Программа занятий по песочной терапии
методическая разработка (младшая группа) на тему

Практические занятия по песочной терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pesochnaya_terapiya.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий по песочной терапии.

ГК УЗ АОСДР «Звездочка».                                             Учитель-дефектолог: Хакимова И.Х.

                                                                                              Учитель-дефектолог: Николенкова И.Г. 

Актуальность программы:

Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

1.Развитие фантазии с опережением сверстников.

2.Поднятие настроения в процессе.

3.Развитие образного мышления.

4.Благотворное влияние на формирование речи в качестве вспомогательной терапии при логопедических нарушениях у ребенка.

Отмечается, что позитивный заряд энергии после работы с песком обуславливается отдачей через кончики пальцев энергии, которой материал пропитывается, находясь в природной среде.

Занятия, как правило, проводятся в игровой форме, чем позволяют создать непринужденную атмосферу, усиливающую благотворное воздействие песка.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

• Лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. Столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.  

• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

• Периодически лоток нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплет.

Оборудование:

1.Песочница.

2.Песок.

3.Вода.              

 4. Фигурки:

Человеческие персонажи

Животные (домашние, дикие и др.)

Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)

Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

Сказочные герои (злые и добрые)

Бросовый материал  (флаконы из  под духов, пробки ).

Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Песочница:

Песочница деревянная, имеет форму прямоугольного ящика. Дно со светодиодной подсветкой.  

  1. Песок:

 1/3 песочницы заполнена чистым песком. (Время от времени песок необходимо менять или очищать: просеивать, промывать, прокаливать в духовом шкафу - не реже одного раза в месяц).

Условия проведения занятий с песком:

1У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2.Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3.Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.

4.Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

  1. Задачи:

Образовательные задачи:

• формировать представления детей о свойствах песка;

• формировать навыки экспериментирования с песком;

• обогащать тактильный опыт детей;

• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».

Развивающие задачи:

• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

 снять мышечную напряжённость;

совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.

Воспитательные задачи:

• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

• воспитывать аккуратность;

• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

• стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

• анализировать коммуникативные трудности (способность ребенка к общению и умение выражать словесно свои мысли).

Песочная терапия в логопедии.

 Педагоги также часто прибегают к приемам «игры в песок». Ведь развитие образного мышления очень помогает в постановке правильной связной речи. Составив композицию на песке, ребенок придумывает сюжетную линию повествования и эмоционально окрашивает свой рассказ.

  1. Упражнения с детьми в песочнице:

1.Знакомство с песком. Тактильные ощущения.

2.Постановка ладони на ребро.

3.Рисование пальцами: фигур, картинок.

4.Самомассаж: прятать кисти рук в песок, перетирать пальцами.

4.Зарядка для развития мелкой мускулатуры рук: пальчики шагают, бегают, играют на пианино.

5.Предметное конструирование и манипулирование созданными объектами.

6.Постановка сказок на песке.

Структура занятия:

Песочная игра строится в зависимости от целей и задач занятия, с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся с небольшой группой детей (3-4 человека), и индивидуально. Задания усложняются или упрощаются в зависимости от проблем и успехов детей.

Продолжительность одного занятия для ребенка составляет от 10 до 20 минут.

 Каждый месяц проводиться четыре занятия по двум темам (первое занятие это новый материал, второе - закрепление предыдущей темы).

1.Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.

2.Правила игр на песке, инструкции, формулировка темы занятия.

3.Построение песочной картины (занятие).

4.Обсуждение песочной картины (итоги, выводы).

Игры с песком для детей 2-3 лет.

Январь.

«Норки для мышки».

Цель: формировать представления детей о свойствах песка; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, игрушка-мышка.

Ход занятия:

Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка - норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

  1. «Я пеку, пеку, пеку».

Цель: обогащать тактильный опыт детей; воспитывать способность сопереживать, сочувствовать; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, вода, формочки для песка.

