УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ХОДЬБЫ И БЕГА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа) на тему

Цыпкина Тамара Валентиновна

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ХОДЬБЫ И БЕГА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в статье рассматриваются проблемы ухудшения здоровья детей, определяется значение утренней гимнастики в обеспечении высокого качества жизни младших дошкольников Ключевые слова: утренняя гимнастика, здоровье детей, ходьба и бег Беседы о здоровье человека актуальны с незапамятных времен и собирают огромное количество участников. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, высокой умственной и физической работоспособностью и полный сил будет стремиться осуществить самые смелые замыслы, взгляд его будет устремлен в будущее и, невзирая на профессиональные и бытовые трудности, осуществит намеченное и достигнет поставленных целей. Человеческое общество достигло высочайших вершин во многих областях науки и техники, медицины и в освоении космоса, но эти темпы его развития требуют не только высоких интеллектуальных, но физических качеств человека, а именно крепкого здоровья. Здоровье – это важнейшая характеристика человеческого и трудового потенциала, человеческого капитала. Экспертами ВОЗ доказано, что улучшение качества и увеличение продолжительности жизни населения ведет к ускорению экономического развития государства, росту его валового национального продукта [3]. Современное Государство приложило гигантские усилия, направленные на оздоровление нации и окружающей среды. Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важности не только в нашей стране, но и в мире в целом остается здоровье детей, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и наряду с другими демографическими показателями является чутким барометром социально-экономического развития страны. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а не имеющих отклонении в здоровье — снизилось в 3 раза, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Также проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров детей (383 чел., в т.ч. 200 мальчиков и 183 девочек), посещавших старшие и подготовительные группы 6 ДОУ (руководители исследований д.м.н. П.И. Храмцов и д.м.н. профессор Е.Н. Сотникова) [9]. Осмотры проводились врачами специалистами детских поликлиник, к которым прикреплены ДОУ, выполнялись антропометрические измерения и анализы. В результате установлено, что 17,3% детей являются абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 29,4% имеют лишь функциональные отклонения (II группа здоровья), 52,8% детей страдают хроническими болезнями в стадии компенсации (III группа) и 0,5% – хроническими болезнями в стадии субкомпенсации (IV группа здоровья). Распространенность функциональных отклонений среди детей дошкольного возраста составляет 1425,6‰, в т.ч. среди мальчиков – 1545‰, среди девочек – 1295,1‰. Немаловажную роль в воспитании здорового члена общества отводится ДОУ, вошедшим в историю России более 150 лет назад и на протяжении всего этого времени приоритетным направлением их деятельности является укрепление здоровья дошкольников. Детские дошкольные учреждения, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», являются уровнем общего образования, и это значит, что они теперь должны работать в соответствии со стандартами. ДОО, которые является первой ступенью образования, призваны совместно с семьей создавать благоприятные условия для воспитания здорового образа жизни у ребенка-дошкольника. ДОУ разрабатывает, апробирует, конструируют и реализует современные здоровьесберегающие программы и методики, и поэтому ДОО поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности. О качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая составляющая. Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, гигиенисты имеют в виду, прежде всего, рационально организованный учебно-воспитательный процесс, который организован с соблюдением условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья. Чтобы вышеперечисленное не осталось просто декларацией, нужно преодолеть негативные тенденции в состоянии здоровья детей, уйти от единообразия и унифицированности образования, создать условия для вариативной и личностно-ориентированной педагогики. Принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического и психического здоровья детей. В современных программах одной из главных задач физического воспитания является развитие у детей основных движений и, в первую очередь, ходьбы и бега, как основных способов передвижения человека. Они помогают ребенку знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свои представления о нем. Движения оказывают благоприятное воздействие на физиологическое и всестороннее развитие детей. Академик К.М. Быков говорит: «Действительно, без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания» [3]. Забота государства о здоровье населения, большой процент больных детей, несовершенство законодательных актов, - все это подтолкнуло к созданию ФГОС - нового стандарта, направленного на развитие дошкольного образования в Российской Федерации [1]. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Одной из пяти образовательных областей является «Физическое развитие», где перечислены виды двигательного поведения ребенка. Одним из целевых ориентиров ФГОС и задачей приоритетной образовательной области является, то что у ребёнка не только развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, а в частности ходьбой и бегом, но и правильно может их выполнять, может контролировать свои движения и управлять ими. Также многое зависит от воспитателя, от его умения в соответствии с ФГОС так сформировать предметно-развивающую среду, чтобы создать условия для формирования у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивать инициативность и обеспечить самореализацию через различные виды деятельности. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….» Е. И. Тихеева [7]. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС: развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения и т.д. Однако не все дошкольные учреждения в достаточной степени укомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких как труд, здоровье, физическая культура и др. Слабая включённость родителей в образовательный процесс, невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в дошкольном образовании, навыками коллективного планирования, отсутствие навыков разработки целевых программ, программ. Недостаточно оснащены группы, изношенный материал, воспитатели консервативны, - не многие способны быстро перестроится под новые требования. В педагогическом процессе не отработаны приемы при серьезных изменениях, больших количествах детей, загроможденности групп. Все эти противоречия препятствуют освоению и реализации ФГОС. В тоже время ребенок ведет малоподвижный образ жизни, практически не играет на дворе, в спортивные игры, проводит все свое свободное время у экрана телевизора или компьютера. Мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. К такому мнению приходят многие ученые, в частности Мелехов, Калмыков, Быков. По их мнению, одной из задач воспитания является развитие основных движений, в частности, ходьбы и бега, закрепление этих навыков, хорошая координированность при их исполнении, уверенность при ходьбе, комфортность при выполнении. Ходьба и бег составляют важную жизненную необходимость, основу для развития ребенка, они помогают ему знакомиться с окружающим миром, активно воспринимать его, обогащать свое представление о нем. Развитие движений ребенка зависит от окружающих его условий и прежде всего, от соответствующего воспитания и обучения. Наше исследование посвящается формированию и закреплению навыков ходьбы и бега, различных упражнений, выполняемых на утренней гимнастике. Утренняя гимнастика является компонентом любой программы. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а так же всестороннему совершенствованию личности ребенка. Чем быстрее у ребенка будут сформированы основные движения - ходьба и бег, тем уверенней ребенок будет чувствовать себя в обществе, быстрее социализируется, разовьет наблюдательность, овладеет анализом и синтезом. Э.Я. Степаненкова в книге «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» пишет, что формирование навыка - это длительный и сложный процесс, и проходит в три стадии [6]. Для того чтобы эти стадии осуществились, нужно использовать различные средства. С.О. Филлипова советует использовать физкультурные развлечения, а Демчишин А.А. считает основой всего спортивные и подвижные игры, Глазырина Л.Д. рекомендует использовать строевые упражнения и спортивные праздники [8][5][4]. Для того чтобы движения у детей правильно развивались и совершенствовались, требуется большая работа воспитателя. Известно, что в процессе образования навыков лежит механизм выработки условных рефлексов. В дальнейшем воспитатель стремится к тому, чтобы навыки ходьбы и бега детей становились все более согласованными, ловкими, свободными, чтобы дети без усилий могли целесообразно применять их в разнообразных условиях. Ключиком к выработке данного умения является утренняя гимнастика. А учитывая, что у нас дети младшего дошкольного возраста, мы вносим поправку в утреннюю гимнастику и она носит сюжетный характер. Сюжеты подбираются с учетом возраста детей и строятся по мотивам русских народных сказок, фольклорного жанра, а также могут отражать времена года. В основе каждого комплекса - занимательный сюжет, что позволяет не только сделать занятия утренней гимнастикой интересными для детей, но и закрепить навыки ходьбы и бега младших дошкольников. Наше исследование проходит в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждение детский сад № 114 Центрального района Санкт-Петербурга, в младшей группе. Наше ДОО имеет летнюю загородную дачу в поселке Комарово и неоднократно награждалось Комитетом по образованию за лучшую организацию отдыха и оздоровления воспитанников дошкольных учреждений. ДОО нацелена на здоровьезберегающие технологии в соответствии с ФГОС и поэтому администрация сада заинтересована в результатах нашего исследования. Мы предполагаем, что к концу нашего исследования у нас сформируется серия конспектов сюжетных утренних гимнастик с рекомендациями для родителей и воспитателей. Список литературы 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". 2. Suhrcke M., McKee M., Rocco L. Инвестиции в здоровье: ключевое условие успешного экономического развития стран Восточной Европы и Центральной Азии. – Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения, 2008. – 274 с. 3. Быков К.М. Развитие идей И. П. Павлова // Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения акад. И. П. Павлова, 28 июня —4 июля 1950 г.»/. —М.—Л. — 14 с. 4. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: пособие для педагогов дошк. учерждений /. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 271 с. 5. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков /. – К.: Здоровье, 1998. – 168 с. 6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. 7. Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей» — М., 1965г. —118 с. 8. Филиппова С. О., Волосникова Т. В., Каминский О. А. и др. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений /.— М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с. 9. Храмцов П. И., Молдованов В. В., Сотникова Е. Н. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. — М., 2004. — Ч. 3. — С. 281—282.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pavskaya-andreeva.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга «Утренняя гимнастика как средство закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников» Научный руководитель - Павская Елена Михайловна Выполнила: Андреева Тамара Валентиновна обучающаяся ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1, группа 4а

