Страна хороших манер"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Программа «Страна хороших манер» реализует нравственно- этическое направление в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение программы- формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strana_horoshih_maner_dlya_detskogo_sada.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево
Принят на педсовете СП «Детский сад «Планета детства» Протокол № __ от ________________ 2014 г. | Утверждено: Руководитель СП «Детский сад «Планета детства» ГБОУ СОШ № 7 г. Похвистнево ____________ Н.В. Хрусталёва _____________________ 2014 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Страна
хороших манер»
Составила:
Воспитатель
Шайхутдинова Ю.Л.
Программа «Страна хороших манер» реализует нравственно- этическое направление в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение программы- формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение детей к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Программа «Страна хороших манер» призвана обеспечить ценностно - смысловую определенность нравственно- этического воспитания.
Пояснительная записка
Как известно, детский возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
На сегодняшний день проблема нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Отсутствие умения общаться, навыков поведения в обществе, за столом, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в ребенка неуверенность в себе, боязнь сделать что- нибудь не так. В результате теряется естественность в поведении. Ребенку кажется, что все взоры устремлены именно на него, он теряет уверенность в себе, делает одну ошибку за другой, замыкается в себе.
Множество мелких ошибок свидетельствуют о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Решить эту проблему можно научив ребенка правилам поведения в обществе. Чтобы подготовить его к взрослой жизни нужно научить нормам морали, понимать логику определенных правил и взаимоотношений, адекватному поведению в общении с различными людьми, прививать знания и навыки необходимые на протяжении всей жизни.
Настоящая программа имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, научить их преодолевать неуверенность, способствовать развитию чувства собственного достоинства, прививать навыки культурного поведения в обществе.
Актуальность программы
Этические занятия построены на принципах диалогового взаимодействия воспитателя с детьми, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека. Повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на
сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими людьми, с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. Нравственно-этическое воспитание - организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого взрослым определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии. Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: это умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.
Цели программы
Формирование нравственно-этических понятий, привитие общепринятых норм и правил поведения в обществе, представления о социальной сфере, выработка социально-бытовых и трудовых навыков.
Задачи программы
- приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.
- достижение приоритетности, нравственности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.
- ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.
- актуализация нравственного потенциала личности. Условия эффективности реализации системы, обеспечение субъектной позиции ребенка, стимулирование этической рефлексии.
- учить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
- формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников.
Отличительной особенностью программы является создание условий для самореализации детей, развитию их культурного уровня, обучение правильному поведению в социуме.
- Разработанная программа направлена на вовлечение воспитанников в активную деятельность: участие детей в социально-значимых мероприятиях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение местных, общественных проблем. Полученные на занятиях опыт и знания помогут детям обрести уверенность в себе, формировать способы социального поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим, воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, взаимопонимание, доброту.
Новизна данной программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений нравственноэтического воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания ребенка.
Ведущая идея программы
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 4-5 лет, средней логопедической группы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: три года. Совместная деятельность проводиться два раза в месяц.
Основные формы и методы
- система мероприятий библиотек;
- традиционных коллективно-творческих дел;
- игровые программы;
- практические занятия;
- беседы;
- ролевые игры и игры-путешествия;
- участие в творческой деятельности;
- литературно-музыкальные композиции;
- просмотр видеофильмов;
- детская продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- афоризмы, сентенции, примеры из классической литературы, истории.
Основные приоритеты
- развитие общей культуры личности;
- формирование нравственно-этического воспитания;
- доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- воспитание толерантности;
- выработка позитивных поведенческих стратегий.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- в результате реализации программы у детей будут сформированы:
- организация нравственно-этического воспитания;
- овладение технологией этического диалога как основы формирования нравственно-этической культуры;
- апробирование модели непрерывного этического воспитания;
- модель нравственно-этического воспитания. Технология этического диалога. Диалог должен вызывать стремление думать и размышлять о нравственном смысле собственных поступков, слов, желаний, принятых решений;
- нравственный выбор, оценка ситуации на себя.
Принципы построения программы
-Принцип доступности Принцип доступности требует, чтобы воспитание строилось на уровне реальных учебных возможностей детей, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
-Принцип научности Принцип научности строится на интеграции науки воспитательного и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
-Принцип наглядности Принцип наглядности обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, различных картинок, карточек, видео, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок и др.