Ход занятия:

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, кексы). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

  1. Февраль.

«Заборчики».

Цель: учить лепить ребром ладони заборчик из мокрого песка; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память; воспитывать способность сопереживать, сочувствовать.

Оборудование: мокрый песок, фигурки зайца и волка.

 Ход занятия:

Дети рассматривают зайку.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

 Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

  1. «Волшебные отпечатки на песке».

Цель: формировать представления детей о свойствах песка; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Оборудование: мокрый песок, камешки.

Ход занятия:
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминоги, птички и т.д.

  1. Март.

«Клад».

Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха; воспитывать аккуратность;

вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок и мелкие игрушки.

Ход занятия:

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Нужно, дуя на песок, обнаружить , что там спрятано.

«Хлеб».

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: мокрый песок.

Ход занятия:
Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки!
Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками(«месит»)
Затем произвольно лепит изделия

  1. Апрель.

«Собери грибы».

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, фигурки грибов, корзинка.

Ход занятия:
«Ты корзину в лес бери, 
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки,
Найди-ка на опушке!»
Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

«Ловкие пальчики».

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, игрушечное пианино.

Ход занятия:
Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей. Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку, «прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

Май.

 «Загадка».

Цель: формировать навыки экспериментирования с песком; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок и мелкие игрушки.

Ход занятия:
Рассмотреть с детьми игрушки, а затем закопать какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

  1. «Секретики».

Цель: формировать навыки экспериментирования с песком; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, различные предметы ( фантики, пуговицы, блестки, цветочки, перышко, тонкая палочка).

Ход занятия:
Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку. 

Июнь.

«Секретики»  (с геометрическими формами).

Цель: формировать навыки экспериментирования с песком; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, геометрические формы, перышко и тонкая палочка.

Ход занятия:

Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические формы, а затем найти их с помощью перышка или палочки.

«Сапер». 

 Цель: развитие плавного направленного ротового выдоха; воспитывать аккуратность;

вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, палочка или перышко.

Ход занятия:

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

  1. Июль.

«Вулкан».

Цель: развитие направленного ротового выдоха; снять  мышечную напряжённость; стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Оборудование: песок, вода.

Ход занятия:

Во влажном песке выкапывают углубление и заполняют его водой. Ребёнок длительной, сильной воздушной струёй вызывает «бурление» воды.

  1. «Страна фруктов». 

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию.

Оборудование: песок, муляжи фруктов, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

На поверхности песка лежат фрукты. Ребенку предлагается палочкой нарисовать на песке, на какую геометрическую форму похож тот или иной фрукт (овал или круг).

Август.

«Страна овощей». 

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию.

Оборудование: песок, муляжи овощей, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

В песке спрятаны овощи.  Ребенок должен найти их и назвать. В последующих играх педагог добавляет количество овощей.

«Бусы для мамы».

Цель: обогащать тактильный опыт детей; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Оборудование: песок, мелкие цветные камушки, ракушки, фасоль.

Ход занятия:

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?
Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» 
С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Сентябрь.

«Продолжи узор».

Цель: учить детей подражать движениям рук взрослого, развивать фантазию, воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.

«Дом фигур».        

Цель: развитие пространственных представлений, закрепление знаний геометрических фигур, развитие мышления.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

Педагог рисует дом – «квадрат», разлинованный на девять «квартир». В этот дом надо заселить три квадрата, три треугольник, три круга. На одном этаже должны жить разные геометрические фигуры, также они не должны жить друг под другом. Ребенок «заселяет» дом. Например, на первом этаже живет – квадрат, треугольник, круг. На втором треугольник, круг, квадрат. На третьем – круг, квадрат, треугольник.

Октябрь.

«Помоги колобку добраться домой».

Цель: развитие направленного ротового выдоха, развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Оборудование: песок, шарик для пинг-понга, мелкие игрушки.

