Комплекс бесед с детьми на тему: «Путешествие по реке времени»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Комплекс бесед с детьми на тему:
«Путешествие по реке времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_reke_vremeni.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Детский сад № 80 «Светлячок»
Комплекс бесед с детьми на тему:
«Путешествие по реке времени»
Воспитатель:
Н.Е. Анисимова
г. Нижневартовск
Тема: История моей семьи
Для введения в тему почитаем стихотворение А. Барто «Я расту». Поговорим об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность). Попробуем понять связь поколений: дети и родители, родители родителей (бабушки и дедушки детей); обсудим, что значит называть человека по имени и отчеству.
Поразмышляем о том, можно ли вернуть вчерашний день (снова стать малышом); придем к выводу, что время как река, течет только вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было с нами раньше. Обсудим, как можно узнать о том, что было давным-давно, о чем нельзя помнить (следы времени — вещи, которые при раскопках находят археологи, книги, которые люди написали давным-давно, старые фотографии, фильмы). Поговорим о музеях, где можно увидеть старинные вещи.
Отправимся в путешествие в прошлое своей семьи. Зададимся вопросом, как можно узнать о том, что было раньше, много лет назад, когда бабушки и дедушки, папы и мамы были маленькими (из рассказов, семейных фотографий), что знают дети о своих бабушках и дедушках, об их детстве.
Предложим детям дома расспросить родителей, дедушек и бабушек о любимых играх в детстве, найти их старые фотографии, свои фотографии в раннем детстве. В следующий раз рассмотрим фотографии, обсудим, отличаются ли игры теперешних дошкольников от прежних.
Порекомендуем родителям почитать детям книгу Д. Барри «Питер Пэн и Венди» (о мальчике, который не хотел взрослеть).
Тема: История жилища и бытоустройства
Для введения в тему предварительно почитаем сказку Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе».
Предложим детям рассмотреть панно «река времени», поясним, что это такое, и отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — от настоящего в прошлое.
Обсудим, как живет человек сейчас, в наше время; рассмотрим большие иллюстрации и выберем подходящие маленькие карточки-«метки» — современные городские и сельские здания, расположим их в конце «реки времени». Поговорим о том, что люди не сразу научились строить такие дома (заполним «метками» промежуточную остановку на «реке времени» — избы, деревянные и каменные города-крепости). Опираясь на прочитанную сказку Р. Киплинга и иллюстрации, уточним, как жил человек в древности (пещеры, землянки, шалаши, хижины и пр.). Выберем и прикрепим соответствующие «метки»-символы древности в начале «реки времени».
Аналогичным образом обсудим, как одеваются люди сейчас и как одевались в старину, какая у них была посуда, инструменты, оружие (выберем подходящие «метки» для каждой остановки). Можно завершить занятие практическим исследованием: рассмотреть лапти, домотканый коврик, необожженный глиняный горшок и т. п.; сравнить эти вещи с нашей обувью, одеждой и посудой.
Исследовательская тема может быть продолжена на занятии продуктивной деятельностью: предложим детям объединиться в подгруппы по 4—5 человек и сделать макеты старинных городов-крепостей из бумаги, картона, пластилина, бросового материала (с опорой на разные иллюстрации — по выбору). Масштабы макетов можно задать наборами фигурок средневековых рыцарей, русских богатырей, которые станут обитателями построенных крепостей.
Предложим поискать дома и рассмотреть старинные вещи; если возможно, что-то принести в группу для нашего музея старинных вещей.
Тема: История огня (освещение и тепло)
Для введения в тему почитаем рассказ в стихах С. Маршака «Вчера и сегодня».
Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» и «осветим» жилища людей на всех остановках. Найдем подходящие карточки-иллюстрации для нашего времени (электрические лампочки, разные осветительные приборы); обсудим, где на «реке времени» место свече и керосиновой лампе (в старину), поместим соответствующие карточки на панно. Поговорим о том, как люди научились добывать огонь, рассмотрим оставшиеся карточки (костер, лучина, факел), найдем им место (в древности).