Слайд 2

использование сюжетной утренней гимнастики в целях закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников процесс закрепления навыков ходьбы и бега у младших дошкольников ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : изучение возможности закрепления навыков ходьбы и бега и разработка серии конспектов утренней гимнастики сюжетного характера для детей младшего дошкольного возраста О б ъект исследования Предмет исследования

Слайд 3

Задачи утренней гимнастики Повышать настроение Помогать быстрее проснуться Улучшать общее самочувствие Способствовать хорошей осанке Укреплять здоровье Улучшать подвижность суставов Укреплять мышечную систему Активизировать работу всех систем организма (дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.)

Слайд 4

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень сформированности навыков ходьбы и бега у младших дошкольников можно повысить, если использовать утреннюю гимнастику, при условии ее сюжетного характера

Слайд 5

Поставленные задачи

Слайд 6

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 114 Центрального района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ БЕГА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Утренняя гимнастика как средство приобщения детей к истокам народной культуры

В данной статье я предлагаю вниманию педагогов опыт создания тематических комплексов утреннией гимнастики....

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет»

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет» Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важн...

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников.

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников....

Значение подвижных игр в формировании навыка ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Статья посвещена значению подвижных игр на формирование навыка ходьбы и бега младшего дошкольного возраста.Она предназначена для воспитателей младшего дошкольного возраста и обращает внимание н...

Утренняя гимнастика как средство приобщения младшего дошкольника к здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и  воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, ...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство оздоровления и развития дошкольников»

Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье и детском саду....