Ход занятия:

На песке лёгкие пластмассовый шарик для пинг-понга. С помощью воздушной струи ребёнок передвигает шарик до заданного места (к игрушке).

«Прятки».

Цель: развитие фонематического слуха, вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок.

Ход занятия:

Взрослый просит ребёнка спрятать руки в песок, услышав заданный звук, например [ш], выкопать их.

Ноябрь.

«Повтори за мной».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, снижение психофизического напряжения.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход  занятия:

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые или сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого.

Или: взрослый рисует на доске, даёт устную инструкцию нарисовать на песке определённый узор.

«Раскопки».

Цель: формировать навыки экспериментирования с песком; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п.

Ход занятия:

Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи. 

Декабрь.

«Змейки». 

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  вызвать положительные эмоции,связанные с новыми впечатлениями; снять эмоциональное напряжение .

Оборудование: песок, игрушка-змея, веревочки по количеству детей.

Ход занятия:

Выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки - Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок. Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

«Повторялка».

Цель: формировать представления детей о свойствах песка; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

 Оборудование: песок, палочки по количеству детей

Ход занятия:

Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну. Скажите ему, что это дорожка для машины или ручеек для кораблика. Главное. Проводя параллельную линию, не отрывать руки, а проводить одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования извилистую или ломаную линию. 

  1. Игры с песком для детей 3-5 лет.
  2. Январь.
  3. «Песочная поляна».

Цель: учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать  в речи слова: «шершавый», « твердый»,  «мягкий.»;

развивать у детей мелкую моторику рук, восприятие, мышление, фантазию;

закрепить названия цветов, животных, кто как кричит;

воспитывать бережное обращение с песком.

Оборудование: песочница, ширма, ведерко с песком, сито, игрушки по количеству детей, совочки, воронки, цветочки, воздушные шары на каждого ребенка, ручеек.

Ход занятия:

1 Приветствие. Упражнение под музыку:

Солнышко встало (круговое движение перед собой)

Утро настало

 Утро настало (дети машут руками)

Птицы проснулись

Птицы запели (руки вверх - потянулись)

Дети проснулись

Дети проснулись (дети улыбаются друг другу)

Улыбки повсюду.

2.Здороваемся с солнышком, обращаем внимание на шарик ( какого он цвета, сколько шариков, раскладываем шарики по цвету в корзинки).

3.Идем за солнышком к ручейку, перепрыгиваем через него.

4.Выходим на поляну, где знакомимся с песком: песок нельзя брать в рот, нельзя разбрасывать, нельзя его кушать. Закрепляем знания о свойствах песка: шершавый или гладкий, сухой или мокрый, мягкий или твердый.

5.Знакомим со свойством песка. Гладим его между ладонями. с нашим другом-песочком.

6. «Игра-прятки». Прячем, а затем находим игрушки в песке.

7. Игра «Песочный дождик».

-Песочный дождик, кап- кап- кап.

Ты не капай долго так.

Как только пойдет дождик, дети прячут свои ладошки, сжимая их в кулачок.

Каждому ребенку выдается воронка и совок. Дети с помощью их начинают поливать песок.

-Песочный дождик лей веселей!

Песочных капель не жалей.

Для цветов ,для полей

И для маленьких детей.

8.Выглядывает солнышко.  Заключительная беседа о прошедшем занятии.

«Заборчик для цыплят».

Цель: обогащать тактильный опыт детей; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Оборудование: песок, счетные палочки разного цвета, игрушки цыплята и утята.

Ход занятия:

На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета, потом красные палочки- красный забор. За синим забором спрячутся цыплята, а за красным - утята. А затем дети строят один большой забор, чередуя по цвету, закрепляя понятия ритма.

  1. Февраль.
  2. «Зоопарк».

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, фигурки диких животных, кирпичики.

Ход занятия:

Используя набор мелких игрушек «Дикие животные», предложить ребенку организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его забором, из кирпичиков. Можно использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получиться пруд для водоплавающих птиц.