Аналогичным образом обсудим, как люди отапливают свое жилище сейчас, как делали это в старину, в древности (современные отопительные приборы — печь — открытый очаг), прикрепим к панно подходящие иллюстрации.
Займемся практическим исследованием: рассмотрим приготовленные заранее свечу, керосиновую лампу, попробуем их в действии (выясним, много ли они дают света).
В последующие дни можно почитать детям книгу «Русские богатыри: былины» (обработка для детей И. Карнауховой), насыщенную образами старины.
Тема: История сухопутного транспорта
Используем в качестве основных вех в истории транспорта два великих изобретения человека — колесо и двигатель (мотор). Для введения в тему почитаем стихотворение С. Маршака «Колеса».
Рассмотрим множество больших картинок, иллюстрирующих историю транспорта; сравним их между собой. Обсудим, как в древности люди перемещались по суше, когда они еще не придумали колесо (пешком, верхом на животных); каким был транспорт в старину, когда колесо уже придумали, но еще не изобрели мотор (использовали силу животных — гужевой транспорт: телеги, кареты, и пр.); что значит тащить грузы волоком; как можно быстро перемещаться зимой и не использовать колесный транспорт (на санях).
Поговорим о том, чем отличается автомобиль от телеги и саней, выйдем еще на одно изобретение, изменившее транспорт, сделавшее его очень быстрым (мотор, двигатель). Выясним, по аналогии с живым существом, чем «питается» двигатель (бензином, углем, электричеством).
Отправимся в воображаемое путешествие по «реке времени» — дополним остановки на ней подходящим транспортом.
Это можно сделать, например, используя принцип игры в лото. Каждый из участников путешествия выбирает из множества маленьких карточек-«меток» по две, наугад. Все располагаются вокруг панно (за большим столом, на ковре). Взрослый объявляет первую остановку: «Наше время*. Участники, у которых оказались карточки с современным транспортом, помещают их на панно, по берегам «реки», возле ключевой картинки (города). Вторая остановка: «Старина». Придется сменить транспорт: свои карточки размещают (рядом с «меткой»-крепостью) обладатели старинных средств передвижения. На третьей остановке («Древность») процедура повторяется.
В результате все карточки размещены. Остается их наклеить; это могут сделать несколько детей (выберем по 2—3 человека для каждой остановки).
Займемся практическим исследованием: всегда ли автомобили были такими, как сейчас? Рассмотрим и сравним маленькие коллекционные модели автомобилей (если нет таковых, заменим их фотоиллюстрациями). В конце занятия можно почитать стихотворение С. Баруздина «Сказка о трамвае».
Тема: История мореплавания и воздухоплавания
Построим занятие по аналогии с предыдущим. Для введения в тему почитаем стихотворение Б. Заходера «Если мне подарят лодку».
Рассмотрим большие иллюстрации; сравним их. Обсудим, как люди передвигались по воде в древности (использовали силы природы — течение рек, ветер, свою собственную мускульную силу: плоты, долбленые лодки — гребные и парусные); в старину (большие парусные суда — шхуны, фрегаты и т. п., большие гребные суда — галеры); в настоящее время — суда с двигателем (сравним: пароход, теплоход, атомоход).
Отправимся в путешествие по «реке времени» — дополним остановки водным транспортом (из множества маленьких карточек выберем подходящие «мет-ки»-символы — от настоящего к прошлому).
Аналогичным образом рассмотрим историю воздухоплавания (если этой теме посвящено отдельное занятие, можно рассказать или прочитать детям миф о Дедале и Икаре). Подберем и поместим «метки»-сим-волы эпох на «реке времени»: в старину — воздушный шар (использование сил природы); в настоящее время — самолеты и ракеты (использование двигателя). В древности человек только мечтал летать как птица. Обсудим, удалось ли хотя бы отчасти осуществить эту мечту (дельтоплан, планеры, махолеты). Вспомним наши опыты с воздушными потоками (ветром), бумажными планерами.
Интерес к теме можно поддержать в последующие дни чтением художественной литературы: «Синдбад-мореход» (из сказок «Тысяча и одна ночь» в пересказе М. Салье); Д. Свифт «Путешествия Гулливера» (пересказ для детей Т. Габбе).
