Социально - нравственный проект "Страна хороших манер" в старшей логопедической группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Яковлева Евгения Петровна

Структура педагогического проекта:

Актуальность, гипотеза проекта, предполагаемые результаты, продукты проекта (промежуточные,

конечные), объект исследования, предмет исследования, цели исследования, задачи исследования,

методы исследования, срок реализации проекта, план реализации  проекта, список литературы.

Краткая аннотация работы:

Проектная деятельность включает в себя две формы работы:

 - формы работы с детьми,

 - формы работы с родителями.

Формы работы с детьми включают в себя такие виды деятельности, как:

Беседы на этические темы, чтение художественной литературы (стихотворений, рассказов, сказок),

художественно - продуктивную деятельность (рисование, изготовление подарков), драматизация сценок

о поведении в семье и с домашними животными и др.

Формы работы с родителями включают в себя такие виды деятельности, как:

Участие родителей в подготовке атрибутов к сценкам "Ушки-неслушки", "Некуда деться"; чтение книг,

имеющихся в домашней библиотеке на тему дружбы и отзывчивости; рассматривание с детьми

иллюстраций со сказочными героями знакомых сказок и обсуждение их поступков и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_strana_horoshih_maner2.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-нравственный проект

«Страна хороших манер»

в старшей логопедической группе

Актуальность

- Создание благоприятной социально – культурной среды для развития каждого ребенка.

 - Формирование нравственных привычек, усвоение норм и правил поведения в жизни и обществе, накопление социально – нравственного опыта детей.

 - Привлекать родителей к нравственному воспитанию в семье, направленному на формирование личностных качеств, необходимых современному человеку в общении и  деятельности.

          Новизна

Использование проектного метода в социально – личностном развитии.

Интеграция образовательных областей и детских видов деятельности.

Гипотеза проекта

Работа по формированию социального развития ребенка, его нравственных качеств будет эффективна:

  1. если будет осуществляться преемственность в работе воспитателей и родителей;
  2. если будут учитываться индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития.

Мы заинтересованы в том, чтобы в детях сформировать представление о добре и зле, о высоком и низменном, о приобретении детьми таких добродетелей, которые украсят их внутренний мир и помогут им справиться с трудностями в дальнейшей жизни.

Предполагаемые результаты:

Сформированность интегративных качеств в соответствии с ФГТ:

  1. любознательный, активный;
  2. эмоционально отзывчивый;
  3. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы);
  4. соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  5. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире.

Воспитание добрых чувств – доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботы о близких людях (матери, бабушке, дедушке, младших братьях и сестрах и т.д.).

Воспитание любви и гордости за свою Родину.

Продукты проекта

а) промежуточные:

  1. презентация «Уроки вежливости для самых умных малышей»;
  2. презентация на тему «Средние века»;
  3. альбом «Рыцари средних веков».

б) конечный:

Праздник на тему «Да здравствует вежливость и доброта!»

Объект исследования:

Дети старшей логопедической группы.

Предмет исследования

Формирование социально-нравственных качеств, культуры поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Цели  исследования:

  1. Дать представление детям о хороших манерах, или что такое «этикет».
  2. Познакомить с историческим фактом истории средних веков – рыцарством; обобщить и расширить знания о воспитании и о жизни рыцарей, об обряде посвящения в рыцари, о вооружении и рыцарских турнирах, о рыцарских орденах.
  3. Активизировать работу по пропаганде эстетически – нравственного воспитания через все доступные средства.

Задачи исследования:

  1. Создать благоприятную социально-культурную среду для развития каждого ребенка.
  2. Формировать нравственные привычки, усвоение норм и правил поведения в жизни, обществе, жизненный опыт детей.
  3. Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, музыки, кино, презентодемонстрационного материала.
  4. Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
  5. Проводить работу с родителями, привлекая их к нравственному воспитанию в семье, направленному на формирование личностных качеств, необходимых современному человеку в общении и деятельности.
  6. Использовать все вида пропаганды и наглядной агитации по данной теме.

Методы исследования:

а) Методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок:

  1. беседы на этические темы;
  2. чтение художественной литературы;
  3. просмотр и обсуждение спектакля «Гуси-лебеди»;
  4. рассматривание иллюстраций;
  5. разучивание пословиц и поговорок;
  6. просмотр презентаций;
  7. просмотр  серии короткометражных мультфильмов «Смешарики» на DVD диске.

б) Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения:

  1. словесные, дидактические и досуговые игры;
  2. разыгрывание проблемных  ситуаций;
  3. драматизация сценок;
  4. изготовление подарков взрослым к праздникам;
  5. художественно-продуктивная деятельность (выставки рисунков).