«Ферма»

Цель: формировать навыки экспериментирования с песком; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;  вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: песок, набор игрушек домашних животных, макеты дома, деревьев и кустарников, палочки по количеству детей, игрушки человек и собака.

Ход занятия:

Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овца, около дома - стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке- сторожевой пес.

Март. 

«Волшебный песок».

Цель: развитие тактильно - кинетической чувствительности; снятие эмоционального напряжения; учить говорить о своих чувствах (песок теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики); учить взаимодействию.

Оборудование: песок.

Ход занятия:

1.Опускаем руки в песок и рассказываем о своих ощущениях.

2.Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки) ;

выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик) ;

пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

3.Анализ упражнений: что ты чувствовал при работе с песком? тебе было приятно или нет? понимал ли ты инструкцию педагога? что легче говорить или понимать (чувствовать).

«Поиски клада».

Цель: обогащать тактильный опыт детей;  развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память; вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование: набор мелких игрушек (елки, деревья, грибы, цветы, колодец, луна полная, молодой месяц, ежи, сова).

Ход занятия:

1.Дети отправляются на поиски клада вместе с Мудрой Совой. Дети пальчиком чертят дорогу на песке под руководством взрослого.

2.Дети рисуют линию на песке: направо до елки, вниз до колодца, направо до сосны, вниз до круглой луны, налево к ежу, вниз до грибов, налево под дубом ищи клад. Педагог медленно читает инструкцию, пока дети не выполнят задание правильно.

3.Ребенок руками ищет в песке клад, находит игрушку (машинка, куколка). За то, что ты правильно и хорошо справился, Сова дарит тебе эту игрушку.

Апрель.

«Отпечатки наших рук».

Цель: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; Вызывать положительные эмоции детей, учить совместному действию; оценить собственные ощущения.

Оборудование: песок.

Ход занятия:

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

«Бусы красавицы Весны».

Цель: развивать кинестетические ощущения детей, закрепить знание основных цветов, воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, бусы (красные, желтые, зеленые, синие),

Ход занятия:

Загадка: Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна. Зовут меня (весна)

Пришла весна (подобрать признаки) Весна (какая?).

Добрая, красивая, зеленая...

Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и сорвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.

Дети делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в песок, ищет бусинки на своей половине. ( Бусинки разного цвета: красная, желтая, зеленая, синяя). У каждого ребенка по 4 бусинки.

Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности».

Д/и «Какой бусинки не стало?»

Д/и «Подбери предмет к признаку» (назвать предметы такого же цвета, как бусы).

Май.

 «Пекарня».

Цель: развивать представления о свойствах влажного песка; развивать мелкую моторику рук; знакомить в игре с математическими понятиями: один и много, большой и маленький, целая часть; воспитывать усидчивость и аккуратность.

Оборудование:  песок, формочки для песка, куклы, пластмассовый игрушечный ножик.

Ход занятия:

Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы.

А потом посчитать их. Угостить кукол, разрезав пирог на 2, 4 части. Таким образом, ребенок знакомиться в игре с математическими понятиями: один и много, большой и маленький, целая часть.

«Подсказка».

Цель: развивать  мелкую моторику рук; закрепить представления о счете до пяти, воспитывать усидчивость, развивать мышление и внимание.

Оборудование: песок, флажки с картинками (1, 2, 3, 4, 5 шариков), мелкие игрушки.

Ход занятия:

Для обучения ребенка счету, можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 3 кучки, а сверху воткнуть флажок с картинками ( на них нарисованы1, 2 или 3 шарика). В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке: «Ищи в кучке, где нарисовано 2 шарика» или «В кучке, где нарисован 1 шарик». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где его искать. По мере усвоения счета, количество кучек может возрасти до 5.

Июнь.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…».

Цель: формировать представления детей о свойствах песка; снять мышечную напряженность; воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

Нарисуйте на песке 2 параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, пусть малыш ее отремонтирует.