-Принцип систематичности и последовательности в обучении Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»
Открытая НОД в конце учебного года по теме «Азбука вежливости»
Диагностика по итогам результатов данной дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»
Ф.И. ребёнка | Доброжелателен | Вежлив | Аккуратен | Коммуникативные качества | Познавательное развитие | Культура поведения | Трудолюбие | Самооценка | Итого |
Архипова Вика | |||||||||
Белов Владимир | |||||||||
Владимирова Милана | |||||||||
Городкова Вероника | |||||||||
Даянов Александр | |||||||||
Ильяков Дилмурад | |||||||||
Кузьмин Арсений | |||||||||
Митрофанова Ксения | |||||||||
Немцев Александр | |||||||||
Савельев Ярослав | |||||||||
Спиридонова Вика | |||||||||
Урванцев Сергей | |||||||||
Федоров Арсений | |||||||||
Хайруллин Эльдар | |||||||||
Хусаинова Малика |
«1 – 1,9 » - низкий уровень развития
«2 – 2,5 » - средний уровень развития
«2,6 - 3» - высокий уровень развития
Учебно-тематическое планирование дополнительно образовательной программы «Страна хороших манер»
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | «Что такое этика и этикет» | Дать понятие значения этике и этикету |
«Волшебные слова нашей жизни» | Способствовать развитию навыков нравственно-этического поведения в обществе | |
Октябрь | «Разговор о разговоре» | Умение правильно выстраивать диалог, развивать речевой этикет |
«Передай добро по кругу» | Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе | |
Ноябрь | «Отношение к старшим» | Научить нормам морали, правил этического поведения по отношению к взрослым |
«Мир вокруг нас» | Формировать способы социального поведения в различных ситуациях | |
Декабрь | «Правила дороги» | Учить правилам безопасного поведения на дороге |
«Идем в детский сад» | Учить правилам безопасного поведения на проезжей части дороги | |
Январь | «Сказки со всего света» | Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, взаимопонимание, доброту |
«Где обедал воробей» | Показать на примере стихотворения отрицательные и положительные стороны героев | |
Февраль | «Добро и зло в сказках» | Раскрыть сущность добра и зла во время чтения художественной литературы |
«Сказка-ложь, да в ней намек» | Воспитывать коммуникативные качества, формировать социальную компетентность детей | |
Март | «Как у Маши появился котенок Этикет» | Прививать навыки культурного поведения в обществе, научить нормам морали |
«Встреча со страной хороших манер» | Привитие общепринятых норм и правил поведения в обществе | |
Апрель | «Просьба и отказ» | Формирование нравственно-этического воспитания, развитие общей культуры личности |
«Правда всегда дороже» | Учить говорить правду, умение вести дискуссию, воспитание толерантности | |
Май | «Правила поведения в транспорте» | Воспитывать у детей правила поведения в транспорте |
«Как правильно разговаривать по телефону» | Формирования умения вести диалог по телефону, соблюдая правила этикета |
Материально-техническое обеспечения
дополнительной образовательной программы «Страна хороших манер»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Печатные пособия | 1. Армер А.Н. «Что такое этикет». Т. 2000г. «Вежливые дети». Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении. М. Оникс. 2010г. 2. Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете». М. 1997г. 3. Квакин М. «Этикет наоборот». М. 2005г. | |
Технические средства обучения | Ноутбук Колонки Магнитофон Телевизор Диски Видео кассеты | Диск «Уроки вежливости» Видео кассета «Сказка о царе Салтане» |
Оборудование | Наглядное пособие Телефон Мяч Художественная литература Счётные палочки Плакат Вставные кармашки |
Список использованной литературы:
- Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете». М. 1997г.
- Гусев И.Е. «Этикет от А до Я». (Энциклопедия домашнего хозяйства). М. 2006г.
- Дорохов А. «О культуре поведения». М. 2003г.
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день». М. 1995г.
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей».
- Квакин М. «Этикет наоборот». М. 2005г.
- «Малая энциклопедия этикета». М. Классик, 2000г.
- Нагейрнер Е. «Этикет с малых лет. О правилах хорошего тона». М. 2009г.
- Ревяко Т.И. «Тридцать главных правил этикета». М. 2006г.
- Снегирева А. «Школа юных леди и джентльменов». М. 2009г.
- «120 лучших игровых ситуаций по этикету» / перевод В. Лордкипанидзе. М. Росмэн. 2007г.
- Хаткина М.А. «Веселые уроки кота Этикета». Ростов-на-Дону. Феникс.2007г.
- Шелкаева А.Н. «Современная энциклопедия этикета». Е. 2000г.
- Шишкин О., Хацкевич Ю.Г. «Большая книга по этикету». Харвест, ACT. 2000г.
Список средней логопедической группы
№п/п | Ф.И. | Возраст |
Архипова Вика | 18.02.2010 г. | |
Белов Владимир | 05.11.2010 г. | |
Владимирова Милана | 24.09.2010 г. | |
Городкова Вероника | 28.07.2010 г. | |
Даянов Александр | 16.03.2010 г. | |
Ильяков Дилмурад | 07.06.2010 г. | |
Кузьмин Арсений | 24.12.2009 г. | |
Митрофанова Ксения | 11.09.2010 г. | |
Немцев Александр | 04.03.2010 г. | |
Савельев Ярослав | 18.08.2010 г. | |
Спиридонова Вика | 29.03.2010 г. | |
Урванцев Сергей | 15.11.2010 г. | |
Федоров Арсений | 05.10.2010 г. | |
Хайруллин Эльдар | 10.06.2010 г. | |
Хусаинова Малика | 26.02.2010 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе
Структура педагогического проекта: Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные, конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования...
Проект «Путешествие в страну хороших манер»
Данный проект направленн на привлечение детей и родителей к формированию хороших монер. Беседы о важности в нашей жизни правил этикета утрачинных и необходимых, о важности воспитания их в детях,...
Сценарий досуга на прогулке для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное путешествие в страну хороших манер»
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста....
Социально - нравственный проект "Страна хороших манер"
Конспект социально - нарвственного проекта "Страна хороших манер" для детей старшей логопедической группы...
Сценарий досуга «Волшебное путешествие в страну хороших манер»
Досуг для старшего дошкольного возраста о хороших манерах, о правилах поведения....
анимационное развлекательное мероприятие "Путешествие в страну хороших манер"часть 1
анимацонная презентация где ведущая Эльф предлагает детям побывать в ее стране , разморозить ее вежливыми словами, познакомится с обитателями эльфами , справится со злой не воспитанной ведьмой, в конц...