Срок реализации проекта: с 01.01.2011г. по 31.05.2011г.

 План  реализации  проекта.

№ п/п

Время проведения

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

1

Январь 2011г.

- Беседы с детьми на темы:

  1. «Что такое этикет, или путешествие в страну хороших манер»
  2. «Почему при встрече люди говорят «Здравствуйте?»
  3. «Правила поведения в общественных местах»

- Художественно-продуктивная деятельность по рисованию: «Папин портрет», «Мамочка милая, мама моя»

- Словесные игры: «Назови вежливое слово», «Твой характер» (тест – шутка), «Отгадай вежливое слово»

- Чтение стихотворений о правилах поведения дома, в лифте, на улице, в общественном транспорте: С.Капутикян «Слушай хорошенько», С.Михалков «Лифт и карандаш», А.Барто «Два снежка», «Любочка», «Весенняя прогулка»

- Чтение сказок о вежливости: мексиканская сказка «Вежливый кролик», «Гуси-лебеди», В.Берестов «Аист и соловей», В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

Просмотр сказок и мультфильмов на тему вежливости и доброты.

Привлечь родителей к созданию книжной выстави

Оформление наглядной агитации в родительском уголке

2

Февраль

Беседы на темы:

  1. «Дружбы твердые законы»
  2. «О доброте, отзывчивости и скромности»
  3. «Мы - пассажиры»

- Просмотр кукольного спектакля – «Гуси-лебеди»

- Художественно-продуктивная деятельность по рисованию: «Портрет друга», «Семейный портрет»

- Изготовление подарков для пап: открытка «Самолет отправляется в полет»

- Слушание и разучивание песен о вежливости и доброте: «Улыбка» (из мультфильма «Крошка Енот», слова М Пляцковского); «Что такое этикет?» (слова С.Еремеева, музыка Е.Еремеева); «Будьте добры»; «Если добрый ты»

- Чтение рассказов о поведении детей дома, в семье, в школе: В.Осееева «Волшебное слово», «Печенье»;  Л.Н.Толстой «Косточка»;  В.Сухомлинский «Одни и те же слова»;  Л.Воронкова «Солнечный денек»;  Н.Носов «Саша», «Находчивость»;  В.Драгунский «Тайное становиться явным»;  Е.Пермяк «Надежный человек»

Чтение книг, имеющихся в домашней библиотеке на тему дружбы и отзывчивости.

Разучивание песен о доброте и этикете вместе с детьми

Домашнее задание «Сказочный герой» Рассматривание с детьми иллюстраций со сказочными героями знакомых сказок и обсуждение их поступков. Рисование сказочных героев.

3

Март

- Беседы на тему:

  1. «Международный женский день – 8 Марта»
  2. «Идем в гости»
  3. «Как принимать гостей?»
  4. «Поведение за столом»

- Обыгрывание проблемных ситуаций о правилах поведения в семье, в детском саду, на улице, в транспорте, в  общественных местах.

- Чтение книг об этикете: А.Н.Армер «Что такое этикет?» (увлекательное путешествие в страну хороших манер); Т.Каримова «Этикет на все случаи жизни»4 Т.Титкова «Как принимать гостей»

- Драматизация сценки о поведении в семье «Ушки-неслушки»; подготовка атрибутов для разыгрывания сценки по ролям.

- Разучивание песен о маме: «Песенка – капель», «Зореньки краше и солнца милей», «Звенят сосульки»

Разучивание поздравительных частушек для мам и бабушек; стихов о маме: Л.Николаенко «Доброта», Е.Благинина «Посидим в тишине»

- Развлекательные, досуговые игры: «Золушки и портняшки», «Поварята», «Кто быстрее забьет гвозди?», «Кто быстрее соберет бусы?»

- Изготовление подарков для мам и бабушек: Праздничная корзинка, способом «Оригами»,   открытка «Нарциссы в хрустальной вазе»

Разучивание стихов и песен о маме

Участие родителей в подготовке атрибутов к сценке «Ушки-неслушки» (кукольная посуда, тапочки, мягкие игрушки, куклы, коляска, очки, газета)

Анкетирование родителей на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка в группе ДОУ»

4

Апрель

- Беседы на темы:

  1. «Жизнь и воспитание рыцарей»
  2. «Вооружение рыцарей»
  3. «Рыцарские турниры»
  4. «Посвящение в рыцари»
  5. «Рыцарские ордена»
  6. «Кого можно назвать рыцарем?»
  7. «Если рыцари сейчас?»