«Автогонщик».

Цель: обогащать тактильный опыт детей; развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Оборудование: песок, маленькие игрушечные машинки, флажки.

Ход занятия:

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

  1. Июль.

«Солнечная сказка на песке».

Цель: гармонизация эмоционального состояния детей; развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения; активизация словарного запаса.

Оборудование: солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки- зайчики.

Ход занятия:

1.Отправляемся в путешествие вместе с солнышком.

2.Повторяем правила игр с песком.

3.Знакомимся с качеством песка. Вывод: песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.

4.- Послушайте…Он с вами здоровается , только очень-очень тихо. Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

5.-А теперь, послушайте сказку.

Утром солнышко проснулось,

Сладко  сладко потянулось.

И, откинув одеяло,

С нами в сказку пошагало.

Педагог предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.

Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.

-Получилось у нас солнышко? (да).

- Какое солнышко у нас получилось?

Дети отвечают. ( Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)

- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.

Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.

Давай погладим пальчиком длинные лучики.

-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики.( Небольшие пластмассовые фигурки, возможно от «киндерсюрпризов»). Они тоже рады солнышку.

Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)

-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны будете их найти в песке ,раскапывая песок пальчиками.

Дети находят игрушки.

Пока дети ищут игрушки - педагог наклеивает на солнышко тучку.

Прощаемся с зайчиком.

6. Пошел дождь. Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.

-Дождик, дождик лей веселей!

Своих капель не жалей.

Для цветов, для полей

И для маленьких детей.

-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)

Дождь покапал и прошел.

Стало всем нам хорошо

Солнце снова засветилось

Засияло, заискрилось.

- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.

Педагог берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек... Хвалит детей.

7.- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят полакомиться сладким цветочным нектаром.

Педагог предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт бабочек.

8.Дети благодарят всех персонажей за интересную игру.

«Спасение Принцессы».

Цель: формировать представления детей о свойствах песка; развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, желание помочь в спасении сказочного персонажа.

Оборудование: песок, фигурка короля, принцессы, Змей Горыныча.

Ход занятия:

Рассказ педагога с демонстрацией. - Жил-был Король. И была у него дочь, красивая и добрая девушка. И захотел злой Змей Горыныч жениться на ней и похитил Принцессу. Загрустил Король, а королевство пришло в упадок. - Ребята, давайте поможем Королю, спасем Принцессу. - Для того, чтобы нам было легче, Король дал план своего королевства. Нам необходимо на песке построить владения Короля, а уж потом мы сможем найти дорогу к замку Змея Горыныча и освободить девушку. (Дети выстраивают на песке королевство). После того, когда будет закончена постройка, дети прослеживают маршрут и путешествуют по песку к дому Змея Горыныча, и освобождают Принцессу.

Август. 

  1. «Сад- огород».

Цель:  обогащать тактильный опыт; закрепить обобщение (овощи, фрукты); анализировать коммуникативные трудности (способность ребенка к общению и умение выражать словесно свои мысли).

Оборудование: песок, муляжи фруктов и овощей.

Ход занятия:

Предлагаем игрушечные овощи и фрукты и просим посадить сад и огород: фрукты - отдельно. Овощи - отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где растет.

«Расти, репка, на песке!»

Цель: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа); способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации. Дети и психолог откапывают фрагмент иллюстрации к сказке «Репка».

Оборудование: фрагмент иллюстрации к сказке «Репка» (иллюстрация наклеена на картон и обтянута прозрачной пленкой). В отдельной емкости у психолога находится набор маленьких фигурок — персонажей сказки «Репка». Педагог: Картинка, какой сказки здесь пряталась?

Ход занятия:

1. Дети перечисляют зверей—персонажей «Репки». Педагог: Давайте расскажем эту сказку и покажем в нашем «Песочном дворике». Вместе с детьми взрослый рассказывает сказку, постепенно выставляя персонажей сказки песке второй песочницы. Педагог может ставить в песок зверей, не имеющих отношение к сюжету, — дети поправляют его.