Тема: История письменности (книгопечатание)
Используем в качестве условных вех рисуночное (пиктографическое) письмо — в древности, рукописную книгу — в старину, типографскую книгу — в настоящее время. Для введения в тему предварительно в свободное время прочитаем сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит». Непосредственно на занятии вспомним стихотворение С. Маршака «Вчера и сегодня» (фрагмент о споре перьевой ручки и пишущей машинки).
Обсудим, как мы узнаём разные интересные истории, сказки (из книг), всегда ли были книги, какими они были раньше; как «записывали» истории в древности (просто рисовали события, как девочка Тэффи); как писали в старину, когда уже придумали алфавит (палочками на глиняных дощечках, гусиными и стальными перьями на бумаге); какими были первые книги (рукописные); много ли людей могли воспользоваться рукописными книгами; как люди научились делать множество одинаковых книг, чтобы все могли их читать (изобретение книгопечатания — типографские оттиски, копировальная бумага, пишущая машинка, компьютер). В ходе обсуждения рассмотрим соответствующие карточки-иллюстрации.
Отправимся в путешествие из настоящего в прошлое и дополним остановки на «реке времени» подходящими «метками»-символами (современные книги, рукописные книги, свитки с пиктограммами).
Займемся практическим исследованием: попробуем писать перьевыми ручками и чернилами; рисовать и писать с использованием копировальной бумаги (делать несколько экземпляров), печатать на машинке с копиркой (несколько экземпляров).
Можно раздать детям пустые книжки-раскладушки (на 5—7 страниц), чтобы дома придумать и «записать» историю в картинках (как это делала девочка Тэффи из рассказа Р. Киплинга). В следующий раз «почитаем» эти истории (попробуем понять, что хотели рассказать авторы).
Тема: История коммуникации (почта)
Для непосредственного введения в тему перечитаем (или вспомним) рассказ в стихах С. Маршака «Почта».
Рассмотрим картинки-иллюстрации и обсудим, как передавали новости, срочные сообщения на расстоянии в древности, когда еще не было быстрого транспорта и люди не умели писать (посылали человека-гонца с устным сообщением). Как поступали в этих случаях в старину (посылали письменное сообщение на специальных почтовых каретах, появилась профессия — почтальон). Выясним, можем ли мы обойтись сейчас без писем, чтобы пообщаться с родными на расстоянии (телефон, компьютер); как узнаём новости (радио, телевидение, газеты).
Отправимся в путешествие по нашей «реке времени» — из настоящего в прошлое, дополним остановки подходящими «метками»-символами средств коммуникации (в настоящее время — почта, телефон, радио, телевидение, компьютер; в старину — письмо и почтовая карета; в древности — гонец).
Займемся практическим исследованием: что нужно для того, чтобы письмо добралось к месту назначения (адрес на конверте, «проездной билет» — марка); рассмотрим конверты с марками и без марок, попробуем написать адрес на конверте; рассмотрим коллекцию марок (сравним по странам, по форме и размеру, по тематике).
Предложим детям, увлекающимся сбором марок, принести в группу и показать свои коллекции (можно собрать групповую коллекцию, если каждый принесет несколько марок). Порекомендуем родителям дома вместе с детьми написать письмо родным (например бабушке), помочь ребенку выучить свой адрес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие по реке времени: история перчаток»
Современное педагогическое сообщество сейчас активно использует инновационные педагогические технологии.Я тоже не стою на месте,внедряю апробирую новые технологии.В данной непосредственной деятельност...
План-конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по реке времени в прошлое города Сызрани»
План-конспект об истории города Сызрани,об основных видах ремесел ,о бережном отношении к хлебу и о любви к родному краю....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие по реке Времени"
Формировать у детей представление о свойствах времени (текучесть, необратимость), о единицах исчисления времени....
Статья на тему "Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность детей)
...Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представлени...
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги....
Методическая разработка на тему "Путешествие по реке времени. История появления лампочки"
знакомство с историей возникновения лампочки.....