- Чтение рассказов о рыцарях из детских энциклопедий: Н.И.Девятайкина «История средних веков» (1996, 2000г.); Энциклопедия для детей» Т1 «Всемирная история», «История средних веков»; детские энциклопедии: «Я познаю мир» (история), «Спутник любознательных», «Что такое? Кто такой?»

- Рассматривание с детьми иллюстраций, книг о рыцарях.

- Оформление альбома «Рыцари средних веков»

- Разучивание пословиц и поговорок о доброте, о матери, отце, семье, о друзьях

- Драматизация сценки «Некуда деться». Подготовка атрибутов.

- Праздник для детей «Да здравствует вежливость и доброта»

Участие в подготовке презентации на тему «Вежливость» к празднику «Да здравствует вежливость и доброта»

Распечатка медалей-призов на цветном принтере «Самой доброй девочке», «Замечательный мальчик»для праздника «Да здравствует вежливость и доброта»

Придумывание вариантов эмблем для участников команд для праздника.

5

Май

- Беседы на темы:

  1. «У меня зазвонил телефон»
  2. «Вежливые слова  нашей жизни»

- Чтение рассказов об умении детей разговаривать по телефону со взрослыми и со сверстниками, друзьями:         В. Сухомлинский «Телефонная трубка»,                          В. Голявин «Разговор по телефону, И. Огли «Жизнь в трубке»

- Разыгрывание ситуаций по телефону: - Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор?

- Вам необходимо позвонить другу. Как вы начнете разговор?

- Чтение стихотворений о вежливых словах: В.Разин «Волшебные слова»; А Степанов «Добрый вечер», «Телефон – автомат»; А.Барто «Поссорились», «Почему телефон занят?»

- Просмотр серии анимационных, короткометражных мультфильмов «Смешарики» - «Азбука доброжелательности» на DVD диске.

- Презентация совместного проекта  детей, родителей, воспитателей старшей логопедической группы

Экскурсия в музей Краеведения

Распечатка на цветном принтере картинок рыцарей средних веков для оформления альбома

Литература (к проекту)

  1. Армер А.Н. «Что такое этикет?» Г Тольятти, издательство «Анфас», 1998г.
  2. Голосовская А., Боярский М., Лесняк Ю. Энциклопедия для детей «История средних веков». М.: «Мир энциклопедий Аванта», 2008 г.
  3. Девяткайкина Н.И. «История средних веков». Саратов, Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1996 г.
  4. Девятайкина Н.И. «История средних веков». Москва, издательство «Центр гуманитарного образования», 2000 г.
  5. Исмаилова. Энциклопедия для детей: Т. 1 «Всемирная история». М.: Аванта+, 1994 г.
  6. Каримова Т. «Этикет на все случаи жизни». Москва «АСТ – Пресс», 1999 г.
  7. Лом И.М. «Правила хорошего тона». Г. Тула,: ТОО «Ариель», 1993 г.
  8. Свирский А.Ф. Детская энциклопедия (Спутник любознательных) «Что такое? Кто такой?» М.: Издательство «Просвещение», 1968 г.
  9. Титкова Т.В. «Как принимать гостей». М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
  10. Чудакова Н.В. Детская энциклопедия (история) «Я познаю мир». Москва «Издательство АСТ», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по социально-нравственному воспитанию (на год) Старшая группа

Работа по социально - нравственному воспитанию в детском саду обширна и многообразна. Для того чтобы работа по этому направлению была последовательна и систематична, мною разработана система, которая ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: Предметное и социальное окружение возрастная группа: старшая логопедическая группа Тема: «Грузовой и пассажирский транспорт».

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области: Предметное и социальное окружениевозрастная группа: старшая логопедическая группа Тема: «Грузовой и ...

ПРОЕКТ познавательный, нравственно – эстетический, творческий в старшей логопедической группе «Светлый праздник Пасха» 2021г.

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей....

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Хорошие и плохие поступки. Что видел Незнайка».

Цель: научить ребят отличать плохой поступок от хорошего.  Задачи:    уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;прививать детям желание делать т...

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию детей в старшей группе на тему «Хорошие и плохие поступки. Что видел Незнайка».

Цель: научить ребят отличать плохой поступок от хорошего.  Задачи:    уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках;прививать детям желание делать т...

Конспект ООД в старшей логопедической группе на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!» в рамках проекта «Калейдоскоп профессий»

Конспект ООДв старшей логопедической группе на тему:«Все  работы хороши, выбирай на вкус!»в рамках проекта «Калейдоскоп профессий»...