2.Педагог: Когда герои сказки вытянули репку, что они почувствовали?

Дети: Обрадовались!

Педагог: Как мы радуемся? Давайте покажем. (Дети изображают радость.) Почему дедушке и его помощникам все-таки удалось вытащить репку?

Дети: Потому что герои сказки все делали дружно, не ссорились. Даже кошка с собакой. И все друг другу помогали. Даже маленькая мышка помогала.

Педагог: И мы с вами дружно сказку рассказали. Хорошо у нас получилось?

Дети: Да!

Педагог: Давайте запомним: если что-то делать вместе и дружно, то все у нас чудесно получается. Мы молодцы! Похлопаем себе и друг другу.

3.Дидактическая игра « кто, что ест?»

4.Похвала и поощрение детей.

Сентябрь.

 «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильной чувствительности; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок.

1.Педагог: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

2.Упражнение "Необыкновенные следы"

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, "жучки здороваются").

«Одновременно».

 Цель: развивать мелкую моторику рук, синхронность движений; закрепить знание геометрических форм; воспитывать усидчивость.

Оборудование: песок, картинки с изображением геометрических форм.

Ход занятия:

Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток - один правой, другой – левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука - круги против часовой стрелки, а правая - по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 овала, 2 треугольника и т. д.

Октябрь.

«Кто где живет?»

Цель: развивать представления детей о свойствах песка (мокрый - сухой, холодный - теплый); закрепить знания о животных, умение отгадывать загадки; анализировать коммуникативные трудности ( способность ребенка выражать словесно свои мысли).

Оборудование: песочница, фигурки диких (лиса, медведь, заяц) и домашних животных (кот, собака, корова), лес, дом, ограда.

 Ход занятия

1.Ребенок здоровается с песком, определяет, какой он (мокрый - сухой, холодный - теплый). Пальчиковая гимнастика на песке.

2. Затем ребенок видит, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку, найти это животное и подсказать ему дорогу домой.

Загадки: Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит. (Собака).

Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой, под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Зимой - белый, летом - серый. (Заяц)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое, мычит: «Му-у... Молока кому?» (Корова)

Я умею чисто мыться, не водичкой - язычком, мордочка усатая, шубка полосатая. (Кошка) 3.Игра- занятие заканчивается, когда все звери найдут свои дом.

«Художник».

Цель: развитие тактильной чувствительности; развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека; формирование адекватной самооценки; повышение чувства ответственности.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

предложить ребенку нарисовать на песке пальцем или палочкой простые предметы (солнце, дерево, флажок и т.д.) Преимущество такого способа рисования состоит в том, что попытки получить качественный рисунок можно повторить многократно.

Ноябрь.

«Веселый человечек».

Цель: развивать мелкую моторику рук; продолжать формировать представления о строении тела человека; воспитывать аккуратность.

Оборудование: песок, палочки по количеству детей.

Ход занятия:

 В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать, на что же похоже.

«Точка, точка, запятая».

Точка, точка, запятая-

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик-

Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверное, ребенку самому захочется повторить эти строчки и изобразить человека.

«Вензеля из камушков».

 Цель: создавать модель своих фантазий на песке и пояснять их; совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; стабилизировать эмоциональное состояние.

Оборудование: песок, палочки, мелкие камушки.

Ход занятия:

 По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная геометрическая фигура. Выкладывание можно превратить в захватывающее соревнование.  Игра «Кто быстрее?»

  1. Декабрь. 

«Найди свой домик».

Цель: развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук; стабилизировать эмоциональное состояние детей; научить их прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения, способствовать получению начального опыта рефлексии (самоанализа); способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти; закладывать базу для формирования навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: две стандартные песочницы для песочной терапии. Одна заполнена песком на одну четверть объема, другая — на две третьих. В первой песочнице закопаны плоские деревянные вкладыши от фигурных рамок с изображением животных.

