Игровое пространство ДУ, как здоровьесберегающий фактор
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2083 детский сад «Семицветик»
Тема: Игровое пространство ДУ,
как здоровьесберегающий фактор.
Воспитатель:
Самсонова Н.Ю.
2014 год
«Забота о здоровье детей –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. К сожалению, исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально - экологических условий жизни, несбалансированностью питания, снижением оздоровительной и воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях
Усилия работников ДОУ сегодня полностью нацелены на оздоровление ребенка -дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Новое время предъявляет новые требования к качеству образования, модернизация которого не только государственное требование, но и условие развития общества. Условия его выживания в постоянно изменяющихся, непредсказуемых условиях.
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К сущностным характеристикам предметно - пространственной среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
- современный дизайн;
Поэтому, в ДОУ следует уделять особое внимание вопросам окраски и освещения интерьера, так как свет создаёт оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.
Цвет вызывает определённые эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Все отделочные материалы должны быть экологически чистыми,
соответствовать санитарным и пожарным нормам, требованиям техники безопасности.
Стратегию и тактику построения среды выстраивать, опираясь на особенности личностно – ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:
- в общении с детьми придерживаться положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- содействовать становлению ребёнка, как личности;
- обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру;
- радости существования;
- развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности;
- знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослых – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которая даёт простор изобретательству, открытиям.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслемо без реализации такого важного принципа – как принципа индивидуально – дифференцированного подхода к детям.
В группах создаются условия для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным требованием ребёнка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра.
Помимо двигательного центра, в группах организуются следующие подпространства:
-Уголок природы.
-Познавательно – исследовательский центр.
-Книжный уголок (речевой деятельности).
-Центр дидактических игр и мелкой моторики.
-Строительно – конструктивный центр.
-Уголок изодеятельности.
-Уголок театрализации и музыкальной деятельности.
-Учебная зона.
-Зона ПДД и гараж.
-Уголок сюжетно – ролевых игр.
-Зона для кукол.
-Уголок уединения.
Центры и уголки, созданные в группе «подсказывают» ребёнку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребёнку, дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.
Организация предметно – пространственной среды рассматривается, как весьма важное средство обучения, воспитания и оздоровления детей и эффективно только тогда, когда оно соответствует возрастным особенностям детей, и их интересам.
Все имеющиеся в группе игрушки и материалы должны находиться в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.
Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать обыкновенное в необыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращать внимание на:
-Личную гигиену.
-Проветривание.
-Влажную уборку.
-Режим питания.
-Правильное мытьё рук.
-Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.
-Полоскание ротовой полости после еды.
-Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
При создании предметно – пространственной среды учитывать, что прогрессивное воздействие на ребёнка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности.
В образовательных деятельностях давать понятия об использовании воды и воздуха человеком, учить правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
Предметно – пространственная среда – это мощный обогащающий фактор детского развития, который способствует:
- Обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни.
-Воспитанию и развитию ребёнка в коллективе.
-Развитию опорно – двигательного аппарата.
-Развитию у детей организованности, инициативности.
-Умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
-Самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр.
-Обогащению нравственно – эстетическими ценностями.
-Развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и др.
-Формированию личности.
В целях оздоровления детей ежемесячно планируется работа с родителями по здоровому образу жизни. Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы, праздники и развлечения.
Работники ДОУ реализуют здоровьесберегающие технологии на основе личностно – ориентированного подхода.
Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.
Содержание данной работы включает в себя:
· мониторинг состояния развития;
· определение уровня здоровья;
· наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.
Лечебно-оздоровительная работа
Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.
Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.
Физкультурно-развивающая работа
Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.
Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.
Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
Психолого-педагогическая деятельность
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.
Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.
Задачи:
· создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
· формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
· создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Здоровьесберегающие компоненты
Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:
· введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);
· личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);
· интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Предметно-пространственное обеспечение.
Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.
Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.
Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.
Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.
Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.
1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
2. Физкультурно-развивающая работа.
3. Психологическое сопровождение.
Кадровое обеспечение.
Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.
Таким образом, современные подходы к организации предметно – пространственной среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
В соответствии с ФГОС к «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования» в нашей работе образовательная область «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Физическая культура» через рациональную организацию двигательного режима, включающего в себя: утреннюю гимнастику, двигательную деятельность на прогулке, непосредственно организованную совместную двигательную деятельность педагога и детей, динамические паузы, самостоятельную игровую деятельность детей, праздники и досуги, дыхательную гимнастику, бодрящую гимнастику после сна. Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей, закрепление двигательных навыков.
В непосредственно образовательную двигательную деятельность включаю игры-массажи, пальчиковую гимнастику, ходьбу по массажным дорожкам для укрепления ног, свода стопы и для профилактики плоскостопия. Организованная двигательная деятельность несёт в себе определённую «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной
Активный отдых (развлечения, праздники, «Дни здоровья», досуги) позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности.
Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому, мы понимаем, от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Мы добиваемся благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляем личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. В группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Также в группе созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении: оборудована зона двигательной активности, которая оснащена физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками, дорожками здоровья. Физкультурный инвентарь и физкультурные пособия соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняются с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы, двигательных предпочтений в зависимости от пола.
В группе проводим и специальные закаливающие процедуры – обширное умывание, полоскание рта, солнечные и воздушные ванны, игры с водой, хождение босиком по корригирующим дорожкам. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их методика и вид меняются в зависимости от сезона и погоды.
Подвижные игры – один из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. В группе составлена иллюстрированная картотека для организации подвижных игр дошкольников. Материал составлен с учётом основных направлений физического развития и предназначен для формирования и закрепления двигательных навыков, развития физических качеств и общения в процессе игры.
На мой взгляд, главная задача педагога – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность, организованная в группе, помогает нам реализовать эту задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование игрового образовательного пространства ДОО как здоровьесберегающее развитие детей 6-7 лет
диссертация...
Семинар практикум для педагогов: "Игровой самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста".
Семинар практикум для педагогов использование самомассажа как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....
Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми
В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги...
Консультация для педагогов на педсовете «Игровое пространство ДОУ как здоровьесберегающий фактор»
Современная система образования, определяющая развитие ребенка в дошкольном возрасте, ориентирована на сбережение и поддержание его здоровья как высшей ценности в жизни человека.Здоровье...
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...
Мастер-класс "Игровой массаж как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста"
Познакомить участников мастер – класса с игровым массажем, как здоровье сберегающий фактор в работе с детьми дошкольного возраста....
Игровые самомассажи как здоровьесберегающий фактор в работе с детьми
В настоящее время существует ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги испо...