Ход занятия:

1.Проводится игра «Чувствительные ладошки».

 Педагог и дети по очереди оставляют на ровной поверхности песка отпечатки рук — то внутренней, то внешней стороны кисти. Закрепляют знания о свойствах песка.

2.Педагог: Давайте копнем песочек глубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Дети копают песок, обнаруживают плоские вкладыши в форме зверей.

Педагог: Смотрите: маленькие звери решили поиграть в прятки, сбежали из своих домиков и спрятались в песочке. Вы знаете, как эти звери называются? (Дети называют обнаруженных животных.) Давайте посмотрим, какие отпечатки оставляют звери на песке.

Педагог: Кажется, теперь звери наигрались в песочке и захотели домой. Давайте поселим зверей в свои домики.

Педагог: раздает детям рамки, к которым требуется подобрать вкладыши в виде фигурок животных. Дети подбирают к рамкам подходящие вкладыши.

Дети высказывают свои соображения: звери устали гулять. Они к маме захотели. Они соскучились по своему домику. Они спать хотят.

4.Похвала и поощрение детей.

  1.  «Что изменилось».

Цель: обогащать тактильный опыт; закрепить обобщение (дикие животные); закрепить представления о форме предметов;  анализировать коммуникативные трудности (способность ребенка к общению и умение выражать словесно свои мысли).

Оборудование: песок, фигурки деревьев, диких животных, палочки по количеству детей, объемные ( шар, цилиндр, куб, кирпич); плоскостные ( круг, квадрат, прямоугольник).

Ход занятия:

1.Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что изменилось в лесу за время отсутствия. Педагог рисует круг, квадрат, прямоугольник. Дети подражают его действиям.

2.Припоминание названий геометрических фигур. Д/и «Бомбочка». Педагог прячет в песке две геометрические фигуры (шар и цилиндр, куб и кирпич). Дети осторожно подкапывают песок и пытаются узнать фигуру. Если называют правильно, то достают ее из песка. - Какие это фигуры? - Объемные. Педагог показывает круг, квадрат, прямоугольник- Какие это фигуры? - Плоскостные. Рисование на песке плоскостных фигур.

руг на песке.- Какая фигура получилась? - Круг. Дети рисуют круг.

Использованная литература:

1 . Аромштам М. Игры влажном песке / / Дошкольное образование - июнь № декабрь 2006

2 . Андрунь С. Чудеса из песка / / Обруч № марте 2007

3 . Заботливая Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / январь, февраль / 2007

4 . Заботливая Н.Ф. Песочная терапия коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / июль , август / 2006

5 . Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия / / Дошкольная педагогика № 5 / сентября, октябрь / 2004

6 . Горошкова Л. Игры с песком и водой / / Дошкольное воспитание № 6 /89

7 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии

8 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / СПб . : Язык: ТЦ Сфера , 2001

9 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры М. . : Детство - Пресс , 2002

10 . Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. , Грабенко Т.М. Чудеса на песке : Практика песочной терапии (диск )

11 . Кичура В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста / / Дошкольная педагогика / травень/2008

12 . Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно - количественных представлений у дошкольников с ЗПР / / Дошкольная педагогика / май , июнь / 2005

13. Семенова А. В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста , имеющих проблемы в развитии / / интернет

14 . Сакович Н.А. Технология игры в песок . Игры на мосту . - М. . : Язык , 2008 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

План-программа кружка по песочной терапии "Чудесный песок"

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — оди...

Программа занятий по песочной терапии " Волшебный песок"

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе в...

Конспект занятия по песочной терапии Тема: «Песочная поляна».

Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира...

План-программа МПДС 7 "Песочная терапия"

Мастер класс для педагогов на уровне МБОУ Школа №1на тему: «Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДО»...